проект Зимушка - красавица
материал (подготовительная группа)
Образовательный проект «Зимушка – красавица»
в старшей группе
воспитатель: Топорищева Е.И.
Вид: информационно – исследовательский
Время проведения: с 11 по 22 января
Участники проекта: воспитатель, дети и родители.
Актуальность: Окружающая природа является неотъемлемой частью жизни ребенка, его привлекает красота явлений природы, богатый и разнообразный мир растений, животных. Дети в недостаточной степени имеют представления: о характерных явлениях зимней погоды, о свойствах воды, снега, льда в холодный период, почему по-разному ведут себя птицы и животные. Не всегда видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Важно заложить основы понимания зависимости объектов живой и не живой природы от явлений в зимний период. Научить детей наблюдать, исследовать, размышлять и чувствовать природу, ярко эмоционально воспринимать, видеть ее красоту, проявлять заботу и бережное отношение.
Цель: Продолжать расширять знания детей о времени года зима, обогащать знания об особенностях зимней природы. Формировать представления о зависимости живой и неживой природы в зимний период. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, поисково – исследовательскую активность.
Задачи:
- Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
- Формировать знания о взаимосвязи и взаимозависимости живой и не живой природы.
- Знакомить детей с сезонными изменениями растений, с жизнью и условиями приспособления птиц и животных.
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, поисково – исследовательскую активность.
- Развивать связную речь, мышление, память, восприятие.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
- Вовлечь родителей в совместное творчество с детьми, способствовать улучшению детско – родительских отношений.
Ожидаемые результаты:
- Дети получат расширенные знания о зиме. Научатся различать зимние явления: мороз, снег, иней, гололед, заморозки, метель, снегопад. Понимание как они воздействуют на жизнь и деятельность человека.
- Дети узнают о жизни птиц и животных, об их умении приспосабливаться к условиям. Научатся видеть взаимозависимости и взаимосвязи в природе, умение размышлять, строить предположения и делать маленькие выводы и умозаключения.
- С формируется устойчивый познавательный интерес к зимней природе, наблюдательность.
- Разовьется у каждого ребенка поисково – исследовательская активность, инициатива, самостоятельность.
- Свое восхищение красотой зимней природы, дети будут отражать в продуктивной деятельности работая с различными материалами, приобретут опыт творческого взаимодействия друг с другом, сложатся положительные дружеские взаимоотношения между детьми.
- Дети усвоят правила безопасного поведения и игры на улице со снегом, на льду.
- За ложатся основы бережного и заботливого отношения к растениям, животным, птицам.
1 этап. Подготовительный.
№ | Мероприятия | Цели |
| Подбор иллюстраций к альбому «Зима», «Игры и зимние забавы», «Безопасность зимой» Оформить альбомы «Животные леса», «Домашние животные зимой» «Зимующие птицы», «Деревья и кустарники зимой». «Зимние виды спорта» Подбор сюжетных картин «Зимние развлечения детей», «У кормушки», «Игры зимой», «Зима в лесу»
Подбор художественного материала.
Консультация для родителей «Безопасность детей и взрослых на водных объектах в зимний период»»
Родителям подборка стихов о зиме «Учим вместе с ребенком»
Акция для пап «Снеговые детские лопатки»
Вовлечение родителей в совместное творчество с детьми в рисунках «Красавица зима» создать групповой альбом. | Пополнить предметно – пространственную среду разнообразным наглядным материалом по теме «Зима»
Подобрать художественные произведения с наглядными иллюстрациями; стихи, рассказы, сказки, загадки, пальчиковые игры.
Информирование родителей о важности правильного одевания ребенка в зимний период.
Заинтересовывать родителей образовательной деятельностью в ходе проекта. Желание совместно учить стихи. Развивать у детей память, интонационно – выразительную речь. Заинтересовать пап и привлечь к изготовлению снеговых лопат для детей.
Содействовать формированию положительного сотрудничества в детско – родительских отношениях. |
2 этап. Основной.
Реализация проекта
№ | Мероприятия | Цели |
| Беседа «Что мы знаем о зиме»
Беседа «Зима в лесу» (со стихами)
Беседа «Помоги птицам»
Беседа «Как зимуют домашние животные»
Общение «Зачем нам зима?» (с загадками)
Презентация «Дикие звери зимой»
Презентация «Птицы зимой»
Общение «Веселые забавы и зимние виды спорта»
Составление рассказов по сюжетной картине; «У кормушки» «Таня не боится мороза» «Зима в лесу» «Зимние истории»
Пересказ рассказа Л.А. Пеньевская «Как Миша варежку потерял»
Словесная игра «Кто больше слов скажет»
Словесная игра «Кто заблудился»
Загадки «Зима» (Явления, птицы, животные, деятельность человека)
Заучивание: С. Есенин «Береза» И. Суриков «Зима» Н. Рубцов «Про зайца» Чтение: «Снегурочка»( по народным сюжетам) В.Одоевский «Мороз Иванович» С.Маршак «Двенадцать месяцев» Братья Гримм «Госпожа Метелица» нанай. ск. «Айога» В.Даль «Старик – годовик» Ю.Коваль»Стожок» Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» С.Есенин «Пороша» А.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя»
Т.А.Шорыгина «Про зайчика» «Как лиса мышкует» «Еж», «Белка – парашютистка» «Волк и медведь» Поговорки о зиме: «Что летом родится, то зимой пригодится» «Зима не лето, в шубу одета» «Снега надует, хлеба прибудет» «Мороз не велик, да стоять не велит»
Пальчиковая гимнастика: «Снежок» «Мы во двор пошли гулять»
Наблюдения; «Небо и солнце»
«Иней», «Снегопад»
«Деревья и кустарники»
«Зимний ветер»
«Свойства воздуха зимой»
Исследовательская деятельность: Опыт 1 «Снег – снежок»
Опыт 2 «Чистый ли белый снег»
Опыт 3 «Где лучики?»
Опыт 4 «Почему снег греет»
Опыт 5 «Какие свойства?»
Опыт 6 «Замерзание жидкостей»
Опыт 7 «Откуда берется иней»
Опыт 8 «Ледяной секретик»
Опыт 9 «Где прячутся листья»
Минутки осторожности: «Снег и лёд не бери в рот» «Осторожно, гололед» «Как заботиться о здоровье зимой»» «Не ходи по замерзшим водоемам»
Д./и. «Времена года»
Д./и. «Когда это бывает?»
П./и. «Два Мороза»
П./и. «Совушка»
Игровое упражнение «Снежные круги»
Имитационные игры: «Снег, снег кружится» «Снежная буря»
Народные игры: «Катание на санках» «Лепим снежную бабу» «Снежки» С./р.и. «Семья» Игр. сит, «Идем на прогулку»
Труд: «Кормление птиц на кормушках»
«Расчистка дорожек от снега»
Рисование «Деревья в инее»
Рисование «Зимняя ночь»»
Рисование «Летят снежинки – балеринки»
Лепка «Снежинка»
Лепка «Дети играют в снежки»
| Познакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в природе. Учить устанавливать причинно – следственные связи. Развивать внимание, активизировать речь детей.
Расширять представления о зиме. Устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных в лесу. Знакомить с жизнью диких животных в лесу, умением приспосабливаться к суровым условиям.
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, с особенностями внешнего вида, поведением, условиями жизни птиц в зимний период. Учить птиц узнавать и различать. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Расширять представления о деятельности людей на селе зимой, о жизни и условиях зимовки домашних животных.
Конкретизировать и углублять представления о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать познавательный интерес, мышление.
Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж, куница). Обобщать знания о повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывание пищи. Вызывать желание помогать животным.
Знакомить с жизнью зимующих птиц. Учить различать по внешним признакам. Воспитывать желание оказывать помощь птицам зимой.
Вызывать у детей положительные эмоции, желание делиться впечатлениями. Знакомить с разными видами зимнего спорта. Закладывать основы к здоровому образу жизни.
Учить детей составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем. Развивать связную речь, внимание, эстетическое восприятие.
Развивать умение составлять связный рассказ по картинкам – сюжет в развитии. Учить детей связно пересказывать короткий рассказ. Развивать воображение, умение придумывать конец рассказа.
Учить называть качества, признаки и действия животных, обращать внимание не только на внешний вид но и на черты характера.
Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включая подобранные лова в связное высказывание.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Развивать мышление детей.
Учить детей рассказывать стихи с опорой на мнемосхему. Развивать интонационно – выразительность речи, память.
Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать интерес к чтению.
Расширять представления о зиме; о явлениях, о том, как зимуют растения, животные. Учить вслушиваться в поэтические строки, обогащать словарь. Умение сопоставлять свои наблюдения с содержанием стихотворения. Формировать интерес к поэзии, поддерживать познавательный интерес.
Расширять кругозор детей о жизни животных леса в зимний период. Развивать познавательный интерес, активную речь.
Учить вслушиваться в содержание поговорок, размышлять, понимать народную мудрость. Развивать инициативную речь, вызывать желание высказываться, рассуждать
Развивать у детей мелкую моторику рук активную речь, воображение.
Показать особенности зимнего неба: синее, голубое, серое. Солнце светит, но не греет. Зимой день короткий, ночь длиннее.
Знакомить с явлениями неживой природы характерного для зимнего периода. Учить видеть красоту зимней природы, отражать в речи. Учить различать кустарники и деревья по внешнему виду, находятся в состоянии покоя, в мороз ветки хрупкие. Воспитывать бережное отношение к растениям. Учить выявлять и называть основные характеристики ветра (слабый, сильный, порывистый, холодный)
Предложить детям по результатам наблюдений выделять, какое из свойств воздуха меняется (прозрачность, температура). Перемещается воздух с помощью ветра. Способствовать накоплению конкретных знаний о свойствах снега: пушистый, холодный, мягкий, лепится, в тепле тает, в воде плавает. Показать детям, что белый цвет не знак чистоты, здесь скрываются частички мусора и грязи. Показать детям, что форма снежинок зависит от погоды.
Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Учить сравнивать свойства воды, льда, снега, выявлять особенности взаимодействия.
Знакомить с разными жидкостями, выявлять различие в их замерзании.
Дать детям доступное происхождение осадков.
Показать свойства льда, выяснить опасность льда для человека.
Формировать знания о взаимозависимости живой и неживой природы. Развивать умение наблюдать, делать умозаключения.
Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью, избегать опасных ситуаций в холодный период года.
Расширять знания о временах года, умение группировать предметы по заданному признаку (явления, события, жизнь и деятельность людей. Обогащать словарь детей.
Актуализировать и дополнять знания детей о временах года, характерных для них явлениях природы, события в жизни людей. Развивать связную речь, внимание.
Формировать умение действовать по речевому сигналу, Водящим проговаривать чисто игровой текст. Развивать быстроту и ловкость. Учить действовать в соответствии с правилами игры, слышать словесный сигнал, быстро бегать. Развивать быстроту реакции и ловкость. Учить правильно выполнять метание снежка, делать хороший замах, соблюдать правила безопасности. Развивать координацию движений, меткость.
Учить детей творчески входить в образ, передавать его через мимику, пантомимику.
Учить детей играть в русские народные игры, создавать радостное настроение. Воспитывать безопасное поведение в игре.
Продолжать учить детей объединяться в игре, обсуждать сюжет игры, распределять роли. Взаимодействовать, строить диалоги. Использовать в игре предметы - заместители. На правах партнера игры, способствовать последовательному развитию сюжета.
Расширять знания о питании птиц: какая еда полезна, а какая вредна. Проявлять заботливое отношение к птицам. Узнавать птиц, прилетающих к кормушке.
Учить пользоваться инвентарем: снеговыми лопатами. Выполнять трудовые действия. Воспитывать трудолюбие
Учить передавать в рисунке красоту зимней природы. Закреплять умение изображать деревья. Упражнять в рисовании всей кистью и концом. Воспитывать аккуратность.
Учить изображать знакомые предметы в сюжете. Передавать красоту зимней природы, отражая свои впечатления из наблюдений. Развивать у детей творчество, Умение передавать красоту снегопада работая концом кисти. Развивать эстетические чувства.
Развивать умение лепить приемом пластилино графией. Передавать симметрию, красоту снежинки. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, соблюдая пропорции, передавая движения рук. Развивать композиционные умения.
. |
3этап. Заключительный.
№ | Мероприятия | Цели |
| Оформление альбома – рисунков «Зимний денек»
Подведение итогов воспитателями. | Привлекать родителей к совместному творчеству с ребенком: вместе планировать содержание рисунка, подбирать материал и обговаривать способы изображения. Получать радость от совместной работы. Способствовать улучшению детско – родительских отношений.
Провести анализ образовательной деятельности проекта : выводы. |
Исследовательская деятельность:
Опыт №1 «Снег – снежок»
Цель: Способствовать накоплению конкретных знаний о свойствах снега: пушистый, холодный, мягкий, лепится, в тепле тает, в воде плавает.
Вывод: Снег бывает разный, в зависимости от температуры воздуха зимой. Тепло – снег мягкий, лепится и постепенно тает. Морозно – снег рыхлый, не лепится.
Опыт №2 «Чистый ли белый снег?»
Цель: Показать детям, что белый цвет не знак чистоты, здесь скрываются частички мусора и грязи.
Вывод: Пить талую воду из снега опасно для жизни человека, она грязная.
Опыт №3 «Где лучики?
Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Вывод: снежинки очень мелкие и лучики просто не увидеть, только через лупу, при ветре нет лучиков, они поломались из-за ветра.
Опыт № 4 «Почему снег греет?»
Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Вывод: в бутылке под снегов вода остыла меньше, значит снег сохраняет тепло.
Опыт №5 «Какие свойства»
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности взаимодействия.
Вывод: Изменяются при соединении свойства: воды и льда (вода становится прозрачной, холодной, ее объём увеличивается, так как лед тает): воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объём увеличивается, снег изменяет цвет); снега и льда (не взаимодействуют.
Опыт №6 «Замерзание жидкостей»
Цель: Познакомить с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще, чем жидкость гуще, тем дольше время замерзания.
Опыт №7 «Ледяной секретин»
Цель: Показать свойства льда, выяснить опасность льда для человека.
Вывод: Лед прозрачный, хрупкий, скользкий, и этим он опасен для человека если не соблюдать осторожность.
Опыт №8 «Снег – вода – лед»
Цель: Расширять знания о свойствах снега и льда, превращение в различное состояние в зависимости от температуры.
Выводы: От тепла снег и лед тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Опыт №9 «Где прячутся листья»
Цель: Формировать знания о взаимозависимости живой и неживой природы. Развивать умение наблюдать, делать умозаключения.
Сравнительные наблюдения на прогулке «Почки на ветках и кустарниках» и наблюдения в помещении группы «Срезать и поставить ветки в воду»
Вывод: На улице листья в почке спят, потому что холодно, в помещении почки раскрылись, листья растут – так как в группе много света, тепла, и стоят в теплой воде.
Словесные игры:
«Кто больше слов скажет?»
Цель: называть качества и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинку(белочка) и предлагает поиграть: сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру.
Дети: Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная, она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает для просушки, запасает шишки, орехи. Аналогично дается задание и про других зверей
«Кто заблудился?»
Цель: Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связные высказывания.
Ход игры: Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайка, заинька) Помните, мы с вами рассказывали про зайчика, который заблудился? Остановился зайка огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол) Скажите какой сейчас зайка? (Грустный, печальный, огорченный)
-Закончите предложение. «Если зайчик потерялся, мы… (поможем найти свой дом). Если зайчонок уколол лапку, мы… (перевяжем ее, полечим). Если он будет грустить, мы его (развеселим, утешим)
- Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья.
Пальчиковые игры:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили. («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
очень гладкий
И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемых снежок)
Три – уроним. (встают, роняют воображаемый снежок)
И сломаем. (топают)
«Раз, два, три, четыре, пять. Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках
Мы во двор пошли гулять. - «Идут» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную слепили - «Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили - «Крошат хлебушек» всеми пальчиками
С горки мы потом катались - ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу вались - кладут ладошки на стол то одной, то другой стороны
Все в снегу домой пришли - отряхивают ладошки
Поговорки о зиме:
«Что летом родится, то зимой пригодится»
«Зима не лето, в шубу одета»
«Снега надует, хлеба прибудет»
«Мороз не велик, да стоять не велит.
Зима – не лето, в шубу одета.
Зимой солнце светит, да не греет.
Зима тепла не носит.
Лето собирает, а зима поедает.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Лето – припасиха, а зима – подбериха.
Зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.
Летом соберешь – зимой на столе найдешь.
Загадки про зиму и зимние явления.
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег)
На деревья, на кусты с неба падают цветы,
Белые, пушистые, только не душистые.
(снег)
Солнце выглянет – заплачет,
Солнца нет – слезинки спрячет.
(сосулька)
В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.
(иней)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(мороз)
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
(снежинка)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
(лед)
Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(снег)
Загадки – птицы.
Я весь день ловлю жучков, ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)
Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением … (ворона)
В белых шубах ели, сосны… Снег. Сосулек леденцы. У кого это в морозы Голос подали птенцы? (Клест)
Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая. Крикунья хрипловатая Известная персона. Кто она? (Ворона)
Хоть я не молоток — По дереву стучу: в нём каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)
Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут её … (Сорока)
Днём спит, ночью летает. (Сова)
Угадайте, что за птица света яркого боится, клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
Загадки звери.
Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
У него рога ветвисты, Ноги тонки, ноги быстры! (Олень) На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)\
Она не ходит по земле, как птица не летает. Предпочитает жить в дупле, Орешки запасает. (белка)
Зверька узнали мы с тобой, по двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке — летом. (Белка)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)
У кого из зверей Хвост пушистей и длинней? (Лиса)
Зимой спит, Летом ульи ворошит. (Медведь)
Хозяин леса неуклюжий наступает всем на уши. (Медведь)
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)
На овчарку он похож, что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
Серый я, живу в лесу, знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, громко вою на луну. (Волк)
Чуть похож я на лису, тоже рыскаю в лесу. Рассержусь — зубами «щелк». Вы меня узнали? … (Волк)
Я хитрая и ловкая, Меня зовут плутовкой. А мне вот больше нравится, когда зовут красавицей. (лиса)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimushka_-_krasavitsa.docx | 48.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Зимушка – красавица»
в старшей группе
воспитатель: Топорищева Е.И.
Вид: информационно – исследовательский
Время проведения: с 11 по 22 января
Участники проекта: воспитатель, дети и родители.
Актуальность: Окружающая природа является неотъемлемой частью жизни ребенка, его привлекает красота явлений природы, богатый и разнообразный мир растений, животных. Дети в недостаточной степени имеют представления: о характерных явлениях зимней погоды, о свойствах воды, снега, льда в холодный период, почему по-разному ведут себя птицы и животные. Не всегда видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Важно заложить основы понимания зависимости объектов живой и не живой природы от явлений в зимний период. Научить детей наблюдать, исследовать, размышлять и чувствовать природу, ярко эмоционально воспринимать, видеть ее красоту, проявлять заботу и бережное отношение.
Цель: Продолжать расширять знания детей о времени года зима, обогащать знания об особенностях зимней природы. Формировать представления о зависимости живой и неживой природы в зимний период. Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, поисково – исследовательскую активность.
Задачи:
- Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
- Формировать знания о взаимосвязи и взаимозависимости живой и не живой природы.
- Знакомить детей с сезонными изменениями растений, с жизнью и условиями приспособления птиц и животных.
- Развивать познавательный интерес, наблюдательность, поисково – исследовательскую активность.
- Развивать связную речь, мышление, память, восприятие.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
- Вовлечь родителей в совместное творчество с детьми, способствовать улучшению детско – родительских отношений.
Ожидаемые результаты:
- Дети получат расширенные знания о зиме. Научатся различать зимние явления: мороз, снег, иней, гололед, заморозки, метель, снегопад. Понимание как они воздействуют на жизнь и деятельность человека.
- Дети узнают о жизни птиц и животных, об их умении приспосабливаться к условиям. Научатся видеть взаимозависимости и взаимосвязи в природе, умение размышлять, строить предположения и делать маленькие выводы и умозаключения.
- С формируется устойчивый познавательный интерес к зимней природе, наблюдательность.
- Разовьется у каждого ребенка поисково – исследовательская активность, инициатива, самостоятельность.
- Свое восхищение красотой зимней природы, дети будут отражать в продуктивной деятельности работая с различными материалами, приобретут опыт творческого взаимодействия друг с другом, сложатся положительные дружеские взаимоотношения между детьми.
- Дети усвоят правила безопасного поведения и игры на улице со снегом, на льду.
- За ложатся основы бережного и заботливого отношения к растениям, животным, птицам.
1 этап. Подготовительный.
№ | Мероприятия | Цели |
Подбор иллюстраций к альбому «Зима», «Игры и зимние забавы», «Безопасность зимой» Оформить альбомы «Животные леса», «Домашние животные зимой» «Зимующие птицы», «Деревья и кустарники зимой». «Зимние виды спорта» Подбор сюжетных картин «Зимние развлечения детей», «У кормушки», «Игры зимой», «Зима в лесу» Подбор художественного материала. Консультация для родителей «Безопасность детей и взрослых на водных объектах в зимний период»» Родителям подборка стихов о зиме «Учим вместе с ребенком» Акция для пап «Снеговые детские лопатки» Вовлечение родителей в совместное творчество с детьми в рисунках «Красавица зима» создать групповой альбом. | Пополнить предметно – пространственную среду разнообразным наглядным материалом по теме «Зима» Подобрать художественные произведения с наглядными иллюстрациями; стихи, рассказы, сказки, загадки, пальчиковые игры. Информирование родителей о важности правильного одевания ребенка в зимний период. Заинтересовывать родителей образовательной деятельностью в ходе проекта. Желание совместно учить стихи. Развивать у детей память, интонационно – выразительную речь. Заинтересовать пап и привлечь к изготовлению снеговых лопат для детей. Содействовать формированию положительного сотрудничества в детско – родительских отношениях. |
2 этап. Основной.
Реализация проекта
№ | Мероприятия | Цели |
Беседа «Что мы знаем о зиме» Беседа «Зима в лесу» (со стихами) Беседа «Помоги птицам» Беседа «Как зимуют домашние животные» Общение «Зачем нам зима?» (с загадками) Презентация «Дикие звери зимой» Презентация «Птицы зимой» Общение «Веселые забавы и зимние виды спорта» Составление рассказов по сюжетной картине; «У кормушки» «Таня не боится мороза» «Зима в лесу» «Зимние истории» Пересказ рассказа Л.А. Пеньевская «Как Миша варежку потерял» Словесная игра «Кто больше слов скажет» Словесная игра «Кто заблудился» Загадки «Зима» (Явления, птицы, животные, деятельность человека) Заучивание: С. Есенин «Береза» И. Суриков «Зима» Н. Рубцов «Про зайца» Чтение: «Снегурочка»( по народным сюжетам) В.Одоевский «Мороз Иванович» С.Маршак «Двенадцать месяцев» Братья Гримм «Госпожа Метелица» нанай. ск. «Айога» В.Даль «Старик – годовик» Ю.Коваль»Стожок» Б.Брехт «Зимний разговор через форточку» С.Есенин «Пороша» А.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя»
Т.А.Шорыгина «Про зайчика» «Как лиса мышкует» «Еж», «Белка – парашютистка» «Волк и медведь» Поговорки о зиме: «Что летом родится, то зимой пригодится» «Зима не лето, в шубу одета» «Снега надует, хлеба прибудет» «Мороз не велик, да стоять не велит» Пальчиковая гимнастика: «Снежок» «Мы во двор пошли гулять» Наблюдения; «Небо и солнце» «Иней», «Снегопад» «Деревья и кустарники» «Зимний ветер» «Свойства воздуха зимой» Исследовательская деятельность: Опыт 1 «Снег – снежок» Опыт 2 «Чистый ли белый снег» Опыт 3 «Где лучики?» Опыт 4 «Почему снег греет» Опыт 5 «Какие свойства?» Опыт 6 «Замерзание жидкостей» Опыт 7 «Откуда берется иней» Опыт 8 «Ледяной секретик» Опыт 9 «Где прячутся листья» Минутки осторожности: «Снег и лёд не бери в рот» «Осторожно, гололед» «Как заботиться о здоровье зимой»» «Не ходи по замерзшим водоемам» Д./и. «Времена года» Д./и. «Когда это бывает?» П./и. «Два Мороза» П./и. «Совушка» Игровое упражнение «Снежные круги» Имитационные игры: «Снег, снег кружится» «Снежная буря» Народные игры: «Катание на санках» «Лепим снежную бабу» «Снежки» С./р.и. «Семья» Игр. сит, «Идем на прогулку» Труд: «Кормление птиц на кормушках» «Расчистка дорожек от снега» Рисование «Деревья в инее» Рисование «Зимняя ночь»» Рисование «Летят снежинки – балеринки» Лепка «Снежинка» Лепка «Дети играют в снежки» | Познакомить с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в природе. Учить устанавливать причинно – следственные связи. Развивать внимание, активизировать речь детей. Расширять представления о зиме. Устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных в лесу. Знакомить с жизнью диких животных в лесу, умением приспосабливаться к суровым условиям. Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, с особенностями внешнего вида, поведением, условиями жизни птиц в зимний период. Учить птиц узнавать и различать. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Расширять представления о деятельности людей на селе зимой, о жизни и условиях зимовки домашних животных. Конкретизировать и углублять представления о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать познавательный интерес, мышление. Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось, еж, куница). Обобщать знания о повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывание пищи. Вызывать желание помогать животным. Знакомить с жизнью зимующих птиц. Учить различать по внешним признакам. Воспитывать желание оказывать помощь птицам зимой. Вызывать у детей положительные эмоции, желание делиться впечатлениями. Знакомить с разными видами зимнего спорта. Закладывать основы к здоровому образу жизни. Учить детей составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем. Развивать связную речь, внимание, эстетическое восприятие. Развивать умение составлять связный рассказ по картинкам – сюжет в развитии. Учить детей связно пересказывать короткий рассказ. Развивать воображение, умение придумывать конец рассказа. Учить называть качества, признаки и действия животных, обращать внимание не только на внешний вид но и на черты характера. Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включая подобранные лова в связное высказывание. Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Развивать мышление детей. Учить детей рассказывать стихи с опорой на мнемосхему. Развивать интонационно – выразительность речи, память. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать интерес к чтению. Расширять представления о зиме; о явлениях, о том, как зимуют растения, животные. Учить вслушиваться в поэтические строки, обогащать словарь. Умение сопоставлять свои наблюдения с содержанием стихотворения. Формировать интерес к поэзии, поддерживать познавательный интерес. Расширять кругозор детей о жизни животных леса в зимний период. Развивать познавательный интерес, активную речь. Учить вслушиваться в содержание поговорок, размышлять, понимать народную мудрость. Развивать инициативную речь, вызывать желание высказываться, рассуждать Развивать у детей мелкую моторику рук активную речь, воображение. Показать особенности зимнего неба: синее, голубое, серое. Солнце светит, но не греет. Зимой день короткий, ночь длиннее. Знакомить с явлениями неживой природы характерного для зимнего периода. Учить видеть красоту зимней природы, отражать в речи. Учить различать кустарники и деревья по внешнему виду, находятся в состоянии покоя, в мороз ветки хрупкие. Воспитывать бережное отношение к растениям. Учить выявлять и называть основные характеристики ветра (слабый, сильный, порывистый, холодный) Предложить детям по результатам наблюдений выделять, какое из свойств воздуха меняется (прозрачность, температура). Перемещается воздух с помощью ветра. Способствовать накоплению конкретных знаний о свойствах снега: пушистый, холодный, мягкий, лепится, в тепле тает, в воде плавает. Показать детям, что белый цвет не знак чистоты, здесь скрываются частички мусора и грязи. Показать детям, что форма снежинок зависит от погоды. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. Учить сравнивать свойства воды, льда, снега, выявлять особенности взаимодействия. Знакомить с разными жидкостями, выявлять различие в их замерзании. Дать детям доступное происхождение осадков. Показать свойства льда, выяснить опасность льда для человека. Формировать знания о взаимозависимости живой и неживой природы. Развивать умение наблюдать, делать умозаключения. Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью, избегать опасных ситуаций в холодный период года. Расширять знания о временах года, умение группировать предметы по заданному признаку (явления, события, жизнь и деятельность людей. Обогащать словарь детей. Актуализировать и дополнять знания детей о временах года, характерных для них явлениях природы, события в жизни людей. Развивать связную речь, внимание. Формировать умение действовать по речевому сигналу, Водящим проговаривать чисто игровой текст. Развивать быстроту и ловкость. Учить действовать в соответствии с правилами игры, слышать словесный сигнал, быстро бегать. Развивать быстроту реакции и ловкость. Учить правильно выполнять метание снежка, делать хороший замах, соблюдать правила безопасности. Развивать координацию движений, меткость. Учить детей творчески входить в образ, передавать его через мимику, пантомимику. Учить детей играть в русские народные игры, создавать радостное настроение. Воспитывать безопасное поведение в игре. Продолжать учить детей объединяться в игре, обсуждать сюжет игры, распределять роли. Взаимодействовать, строить диалоги. Использовать в игре предметы - заместители. На правах партнера игры, способствовать последовательному развитию сюжета. Расширять знания о питании птиц: какая еда полезна, а какая вредна. Проявлять заботливое отношение к птицам. Узнавать птиц, прилетающих к кормушке. Учить пользоваться инвентарем: снеговыми лопатами. Выполнять трудовые действия. Воспитывать трудолюбие Учить передавать в рисунке красоту зимней природы. Закреплять умение изображать деревья. Упражнять в рисовании всей кистью и концом. Воспитывать аккуратность. Учить изображать знакомые предметы в сюжете. Передавать красоту зимней природы, отражая свои впечатления из наблюдений. Развивать у детей творчество, Умение передавать красоту снегопада работая концом кисти. Развивать эстетические чувства. Развивать умение лепить приемом пластилино графией. Передавать симметрию, красоту снежинки. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение лепить фигуру человека в движении, соблюдая пропорции, передавая движения рук. Развивать композиционные умения. . |
3этап. Заключительный.
№ | Мероприятия | Цели |
Оформление альбома – рисунков «Зимний денек» Подведение итогов воспитателями. | Привлекать родителей к совместному творчеству с ребенком: вместе планировать содержание рисунка, подбирать материал и обговаривать способы изображения. Получать радость от совместной работы. Способствовать улучшению детско – родительских отношений. Провести анализ образовательной деятельности проекта : выводы. |
Исследовательская деятельность:
Опыт №1 «Снег – снежок»
Цель: Способствовать накоплению конкретных знаний о свойствах снега: пушистый, холодный, мягкий, лепится, в тепле тает, в воде плавает.
Вывод: Снег бывает разный, в зависимости от температуры воздуха зимой. Тепло – снег мягкий, лепится и постепенно тает. Морозно – снег рыхлый, не лепится.
Опыт №2 «Чистый ли белый снег?»
Цель: Показать детям, что белый цвет не знак чистоты, здесь скрываются частички мусора и грязи.
Вывод: Пить талую воду из снега опасно для жизни человека, она грязная.
Опыт №3 «Где лучики?
Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Вывод: снежинки очень мелкие и лучики просто не увидеть, только через лупу, при ветре нет лучиков, они поломались из-за ветра.
Опыт № 4 «Почему снег греет?»
Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Вывод: в бутылке под снегов вода остыла меньше, значит снег сохраняет тепло.
Опыт №5 «Какие свойства»
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности взаимодействия.
Вывод: Изменяются при соединении свойства: воды и льда (вода становится прозрачной, холодной, ее объём увеличивается, так как лед тает): воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объём увеличивается, снег изменяет цвет); снега и льда (не взаимодействуют.
Опыт №6 «Замерзание жидкостей»
Цель: Познакомить с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще, чем жидкость гуще, тем дольше время замерзания.
Опыт №7 «Ледяной секретин»
Цель: Показать свойства льда, выяснить опасность льда для человека.
Вывод: Лед прозрачный, хрупкий, скользкий, и этим он опасен для человека если не соблюдать осторожность.
Опыт №8 «Снег – вода – лед»
Цель: Расширять знания о свойствах снега и льда, превращение в различное состояние в зависимости от температуры.
Выводы: От тепла снег и лед тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Опыт №9 «Где прячутся листья»
Цель: Формировать знания о взаимозависимости живой и неживой природы. Развивать умение наблюдать, делать умозаключения.
Сравнительные наблюдения на прогулке «Почки на ветках и кустарниках» и наблюдения в помещении группы «Срезать и поставить ветки в воду»
Вывод: На улице листья в почке спят, потому что холодно, в помещении почки раскрылись, листья растут – так как в группе много света, тепла, и стоят в теплой воде.
Словесные игры:
«Кто больше слов скажет?»
Цель: называть качества и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Ход игры: воспитатель показывает детям картинку(белочка) и предлагает поиграть: сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру.
Дети: Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная, она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает для просушки, запасает шишки, орехи. Аналогично дается задание и про других зверей
«Кто заблудился?»
Цель: Учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобранные слова в связные высказывания.
Ход игры: Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайка, заинька) Помните, мы с вами рассказывали про зайчика, который заблудился? Остановился зайка огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол) Скажите какой сейчас зайка? (Грустный, печальный, огорченный)
-Закончите предложение. «Если зайчик потерялся, мы… (поможем найти свой дом). Если зайчонок уколол лапку, мы… (перевяжем ее, полечим). Если он будет грустить, мы его (развеселим, утешим)
- Давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья.
Пальчиковые игры:
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили. («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
очень гладкий
И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальчиком)
Раз – подбросим. (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемых снежок)
Три – уроним. (встают, роняют воображаемый снежок)
И сломаем. (топают)
«Раз, два, три, четыре, пять. Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках
Мы во двор пошли гулять. - «Идут» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную слепили - «Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили - «Крошат хлебушек» всеми пальчиками
С горки мы потом катались - ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу вались - кладут ладошки на стол то одной, то другой стороны
Все в снегу домой пришли - отряхивают ладошки
Поговорки о зиме:
«Что летом родится, то зимой пригодится»
«Зима не лето, в шубу одета»
«Снега надует, хлеба прибудет»
«Мороз не велик, да стоять не велит.
Зима – не лето, в шубу одета.
Зимой солнце светит, да не греет.
Зима тепла не носит.
Лето собирает, а зима поедает.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Лето – припасиха, а зима – подбериха.
Зимний снег глубокий – летом хлеб высокий.
Летом соберешь – зимой на столе найдешь.
Загадки про зиму и зимние явления.
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
(Снег)
На деревья, на кусты с неба падают цветы,
Белые, пушистые, только не душистые.
(снег)
Солнце выглянет – заплачет,
Солнца нет – слезинки спрячет.
(сосулька)
В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.
(иней)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(мороз)
Странная звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
(снежинка)
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
(лед)
Одеяло белое не руками сделано, не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(снег)
Загадки – птицы.
Я весь день ловлю жучков, ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей)
Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением … (ворона)
В белых шубах ели, сосны… Снег. Сосулек леденцы. У кого это в морозы Голос подали птенцы? (Клест)
Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая. Крикунья хрипловатая Известная персона. Кто она? (Ворона)
Хоть я не молоток — По дереву стучу: в нём каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)
Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)
Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, а зовут её … (Сорока)
Днём спит, ночью летает. (Сова)
Угадайте, что за птица света яркого боится, клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
Загадки звери.
Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
У него рога ветвисты, Ноги тонки, ноги быстры! (Олень) На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)\
Она не ходит по земле, как птица не летает. Предпочитает жить в дупле, Орешки запасает. (белка)
Зверька узнали мы с тобой, по двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке — летом. (Белка)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка)
У кого из зверей Хвост пушистей и длинней? (Лиса)
Зимой спит, Летом ульи ворошит. (Медведь)
Хозяин леса неуклюжий наступает всем на уши. (Медведь)
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)
На овчарку он похож, что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
Серый я, живу в лесу, знаю рыжую лису. Песню грустную тяну, громко вою на луну. (Волк)
Чуть похож я на лису, тоже рыскаю в лесу. Рассержусь — зубами «щелк». Вы меня узнали? … (Волк)
Я хитрая и ловкая, Меня зовут плутовкой. А мне вот больше нравится, когда зовут красавицей. (лиса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Зимушка - красавица" для детей старшего дошкольного возраста
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей назы...
педагогический проект "Зимушка - красавица"
Педагогический проект "Зимушка - красавица" для детей подготовительной к школе группы. Проектная идея: конкретизировать представления детей о зиме. как о времени года. Вид проекта: познавательно - исс...
Проект "зимушка-красавица"
Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе....
ПРОЕКТ «ЗИМУШКА-КРАСАВИЦА, ДЕТКАМ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ!”
Зима – одно из любимых времён года детей. Именно зима ассоциируется у детей с чудесами, волшебством, подарками от Деда Мороза, катанием на санках, играми со снегом и другими зимними радостями. З...
Проект "Зимушка - красавица"
Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней....
Краткосрочный проект «Зимушка-красавица»
Продолжительность проекта: 3 недели с 13.01.2023 по 31.01.2023 г.Актуальность проекта: У детей недостаточное представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут се...
Краткосрочный познавательный проект «Зимушка-красавица, всем ребятам нравится!»
Целью проекта является систематизация знаний детей по теме «Зима». Знакомство с сезонными явлениями в природе. Воспитание любви и бережного отношения к природе....