консультация для воспитателей "Использование технологии ТРИЗ в формировании элементарных математических представлений у детей"
консультация
Главное в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является не только и не столько накопление определённого запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребёнка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных компетентностей. Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 227»
Консультация для воспитателей
Тема: Использование технологии ТРИЗ в формировании элементарных математических представлений у детей.
Воспитатель:
Горбачева И.В.
2020-2021 учебный год
Г.Ярославль
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.
Бесспорным является факт, что математика сегодня – это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного человечества. В математике заложены большие возможности интеллектуального развития детей: мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация), процессов (умозаключение, обобщение, рассуждение и др.) и речи. Главное в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является не только и не столько накопление определённого запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребёнка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных компетентностей.
Особая роль при этом отводится технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Методы и приемы ТРИЗ, используемые на занятиях по математике, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение и математические способности.
Все занятия проводятся в комплексе с музыкальным сопровождением, развитием речи, ознакомлением с окружающим, ИЗО.
Методы ТРИЗ учат детей:
- Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка;
- Формулировать свой ответ;
- Оперировать математической терминологией;
- Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- Справедливо оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
При проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила:
-Изучить методы и приемы ТРИЗ
-Тщательно продумать, как организовать обучение детей
-Для обучения ребенка создать комфортную обстановку
-Обдумать вопросы и предполагаемые ответы детей
-Использовать привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание детей
-Использовать нетрадиционный материал
-Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использовать в комплексе.
Использование специальных ТРИЗ-игр.
1 . Игры на выявление над - системных связей.
«Где живет?» (с 3-х лет).
В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке.
В: Где живет цифра 3?
Д: В днях недели, в месяцах года,
2 . Игры на сравнение систем
Игра Пространственная «да - нет ка»
Цель: научить сужать поле поиска решения без сплошного перебора всех возможных вариантов.
В работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта производится на основе
признака пространственного расположения:
в линию;
В: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
на плоскости;
В: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Д: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
Д.: Это слева (справа) от телевизора? Это в верхней половине? (нижней половине) В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры
3 . Игры на определение линии развития объекта
«Чем был - чем стал» (с 4-х летнего возраста)
В: Было числом 4, а стало числом 5.
В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?
В: Было число 5, а стало3.
В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?
4 . Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Выбери троих».
Из трех случайных слов нужно выбрать два и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, названы слова: «круг», «четыре», «маленький»; дети предполагают, что в игре могут использоваться 4 маленьких круга как тарелки для кукол или колеса у машинки.
«Точка зрения» (автор — И.Л. Викентьев).
Детей делят на группы (по 2—4 человека), которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других объектов и определяющие специфическую точку зрения на события. Например, составить рассказ от имени числа пять как части таблицы сложения, изучаемой в среднем дошкольном возрасте.
Указанные игры (примеры игр, составленных с использованием элементов ТРИЗ на основе известных сказочных сюжетов, даны в приложении) адаптированы для образовательных целей методами ТРИЗ и носят многофункциональный характер:
-вырабатывают навыки понимания ребенком новой ситуации;
-умение тщательно анализировать ресурсы объектов игр;
-способность отделять свойства объекта от его носителя и переносить их на себя или другой объект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошколь...
Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"
Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...
Консультация «Приемы, используемые в работе по формированию элементарных математических представлений у детей разных возрастных групп».
В данной работе Вы найдете "Приемы, используемые в работе по формированию элементарных математических представлений у детей разных возрастных групп"....
Консультация для педагогов «Использование сказки в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии ребенка и формировании у него элементарных математических представлений. В ФГОС дошкольного образования в качестве целевых ориентиров выступают про...
Технология деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Для эмоциональной окраски и повышения интереса на образовательных занятиях по математике младших дошкольников мы используем технологию деятельности. Формируем способность выделять различные признаки и...
Программа личностного саморазвития Тема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»
Программаличностного саморазвитияТема: «Игровые технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет»...
Применение технологии ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использова...