Консультация для воспитателей на тему: «Развивающие игры В.В. Воскобовича для детей раннего возраста».
консультация (младшая группа)
Сегодня в детских учреждениях с самого раннего возраста широко используется педагогами игровая технология В.В. Воскобовича « Сказочный лабиринты игры». Цель технологии: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_v._voskobovicha_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №227»
Консультация для воспитателей на тему:
«Развивающие игры В.В. Воскобовича для детей раннего возраста».
Воспитатель :
Горбачева И.В.
г. Ярославль
2018-2019 учебный год
В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.
Сегодня в детских учреждениях с самого раннего возраста широко используется педагогами игровая технология В.В. Воскобовича « Сказочный лабиринты игры». Цель технологии: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Особенности технологии:
- Широкий возрастной диапазон участников игр.
- Многофункциональность развивающих игр.
- Вариативность.
- Сказочность.
- Взаимосвязь развивающих пособий.
- Поэтапность.
- Широта использования.
- Творческий потенциал каждой игры.
- Комфортность.
- Технология с «открытым кодом»
Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:
универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач. К универсальному блоку относятся:
1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,
2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,
3. Графическое универсальное средство - Игровой графический тренажер «Игровизор»;
предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать. К примеру, комплект «Играем в математику», «Цифроцирк», «Теремки»;
конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.К примеру, «Чудо-крестики», «Чудо-соты».
Цели и задачи технологии раскрывают каждую из образовательных областей ФГОС ДО, а именно
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое, развивает творческое воображение, развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности, знакомит детей с различными геометрическими формами.( познавательное развитие)
2. Учит играть, общаясь друг с другом (социально-коммуникативное развитие).
3. Развивает умение составлять картины и узоры из геометрических фигур (художественно-эстетическое развитие).
4. Путешествуя по лабиринтам этой игры вместе со сказочными персонажами, ребёнок словесно описывает свой путь и ищет решение возникающих проблемных ситуаций героев (речевое развитие).
5. Развивает мелкую моторику руки (физическое развитие).
На базе развивающих игр Воскобовича можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста. В зависимости от возраста просто усложняется задание и увеличивается количество действий для его решения. Одна и та же игра будет приносить пользу на протяжении нескольких лет.
Для эффективного решения образовательных задач с детьми 2-3 лет можно использовать такие игры: «Фиолетовый лес», «Игровой квадрат», «Кораблик Плюх-плюх», «Черепашки», «Фонарики». Подробнее остановимся на некоторых из них.
Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1*1,25, есть еще вариант 1,5*2,5 (если позволяет место). Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом. В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.
Задачи, которые мы можем решать:
- Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);
- Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);
- Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.
- Развитию аргументированной и доказательной речи;
Пример задания
Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.
- «Помоги ежику собрать листочки»
Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров
Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.
Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.
«Кораблик Плюх-плюх»
Эта игра представляет собой деревянный кораблик с пятью мачтами, разноцветными флажками и шнуровкой. Мачты кораблика разные по размеру, на каждой мачте флажки определённого цвета
В игре развиваются:
Сенсорные способности
Мелкая моторика
Внимание, мышление, память,речь
Навыки счета
Пространственные представления
Пример задания
Взрослый рассказывает ребенку сказку, героями которой являются Гусь-капитан и Лягушки-матросы.
Сами задания встречаются по ходу сюжета, например :
- Сначала выполняем команду капитана «Снять все флажки!» и опять надеваем их на мачты в том же порядке. (мелкая моторика)
- Подул сильный ветер, и все флажки перепутались. Сортируем их по цвету и сравниваем по количеству. (навыки счета, логика, изучение цветов)
- Капитан снова командует: «Флажки одного цвета на мачту!» Учимся различать высокие и низкие мачты. На какую мачту наденется больше всего флажков? А на какую меньше всего? (логика, счет, понятие размера)
Эталонные конструкторы «Фонарики»
Игровое поле (210х297 мм, фанера, цветная пленка желтого цвета, шелкография); 10 фигур-вкладышей (фанера, пленка красного и зеленого цветов) с держателями: 5 целых маленького размера и 5 составных большого размера; альбом фигур.
Вариативность заданий:
вкладыши;
геометрические формы;
конструирование по схемам;
свободное конструирование;
трафаретное рисование.
«Фонарики» - это головоломка для самых маленьких. Малыши составляют геометрические фигуры из двух частей одного цвета. Трехлетние дети конструируют из деталей головоломки фигурки по схеме и собственному замыслу. Изначально для конструирования используются схемы 1 в 1. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет и дети строят на столе, педагог в Фиолетовом лесу. И все вместе строят дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой.
Эталонные конструкторы «Черепашки. Пирамидка»
В состав входит 21 фигурка-черепашка всех цветов радуги , фигурки имеют три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький малыш)
Вариативность заданий:
нанизывание по величине;
нанизывание по цвету;
плоскостное и объемное конструирование;
конструирование по схемам;
свободное конструирование.
Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику, за счёт своего игрового поля, приходится прикладывать некоторые усилия, что бы все черепашки вернулись на своё место.
Варианты игр с пособием: "Цвет черепашек", "Размер черепашек", "Цвет и размер черепашек", "Радужные черепашки", "Черепашки подружились", "Сколько черепашек?"
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...
Консультация для воспитателей на тему: «Развивающие игры В.В. Воскобовича в образовательном процессе детского сада»
Материал содержит игры развиващие конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять....
«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
laquo;РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС»...
Мастер-класс для воспитателей на тему «Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста»
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками....
Консультация для родителей Особенности использования развивающих игр В.В. Воскобовича для детей раннего возраста
Для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и спомощью игр В.Воскобовича родители без труда могут познакомить детей сформой, цветом, величиной....
ОПЫТ РАБОТЫ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ОПЫТ РАБОТЫРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых ...