Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Представлены методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики начиная с раннего возраста и заканчивая подготовительной к школе группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» №38 «Гвоздика»
Фронтальная консультация для воспитателей
на тему:
«Методические рекомендации
по выполнению артикуляционной гимнастики»
Составитель:
учитель-логопед МДОУ
ДС№38 «Гвоздика»
Осипян Э.К.
С. Кочубеевское, 2021 г.
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика ранее была доступна только специалистам логопедам. На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
Методические рекомендации к проведению упражнений:
1. Познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами).
2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Упражнения надо выполнять медленно перед зеркалом. Воспитатель организует работу следующим образом:
- рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;
- показывает его выполнение;
- упражнение выполняют все дети;
- воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Полезно задавать детям наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?). Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с этими последними дополнительно индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома (по 5 минут 2 раза в день - утром и вечером).
3. Постепенно темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
4. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-10 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
5. Если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в словах и в фразовой речи.
Буденная Т.В. условно выделяет рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста.
С детьми второй младшей группы упражнения проводятся в игровой форме. Объем требований к их выполнению не велик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.
Для детей средней группы требования к выполнению упражнений повышаются. На основе ранее приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одного уклада на другой.
В подготовительной группе требования к выполнению упражнений высокие. Упражнения должны выполняться четко и правильно. В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удержать положение языка некоторое время без изменений.
Картотека артикуляционной гимнастики
Игры для губ
Цель: развитие артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики.
Трубочка
Воспитатель предлагает детям стать музыкантами и поиграть на духовых инструментах. Для этого им нужно вытянуть губы вперед «хоботком» и подержать их в таком положении 10 секунд. Потом следует расслабить губы.
Окошко
Воспитатель декламирует стишок:
Приоткройте рот немножко,
Губки сделайте «окошком».
Дети должны раздвинуть и слегка вытянуть вперед губы так, чтобы они приняли форму квадрата.
Зубки все в рядок стоят,
Все в окошечко глядят.
Дети удерживают губы в такой позиции до тех пор, пока воспитатель договорит стихотворение до конца. Затем расслабляют их.
Бублик
Перед выполнением упражнения воспитатель просит детей отгадать загадку:
Маленькое, сдобное
Колесико съедобное.
Но его сама не съем.
А раздам ребятам всем.
Когда дети произнесут отгадку «бублик», воспитатель предлагает детям изобразить бублик губами. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой», а затем округлить их. При этом надо стараться держать их таким образом, чтобы были видны зубы (зубы должны быть сжатыми). В таком положении следует досчитать до 5 и расслабиться.
Игры для языка
Цель: научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.
Иголочка
Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.
Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.
Непослушный язычок
Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.
Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.
Чистим зубы
В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.
Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.
Парус
Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.
Плывет кораблик по волнам,
Рвется парус к облакам.
К борту волны поднимаются,
И о кораблик разбиваются.
Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка. Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.
Котенок
Воспитатель рассказывает стихотворение:
Котик любит молоко:
Лишь нальешь — слизнет он вмиг.
Лакает живо и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.
Игры для щек
Цель: укрепление мышц щек.
Шарик
Воспитатель просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.
Хомячок
Детям предлагается рассмотреть картинку, видео или даже живого хомячка и обратить внимание на его щеки. Можно показать, как они увеличиваются, когда хомяк что-то запихивает себе в рот.
Надувает хомяк щечки,
Зерно держит он в мешочках.
Щечки мы надуем тоже,
Вместе хомячку поможем.
Дети закрывают рот и надувают щеки. В таком положении они находятся около 5 секунд. Затем расслабляются.
Игры для выработки правильного произношения звуков
Барабанщик
Цель: отработка произношения звука [д].
Сначала воспитатель дает детям послушать звучание барабана и просит определить, какой музыкальный инструмент издает такие звуки. Обращает их внимание, что он звучит ритмично, в разном темпе. Можно продемонстрировать видео с изображением игры на барабане.
Теперь дети должны попробовать имитировать звучание барабана с помощью язычка. Им нужно улыбнуться, приоткрыть рот, а языком упереться в бугорки над верхними зубами. Губы и рот должны оставаться в таком положении до окончания выполнения упражнения.
По команде воспитателя дети начинают постукивать язычком, произнося при этом звуки [д-д-д-д-д]. Сначала надо делать это медленно, а затем убыстрять темп (так чередуется несколько раз).
Парашют
Цель: учить создавать воздушную струю, необходимую для произнесения шипящих и сонорных звуков.
Сначала можно загадать загадку:
Спрыгнул с вертолета вниз —
На цветке большом повис.
Как земли коснешься,
То цветок свернется.
Чтобы изобразить парашют детям нужно положить на кончик носа маленький шарик из ваты. Язык сложить в форме «чашечки», высунуть его вперед и прижать к верхней губе.
Задание игры — попытаться сдуть ватку с носа таким образом, чтобы она подлетела вверх, а затем опустилась на стол.
Комарик
Цель: отработка произношения звука [з].
Воспитатель читает детям отрывок из сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха»:
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик.
И в руках его горит
Маленький фонарик.
Он напоминает детям, как выглядит комар, и просит вспомнить, какие звуки он издает. Чтобы правильно произнести этот звук, детям нужно открыть рот и растянуть губы в улыбке. Затем поднять язык за верхние зубы и длительно протяжно произнести звук [з]. Надо следить, чтобы рот все время был открыт. Если будет трудно удерживать его в таком положении, можно помочь себе пальцами.
Молоток
Цель: подготовка к произношению звуков.
Сначала дети должны отгадать загадку:
Инструмент в хозяйстве нужен.
Очень он с гвоздями дружен.
Им я гвозди забиваю.
Папу с мамой забавляю.
Затем им предлагается постучать языком как молоточком. Для этого нужно открыть рот, а языком упереться в верхние зубы. Стучать нужно ритмично, создавая легкую вибрацию. Надо следить, чтобы кончик языка не опускался вниз и не высовывался изо рта. После 6 – 7 ударов необходимо передохнуть и повторить снова.
Футбол
Цель: отработка создания воздушной струи, необходимой для произношения свистящих звуков.
Перед началом игры можно спросить у детей, кто любит играть в футбол. Дети должны вспомнить, в чем заключается суть игры.
Затем воспитатель предлагает попробовать забить мяч в ворота с помощью языка. На столе устанавливаются маленькие ворота (можно сделать их из конструктора), в роли мяча будет ватный шарик.
Дети должны открыть рот и высунуть язык. У языка нужно приподнять боковые края (нельзя складывать язык в «трубочку»). Теперь следует попытаться сдвинуть «мячик» сильно подув на него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей
Многие родители сталкиваются с трудностями выполнения артикуляторной гимнастики с детьми дома. Данные рекомендации направлены на обогащение знаний родителей о строении речевого аппарата, о возможностя...
Рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики.
Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила: не принуждать, выполнять без напряжения, выполнять последовательно....
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...
Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики
В этой статье:1. Что такое артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна.2. Рекомендации для выполнения гимнастики....
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики....
Консультация для воспитателей " Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики"
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата....