Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Богатыри - защитники Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ютяева Анастасия Сергеевна

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5._bogatyri_-_zashchitniki_rusi.docx793.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №3»

Конспект занятия по инновационному проекту в старшей группе №6:

«С чего начинается Родина»

Тема:

Составила: воспитатель

Гордеева А.С.

г.о. Саранск

ООД «Богатыри – защитники Руси»

Цель: познакомить детей с русскими богатырями, их подвигами.

Задачи:

Образовательные задачи: закрепить знания названий элементов костюма и оружия богатыря, формировать грамматический строй речи; расширять знания о понятии «былина», как жанра народного творчества.

Развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление; развивать представление о времени, умение ориентироваться в настоящем и прошлом; развивать умение работать в группах и решать сообща проблемные задачи.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости за защитников земли русской; прививать интерес к истории и русской культуре, воспитывать чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие: закрепить умение связно и последовательно описывать внешность богатырей, рассуждать о характерах героев; формировать словарный запас детей, использовать в устной речи синонимы и антонимы.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к русским богатырям, желание им подражать.

Познавательное развитие: закрепить знания детей о русских богатырях, об их героическом прошлом; познакомить с картиной В. Васнецова «Богатыри», познакомить с образами русских богатырей; закрепить знание названий доспехов богатырей.

Физическое развитие: развивать двигательную активность; формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения, предложенные воспитателем.

Художественно-эстетическое развитие: развивать у детей конструктивно-творческие способности при выполнении заданий продуктивного характера; формировать умение слушать и понимать музыку.

Методические приемы:

Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание. 

Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ иллюстраций), рассматривание, игровой (наглядно-действенный метод).

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использование ТСО (технические средства обучения).

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Словарная работа: лексическая работа со словами «богатырь», «былина», «пахарь», «оратай», «доспехи».

Индивидуальная работа: эмоциональный настрой детей, совместное сопереживание, дифференцированный подход к детям.

Материал и оборудование: 

Демонстрационный: репродукции картин В. М. Васнецова «Автопортрет», «Богатыри», репродукция картины «Микула Селянинович пашет землю»; изображения доспехов богатырей.

Раздаточный: «листья дуба», карандаши, шаблоны с изображением щитов.

Аппаратное и программное обеспечение: экран, магнитная доска.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Вводная часть. Организационный момент.

Дети заходят, становятся в круг.

Д. Здравствуйте.

В.

– Здравствуйте! - вы нам сказали

– Здравствуйте! - ответим мы.

Нас две ниточки связали:

Теплоты и доброты.

В. Ребята, мы с вами живем в удивительной стране с очень красивым названием – Россия. Много разных стран на земле, но Россия – единственная и необыкновенная. Почему?

Д. Потому что Россия - наша Родина.

2. Основная часть. А) Беседа «Кто такой богатырь?».

В. В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей. И вот тогда на защиту родной земли вставали русские богатыри. А кто такой богатырь?

Д. Богатырь – это отважный воин, сильный человек, защитник своей Родины.

В. Ребята, откуда мы знаем о русских богатырях?

Д. О русских богатырях мы знаем из сказок, энциклопедий, из былин.

В. А что такое былина?

Д. Былина – это рассказ о том, что было раньше.

В. Былина – это русское народное сказание о богатырях. Сегодня ребята я хочу пригласить вас на открытие картинной галереи «Былинные богатыри земли русской».

Б) Беседа о художнике В. М. Васнецове.

В. Много лет назад жил добрый человек. И как все добрые люди приносил в мир радость. Был он художником. Звали его Виктор Михайлович Васнецов. (Показ репродукции В. М. Васнецова «Автопортрет»). Когда он был молодым, любил читать былины. Один из былинных рассказов так понравился Васнецову, что он записал его к себе в тетрадь.

«Под славным городом Киевом

На тех степях на Днепровских

Стояла застава богатырская

На заставе был богатырь Илья

Илья Муромец, сын Иванович

А и конь под Ильей, словно лютый зверь

А и сам на коне, как ясный сокол!

А и был на заставе Добрыня Никитич млад

И пошел его добрый конь богатырский

С горы на гору перескакивать

С холма на холм перешагивать.

А и был там Алеша Попович лад

Что из красна города из Ростова.

В. Решил художник этих богатырей нарисовать. Так появилась картина «Богатыри»(Показ репродукции).

В) Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».

В. Ребята, кто изображен на картине?

Д. На картине изображены три богатыря.

В. Кто находится в центре картины?

Д. В центре картины изображен Илья Муромец.

В. Что вы знаете о нем?

Д.  Он мужественный, сильный и мудрый воин. Он был самым старшим из богатырей.

В. Кто изображен слева от него?

Д. Добрыня Никитич.

В. Расскажите о нем.

Д. Добрыня Никитич был искусным воином. Он умело стрелял из лука.

В. Кто находится справа от Ильи Муромца?

Д. Алеша Попович.

В. Верно. Алеша Попович самый молодой из богатырей. Что вы о нем знаете?

Д. Алеша Попович был ловким и находчивым воином. Он обладал хитростью и смекалкой и очень любил играть на гуслях.

Г) Беседа о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче.

В. Ребята, а вы знаете, что не все богатыри на Руси были воинами. Был такой богатырь – Микула Селянинович (показ репродукции картины «Микула Селянинович пашет землю»). Он был богатырь – пахарь. На Руси богатыря-пахаря называли Оратай.

«Оратай – оратаюшка, он одной рукой камень вывернет,

А двумя то руками быка свалит».

В. Когда богатырям-воинам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича на подмогу. Ребята, а как вы думаете, что легче воевать или землю пахать?

Д. Воевать.

В. Правильно, ребята. Так и гласит русская народная пословица «Землю пахать, не мечом махать». Когда Микула Селянинович пахал землю, он приговаривал заветные слова. Давайте и мы их скажем:

Д) Динамическая пауза «Нивка, нивка золотая…»

Яровая жинка, уроди пшеничку, овес да чечевичку (идут по кругу)

На поле копнами (через стороны руки вверх)

На столе пирогами (лепят пироги)

Нивка золотая, добрая, медовая, принеси нам хлеба (идут по кругу)

Стебелек до неба (тянут руки вверх)

Матушка – рожь (вверху машут руками)

Встань стеною сплошь (взяться за руки и поднять руки вверх)

Стебель в оглоблю, колос в дугу (наклоны в разные стороны)

Встань рожь большая, вот такая (снизу встают вверх)

Расти копна золотая (кружатся)

Вот такая (обнимаются).

Е) Рассматривание картинок «Богатырские доспехи».

В. Ребята, а что надевали на себя богатыри, когда собирались в поход?

Д. Шлем, кольчугу.

В. А что брали с собой?

Д. Меч, щит, копье.

В. Как это все можно назвать?

Д. Богатырские доспехи.

В. Ребята, я вас попрошу рассказать о богатырских доспехах. А поможет вам в этом картинки с изображением доспехов (выставляются картинки, дети рассказывают о них).

1реб. Это – кольчуга. Кольчуга – рубашка из железных колец. Она защищала богатырей в бою.

2реб. Это – меч. Его передавали по наследству от отца к сыну.

3реб. Это – шлем. Он защищал голову богатыря. Его делали из железа и меди.

4реб. Это – лук и стрелы. Стрелы носили в колчане, пристегнутом к поясу.

5реб. Это – копье. Чтобы метать копье, воин должен быть сильным и ловким.

6реб. Это – палица. Тяжелой палицей богатырь разгонял всех врагов.

7реб. Это – щит. Его украшали знаками солнца и растительности.

В. Знак солнца на щите помогал отражать удары врагов, а, например, изображение листиков дуба наносились на щит для того, чтобы воин вернулся живым. (Воспитатель показывает детям картинки с изображением солнца и дубового листа).

В. И вот богатыри надели доспехи, взяли оружие. Но перед тем, как идти в поход, они подходили к дубу. Дуб почитался на Руси за свою жизнестойкость. Считалось, что если взять с собой листок дуба, то он придаст воину силу.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

В. Ребята, понравилась вам наша маленькая экскурсия? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей). На память о нашей экскурсии я хочу подарить вам талисман «листочек дуба», чтобы вы оставались всегда смелыми, честными, добрыми. А теперь давайте мы представим, что стали богатырями. Какой бы вы рисунок нарисовали на своих щитах? Подумайте и нарисуйте (дети обдумывают свои рисунки и рисуют).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "23 февраля - День защитника отечества"

Конспект  образовательной деятельности"23 февраля - День защитника отечества"(Группа компенсирующей направленности (ОНР) Цели и задачи: дать детям представление о защитниках отече...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений

Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Защитники нашей Родины»

Тема: «Защитники нашей Родины»Целевой ориентир: ребенок знает, различает и называет военную технику, военные профессии (танкист, моряк, лётчик, десантник, сапер, пограничник); ребёно...

Конспект образовательной деятельности по теме: «День защитника Отечества»

Примерная основная общеобразовательная программа: программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой,      В. В. Гербовой и Т. С. Комаровой.Возрастн...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Защитники нашей Родины»

Тема: «Защитники нашей Родины»Целевой ориентир: ребенок знает, различает и называет военную технику, военные профессии (танкист, моряк, лётчик, десантник, сапер, пограничник); ребёнок знае...

Конспект образовательной деятельности по музыке "Наши Защитники"

Конспект музыкального занятия в подготовительной к школе группеТема: «Наши защитники»  Интеграция с другими образовательными областями: (социально - коммуникативное развитие...