Мастер-класс для воспитателей «Играем со звуками — озвучиваем сказку»
методическая разработка

СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ
- ЭТО  ПОВЕСТВОВАНИЕ СКАЗКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

 «Играем со звуками — озвучиваем сказку»

       Старший воспитатель МАДОУ детский сад «Ульгэр» ГО «Поселок Агинское» Никифорова Л.В.

Цель: ознакомление педагогов  с методом развития творческих способностей детей через практическое занятие –  озвучивание сказки (технология «Игры со звуком»).

          Задачи: 

           -дать педагогам теоретические представления о сказках-шумелках;

           -познакомить педагогов с алгоритмом работы со сказкой;

          -дать методические рекомендации в повествовании сказки;

          -продемонстрировать методы и приемы озвучивания сказок;

          -заинтересовать педагогов и вовлечь в творческий процесс.

Материалы и оборудование: тексты сказок, самодельные инструменты – «шумелки»«бубен»; детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, погремушка, колокольчик, треугольник, свистульки, металлофон; «звучащие» предметы – бокалы, карандаш, бумага, пакет, коробочка, ложка, деревянная расческа, гофрированный картон, пластиковые стаканы.

Ход мастер-класса:

Вступительное слово педагога:

 - Можно ли назвать ребенка, который с первых лет своей жизни не проявлял бы никакого интереса к  музыке, звукам? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмически топать, или не пробовал бы освоить музыкальную игрушку-свистульку, барабан и др. Конечно нет! Мир звуков окружает ребенка еще в раннем возрасте, с самого момента рождения.

Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Автором, разработавшим идею игр звуками, является австрийский композитор Вильгельм Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

 В современной методике именно исследование звука и познание мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов (банки от йогурта, пластиковые бутылки и т. п.) получают все большее развитие.

Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскребывания, потряхивания предмета, постукивание по нему одним пальцем или всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – все это необыкновенно важно для развития слуха.

Игры звуками – это, прежде всего творчество-исследование, которое поможет ребенку в следующем:

-изучить звуковые свойства различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (самодельных, шумовых, народных, а также собственного голоса;

-приобрести разносторонний опыт звуковых ощущений;

- исследовать различные способы извлечения звука и приобрести навыков игры на инструментах;

-развитие умения различать звучание разных музыкальных инструментов, а также высокие и низкие звуки.

Игры со звуками – очень увлекательное занятие. Поскольку это довольно просто, дети включаются в игру с большим удовольствием. Игры со звуками помогают детям творчески проявить себя, закладывают основы творческого мышления, что важно для общего гармоничного развития личности ребенка.

Существует много вариантов творческих заданий, в которых можно использовать элементарную импровизацию.

Наиболее известные и доступные:

озвучивание стихотворений и сказок;

озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

-придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего мира и т. д.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т. д. Важно также научить детей чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, осмысленно подбирать подходящий инструмент, темп звучания.

При этом огромную роль играет взаимодействия взрослого и ребенка.

Это, конечно, творческое сотрудничество, совместный поиск способа выполнения того или иного задания.

Поскольку способности малышей 3-4 лет еще только раскрываются и возможности невелики, помощь взрослого (а особенно родителя) нужна и полезна. Что лучше укрепляет связь с ребенком, чем совместное творчество?

-Сегодня я хочу рассказать вам об одном из вариантов игры со звуком, вы сможете сами поучаствовать в озвучивании стихотворения и сказки, и поймете, как можно в такие творческие игры играть дома с ребенком.

Какие же инструменты подходят для совместного музицирования с детьми? Это могут быть простые детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, дудочка, колокольчик, погремушка (показ инструментов)

Подойдут и  такие предметы как – расческа, пластиковые или бумажные стаканчики, газеты, ложки (деревянные или металлические) и т. д. (показ «инструментов»)

Также можно изготовить самодельные инструменты. Вот, посмотрите (показывает такой инструмент, можно взять упаковку от игрушки киндер-сюрприза, наполнить ее горохом, фасолью, крупой, можно положить бусинки или скрепки. А можно взять несколько таких «шумелок» и, прикрепив, к круглой основе, изготовить бубен (показ инструментов).

Для начала нужно помочь ребенку исследовать возможности инструментов.

- Предложите малышу поиграть так, как он хочет. Спросите, на что может быть похоже звучание того или иного предмета, инструмента.

- Предложите ему выбрать из нескольких инструментов тот, что лучше подойдет для озвучивания шагов, дождика.

Все то, что было сказано выше об играх звуками с инструментами, относится и к играм голосом. Голос и артикуляционный аппарат (зубы, губы, язык) может использоваться для различной звукокрасочной игры, создания звуковых эффектов: свиста, шипения, цоканья языком и т. п.

Также можно использовать так называемые «звучащие жесты»: хлопки, шлепки, щелчки, притопы. Они могут быть разными. Давайте попробуем! (совместное исполнение).

Практическая часть:

-Теперь давайте перейдем к практической части нашего мастер-класса и попробуем для начала озвучить  сказку. Русские народные сказки с их яркими образами представляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками, и другими звучащими предметами.

     Существует  определенный алгоритм озвучивания сказки:

Алгоритм работы со сказкой:

-Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.

-Характеристика сказочных героев.

-Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.

-Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.

-Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.

-Озвучивание сказки.

 Начнем  со всем известной сказки «Курочка ряба».

1. Чтение сказки  (кто -то 1 прочтет)

2. Характеристика героев

Какой дед? - Бедный, добрый, наивный

Какая баба?  - Бедная, добрая, наивная

Какая мышь? – не аккуратная, быстрая, ловкая и неряшливая. Виновница сказки, но  без нее и сказки бы не было.

Какая курочка? – добрая, щедрая, отзывчивая. Поддержала старика и старуху, пожелала их.  Птица  чувствительная  к слезам окружающих.

Золотое яйцо, оно какое? – как золотой слиток, чудо из чудес, которое позволило бы разбогатеть. Золотое – символ богатства. 

Простое яйцо, какое? – Простое яйцо – символ жизни

. Что для человека является более ценным? Мораль сказки Курочка Ряба такова: беречь нужно то, что действительно ценно – жизнь, здоровье, душевное спокойствие свое и своих близких.

3. Подбор музыкальных или шумовых инструментов для каждого действия.

4. Выбор музыкального инструмента участниками.

5. Выделение в тексте пауз  для озвучивания.

6. Непосредственно озвучка.

1. Жили-были дед и баба.

И была у них Курочка Ряба.

(голосом изображаем курицу)

Вот как-то раз снесла Курочка яичко, да не простое, а золотое.

(Звеним ложкой в стакане)

Дед бил, бил- не разбил.

(ударяем ладонями по коленям)

Баба била, била – не разбила.

(ударяем ладонями по коленям)

Мышка бежала

(ударяем пальцами по коробке)

хвостиком махнула,

(проводим одной ладонью по другой)

яичко упало и разбилось.

(звеним ложкой в стакане)

Дед плачет

(звукоподражание голосом)

баба плачет,

(звукоподражание голосом)

а курочка кудахчет:

«Не плачь, дед!

(похлопываем по одному плечу)

Не плачь, баба!

(похлопываем по другому плечу)

Снесу я вам другое яичко – не золотое, а простое».

(хлопки).

-Также в Интернете можно найти готовые тексты к таким сказкам-шумелкам с уже подобранными для исполнения предметами и инструментами.

(Педагог предлагает воспитателям  поучаствовать в озвучивании сказки «Мышиная история»  и «Заяц в лесу»).

3.«Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(стучим пальцами по барабану или коробке)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(ударяем палочкой или карандашом по металлофону или бокалам)

Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(ударяем по треугольнику или подвешенной ложке)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды

(голосом – ням-ням-ням-ням)

Они грызли орешки

(играем на деревянных ложках)

Грызли зернышки

(проводим палочкой по рубелю или деревянной расческе)

И устраивали себе из соломы теплые гнездышки

(шуршим пакетом или бумагой)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками

(проводим палочкой по рубелю или гофрированному картону)

А снаружи на землю каждый день падал снег

(Щелчки)

И шумел ветер

(Дуем в бутылку или подражаем голосом)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках

(ударяем палочкой по металлофону или бокалам)

ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и скок в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)

Вывод:

-В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества.

-Я надеюсь, что мастер-класс был для вас интересным и полезным, что вы получили вдохновение для дальнейших творческих экспериментов с детьми.

Литература и ресурсы:

1. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. / Сост. Л. А. Баренбойм. М., 1978.

2. Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Перунова. Посвящение Карлу Орфу. Вып. 2., СПб, 2010.

3. http://www.solnet.ee/

4. http://kopilkaurokov.ru

5. http://nsportal.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ

Слайд 2

ВИЛЬГЕЛЬМ КЕЛЛЕР КАРЛ ОРФ

Слайд 3

СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ - ЭТО ПОВЕСТВОВАНИЕ СКАЗКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

Слайд 4

АЛГОРИТМ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ -Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма. -Характеристика сказочных героев. -Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания. -Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания. -Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования. -Озвучивание сказки.

Слайд 5

КУРОЧКА РЯБА Жили-были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. (голосом изображаем курицу) Вот как-то раз снесла Курочка яичко, да не простое, а золотое. (Звеним ложкой в стакане) Дед бил, бил- не разбил. (ударяем ладонями по коленям) Баба била, била – не разбила. (ударяем ладонями по коленям) Мышка бежала (ударяем пальцами по коробке) хвостиком махнула, (проводим одной ладонью по другой) яичко упало и разбилось. (звеним ложкой в стакане) Дед плачет ( звукоподражание голосом ) баба плачет, ( звукоподражание голосом ) а курочка кудахчет : «Не плачь, дед! (похлопываем по одному плечу) Не плачь, баба! (похлопываем по другому плечу) Снесу я вам другое яичко – не золотое, а простое». (хлопки)

Слайд 6

БЛАГОДАРЮ ЗА УЧАСТИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи».

Конспект мастер – класса для родителей на тему: «Автоматизация звуков речи»....

Мастер - класс для родителей на тему "Постановка звуков "Л", "Р".

Мастер-класс проводился  для родителей воспитанников старшей группы  17 марта 2016 года для того, чтобы продемонстрировать комплекс \упражнений по индивидуальной работе в постановке звуков "...

Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопедические группы. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звук...

Мастер- класс для родителей «Учимся правильно слышать звуки и их произносить»

активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффект...

«Бумажная сказка» мастер-класс по Оригами с элементами драматизации русской-народной сказки «Теремок»

Познакомить родителей с технологией применения оригами в домашних условиях для развития мыслительной и речевой деятельности ребенка; показать формы совместной творческой деятельности детей и родителей...

Мастер-класс "Способы и приемы постановки сонорных звуков "

Мастер-класс будет интересен родителям, желающим помочь своим детям. В нем подробны описаны приемы постановки сонорных звуков....