Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Базовая Елена Александровна

Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания  детей дошкольного возраста.

     

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

          Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой ни живут.

        В настоящее время  перед  педагогами  стоит задача наиболее глубокого раскрытия индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка.

        Известно, что раскрытие внутренних возможностей человека осуществляется в деятельности. Ребенок дошкольного возраста может проявлять творчество в различных видах деятельности – познавательной, игровой, художественной. И я хочу рассказать, что хороводная игра как раз и является разновидностью художественно-игровой деятельности детей, представляя собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизации, художественной образности.

Хороводы являются ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству.

                          Значение хороводов

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
  • Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Воспитательная ценность  хороводной игры общепризнанна в педагогике. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

        Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников.

            В свою очередь, практика работы свидетельствует о постепенном исчезновении этого пласта национальной культуры из жизни современного ребенка. Поэтому в настоящее время очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, то есть задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.

 Сочетание традиции и  импровизации  в хороводных играх также является характерной особенностью. Каждая игра представляет собой определенный эталон, но, в то же время,  она не имеет четко регламентированных рамок. Исполнитель, не выходя за границы традиций, волен  вносить в  игру элементы новизны, импровизации.

Хороводные игры доступны детям благодаря таким   чертам:

  •   Простота содержания
  •   Относительная краткость
  •   Многократная повторяемость одного и того же действия
  •   Музыкальность
  •   Установка на забаву, развлечение
  •   Полифункциональность

      Хороводная игра при определенных условиях может стать предметом детской творческой деятельности. Основные педагогические условия детской творческой деятельности это:

  • правильный отбор содержания, понятного детям и вызывающего желание играть;
  •  применение методики, способствующей развитию у детей умений творчески воспринимать и исполнять игровые образы   и хороводную игру в целом как художественно-игровое произведение;
  • участие ребенка в хороводной игре как субъекта игровой деятельности, а не пассивного объекта педагогического воздействия

        Хороводная игра содействует реализации индивидуальных проявлений практически каждого дошкольника в условиях совместной  деятельности.

         Но для того чтобы хороводная игра стала частью самостоятельной деятельности детей,  необходимо знание детьми большого количества игр и потешек, умение их исполнять, организовывать и проводить игру, а также  способность к коллективному обсуждению.

В освоении хороводных игр используются следующие приёмы:

  • целостный показ игры;
  • частичное разучивание;
  • совместный анализ игровых образов;
  • сочинение  игровых образов.

Процесс освоения ребёнком хороводной игры проходит в три этапа. Первоначально ребёнку необходимо накопить определенный объём  представлений  о хороводной игре. Для восприятия художественного образа ему необходимо  уметь различать эмоциональные состояния  других людей и выразительно их передавать, пользоваться элементами таких средств выразительности как жесты, мимика, пантомимика, и создавать на их основе близкие опыту ребёнка образы людей и животных.

 И как я сказала, что процесс освоения ребенком хороводной игры проходит в три этапа. На первом этапе ставятся задачи: познакомить детей с новой игрой, хороводом, создать целостное впечатление о музыке и движении, начать разучивание.      

На втором этапе задачи изменяются –  это углублённое разучивание движений, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения хоровода.

На третьем этапе задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, побуждая детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни под пение, аккомпанемент детских музыкальных инструментов.

Ребенок станет активным участником и творцом хороводной игры в том случае, если:

  • игра будет активно практиковаться, бытовать в его жизни;
  • ребенок умеет исполнять хоровод, играть в хороводную игру;
  • в группе будет создана атмосфера для муз. – ритмического творчества;
  • ребенок знает жанры фольклора и их особенности.

        Чтобы было понятно, что же такое жанры фольклора я поясню. Невозможно перечислить все существующие жанры музыкального фольклора, так как их многообразие очень велико. Например, колыбельная, хоровод, частушка, былина, колядка – уже это считается отдельным жанром.

Хороводные игры  включаются в детские праздники и развлечения, в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные занятия, в утренники и фольклорные праздники, так как хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженно движения, снижают импульсивность, помогают расслабиться, снять мышечный тонус и психическое напряжение.

Хороводные игры образно яркие, напевные, поэтические. В них ярко выражено игровое начала, поэтому стремление к игре, к актёрству, присуще детям. Игра доставляет им радость. Она – всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем.

Хотелось бы заметить, что работа по нравственному, патриотическому и культурному воспитанию детей и развитию их творческих способностей следует рассматривать как одно из направлений работы музыкального руководителя и воспитателя. Хороводные игры, это только малая часть проводимой работы в данном направлении, но уже и это оказывает влияние на развитие ребенка в целом.

Знакомство с русской народной культурой начинается у ребенка уже с самого рождения. Мама поет сначала колыбельные песенки, потом читает ребенку потешки. В детском саду мы знакомим детей с жанрами музыки на основе русских народных песен – это колыбельные, плясовые. С ясельного возраста малыши танцуют и играют под русские народные мелодии.  Буквально уже с двух лет начинаем учить малышей становиться в круг, браться за руки и двигаться по нему, не сбиваясь в сторону или в центр, что является для них пока еще непростой задачей. В этом возрасте детей привлекают, в основном, игры-забавы («Коза рогатая», «Ладушки и др.) и некоторые игры спортивного характера, такие как «Ловишки» и «Прятки».

        В младшей группе обучение хороводным играм для малышей продолжается. При этом поют в основном взрослые: воспитатель, музыкальный руководитель, а дети сосредотачивают все свое внимание на движении по тексту. Со временем, выучив движения, они пробуют подпевать. Для того, чтобы дети лучше усвоили игру, ее необходимо повторять ежедневно хотя бы по одному разу до тех пор, пока малыши не запомнят последовательность действий и слова.

Хоровод способствует развитию координации, коммуникативных навыков, а также выполняет образовательную функцию, благодаря запоминанию детьми песен и стихотворений.

Я уверена, что сейчас стоит острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников, в том числе и на музыкальных занятиях, где на основе отечественных произведений будут воспитываться в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый и сказочный мир. Русские народные песни, танцы, хороводы, игры помогут дать ребенку возможность показать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Исполнение песни воздействует на слушателей слиянием музыки, голоса и слова, позволяет выразить не только свои чувства, но и способно вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, сострадание, понимание. В этом её особая доступность восприятия детьми. Чем больше ребенок проникается к народной культуре, тем увереннее он будет владеть разнообразными фольклорными материалами, тем быстрее будет сформирована его личность и тем комфортнее и свободнее он будет себя чувствовать во взрослой жизни, в своей культурной и национальной принадлежности.

В работе с детьми необходимо постоянно знакомить детей с народным фольклором. В доступной форме объяснять, что песни, прибаутки, танцы и игры, хороводы люди начали сочинять давно, и так передавалось из поколения в поколение, кто их сочинял - неизвестно, говорят – народ сложил эти песни, хороводы. Поэтому их называют народными.

Давайте попробуем вспомнить, какое место занимали хороводы и хороводные игры на Руси? Они отражали в себе всю жизнь народа: были хороводы семейные, трудовые, военные, любовные.

Хороводными называются на Руси игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие.  

Играя, ребенок переживает радость, проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы не знаем ничего более значимого. Хороводные игры несут в себе особенные черты нашей народности – размах и удаль! Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его молодецкую удаль, и  останется он без творчества, без жизни. Этим-то и отличается русская народность от всех остальных.

И  в заключение хочется отметить, что детям нужны и современные хороводы, которые наполнены близким для них содержанием, динамичны и увлекательны. Это возможность не только петь, но и двигаться вместе со взрослыми, подражать им, быть похожими на них, оставаясь при этом детьми. Хороводная игра как феномен культуры не только обучает, развивает, воспитывает, социализирует, но и формирует нравственно-патриотические качества, является национальным богатством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народных традиций, творческой импровизационности, художественной образности и игровой доступности для дошкольников....

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - ...

Подвижная игра как средство формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся средствами игровых технологий в соответствии со стандартами нового поколения...

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей  Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста...

Хороводные игры как средство формирования нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитательная ценность хороводной игры общепризнана в педагогике. Велико значение хороводной игры в нравственном и патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также и в художественном разв...