Доклад из опыта работы "ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".
статья по развитию речи (младшая группа)
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Милова О.В., воспитатель, Детский сад «Колокольчик» с.Борское
Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Она стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает всё богатство родного языка, его выразительные средства соответствующие характеру героев и их поступков.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с ними стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!
В детском саду используются разнообразные виды театра: (на слайде) картинок, театр игрушек, театр кукол.
Сказки, в которые мы играем, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа. Очень важно, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и воплощать собственные замыслы. И очень важно поддерживать ребенка в этом, чтобы заложить основу творческого восприятия мира.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе, диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, и словарный запас.
Пальчиковый театр – это театр, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Театр картинок (фланелеграф) – такой вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Маленькие дети очень любят рассматривать картинки в книгах, но если картинки ещё и «оживают» с помощью взрослого, они получат еще большее удовольствие.
Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. Ребенок избавляется от переживаний или страха путем решения той или иной конфликтной ситуации в игре с куклой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты в работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Печаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаиваться, если она плачет, кормить кашей.
Ввиду того, что речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии, поэтому для каждого речевого этапа подобраны театрализованные игры, составлена картотека по развитию речи.
Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков воспитатель может разыгрывать для детей спектакли – миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, яркое оформление, и точное слово, и музыка. Организация таких миниатюр пока не требует особой подготовки, дети в основном выступают в роли зрителей.
С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей.
Первоначально формируем умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними. На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях).
Игра-ситуация «На нашем дворе»
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.
Для разыгрывания этой небольшой сценки использовали театр резиновых игрушек.
Театр конусной игрушки. «Заюшкина избушка» Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.
На данном этапе с детьми ведем беседы по содержанию сказок, рассматриваем иллюстрации к сказкам.
Рассказ и показ сказки «Репка», беседа по содержанию сказки.
Цель: Развивать умение детей быть доброжелательным зрителем, дослушать сказку до конца. Побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз. В беседе по сказке используем театр на фланелеграфе.
Во время режимных моментов, при разыгрывании сценок по стихотворениям А. Барто «Игрушки», я предоставляла детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизировала их речь, и закреплялись игровые действия с помощью игрушек.
Игра-ситуация «Выходили утята на лужок» Цель: Развивать интонационно-речевые умения детей; учить следить за словами и действиями героев-игрушек. Особое внимание уделяю интонационной выразительности. Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
Театрализованная игра по сказке «Колобок».
Цель: Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами. Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, развивать внимание и наглядно - действенное мышление; учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д. Для демонстрации сказки использую театр на фланелеграфе.
Знакомя детей с потешками можно наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.
Дети очень полюбили потешки игрового характера, активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. При чтении потешки «Огуречик, огуречик…», проводили игры на прогулке. Цель: Развитие внимания, обогащение словарного запаса; воспитание осторожного поведения; освоение ласкового обращения (огуречик, хвостик, мышка).
Знакомя детей с некоторыми потешками во время режимных моментов «Наши уточки…» мы побуждали их к звукоподражанию птиц, животных.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда я появляюсь в какой либо роли они с интересом рассматривают мой костюм, корзиночку, которую я держу в руках. С восторгом встречают игру «Коза рогатая». Цель: Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток с педагогом: договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям. Приподнятое настроение детей вызывает желание общаться с персонажем.
Мы учили малышей действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек Для этого проводили логоритмические игры. Первоначально сама проговаривала и сама проделывала движения, а дети слушали и смотрели. Затем они точно выполняли движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»
Таким образом к 3 годам мои воспитанники узнают персонажей сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и знают их содержание. У детей наметилась положительная динамика в развитии речи. Средствами театрализованных игр я вовлекала детей в диалог, обогащала активный словарь, развивала навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на речевое развитие.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими красками, впечатлениями и радостью творчества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Игра -ведущий вид деятельности детей дошкольников, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Она стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат . Ребенок усваивае т всё богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтоб его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Театр кукол. Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки. Все они знакомы детям и взрослым и очень любимы. Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом . Пальчиковый театр – это театр, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту).
Театр картинок ( фланелеграф ) – такой вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками . Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи . Театр на перчатке . Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. Ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения той или иной конфликтной ситуации в игре с куклой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Печаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
В работе мы выделили два направления: Использование театрализованных игр в играх – занятиях по развитию речи Использование театрализованных игр в повседневной жизни .
Речь детей раннего возраста имеет этапность в развитии , поэтому для каждого речевого этапа подобраны и театрализованные игры. Первоначально формируем умение слушать образную речь, воспроизводить звукосочетания, слова, так же знакомим детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними ( игра с куклой, игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях).
Игра-ситуация «На нашем дворе» Цель : Вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого. Для разыгрывания этой небольшой сценки использовали театр резиновых игрушек . Театр конусной игрушки . « Заюшкина избушка » Цель : поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. На данном этапе с детьми ведем беседы по содержанию сказок, рассматриваем иллюстрации к сказкам . Театрализованная игра по сказке «Колобок» . Цель : Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами. Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, развивать внимание и наглядно - действенное мышление; учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь : круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д. Для демонстрации сказки использую театр на фланелеграфе
Знакомство с потешкой Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой .
Мы учили малышей действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в знакомых животных. Для этого проводили игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых
К 3 годам мои воспитанники узнают персонажей сказок «Курочка Ряба» , «Репка» , «Колобок» , «Теремок » и знают их содержание. У детей наметилась положительная динамика в развитии речи . Средствами театрализованных игр я вовлекала детей в диалог, обогащала активный словарь детей, развивала навыки фразовой речи. Таким образом театрализованные игры способствуют речевому развитию детей.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста"
Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...
Презентация: "Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста".
Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...
Игра как средство развития детей раннего возраста
Значение дидактической игры в воспитании детей...
Консультация для родителей "Игра как средство развития детей раннего возраста"
В раннем детстве основным развивающим и обучающим фактором для детей является игра. Какие виды игр для детей младшего дошкольного возраста существуют, и как их можно применять на практике, расскажет с...
Игра как средство развития ребенка раннего возраста
Специфика дошкольного возраста такова, что развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во г...
Развивающая игра как средство развития детей раннего возраста по ФГОС.
Развивающая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста по ФГОС. Ранний возраст – это неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фу...