Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста
консультация по логопедии на тему
Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Хоровод. Хороводными называются в Великоруссии игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.
Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.
Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.
Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией.
Пространство хоровода и его фигуры
К трем годам ребенок уже многое умеет: правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, двигаться в соответствии с просьбой взрослого, следовать музыкальному ритму. Однако малышу предстоит пройти долгий путь, прежде чем он выделит себя из пространства и научится взаимодействовать с окружающими. Ребенок должен научиться быть "не только рядом, но и вместе".
Три года - это тот возраст, когда дети становятся интересны друг другу, стремятся взаимодействовать и изучать друг друга и формировать свое социальное и физическое пространство. Взрослые должны использовать этот сензитивный период для социализации и развития ребенка. Прекрасной формой такой работы является хоровод. В его процессе одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется.
В хороводе также очень важна роль ведущего (родителя, педагога), который является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур.
Хороводные фигуры "Круг"
Фигура, чаще всего используемая в хороводах. Обычно это простой круг (рис. 1). Часто в хороводах используют двойной круг (рис. 2), а иногда (когда участников достаточно много) дети могут построить и тройной круг (рис. 3).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovodnye_igry.doc | 473.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида
Консультация для воспитателей
.
Подготовила: учитель-логопед Рожкова В.И.
Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Хоровод. Хороводными называются в Великоруссии игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.
Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.
Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.
Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией.
Пространство хоровода и его фигуры
К трем годам ребенок уже многое умеет: правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, двигаться в соответствии с просьбой взрослого, следовать музыкальному ритму. Однако малышу предстоит пройти долгий путь, прежде чем он выделит себя из пространства и научится взаимодействовать с окружающими. Ребенок должен научиться быть "не только рядом, но и вместе".
Три года - это тот возраст, когда дети становятся интересны друг другу, стремятся взаимодействовать и изучать друг друга и формировать свое социальное и физическое пространство. Взрослые должны использовать этот сензитивный период для социализации и развития ребенка. Прекрасной формой такой работы является хоровод. В его процессе одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется.
В хороводе также очень важна роль ведущего (родителя, педагога), который является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур.
Хороводные фигуры "Круг"
Фигура, чаще всего используемая в хороводах. Обычно это простой круг (рис. 1). Часто в хороводах используют двойной круг (рис. 2), а иногда (когда участников достаточно много) дети могут построить и тройной круг (рис. 3).
"Петля" и "Улитка"
В ходе перестроений хоровода часто используется фигура "петля". Колонна участников образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь, например, в цепочку, двойной или тройной круг (рис. 4). Участники также могут двигаться по раскручивающейся из центра спирали. Такая фигура носит название "улитка" (рис. 5).
Схожая со спиралью фигура называется "столбы" (рис. 6). В древности она символизировала продолжение рода. Участники составляют неподвижный квадрат. Те, кто находится в нижней левой части (в конце квадрата), по очереди (или по двое, по трое) делают шаг в сторону за пределы квадрата, обходят остальных и встают в начале. Завершается фигура "столбы" тогда, когда все участники обойдут круг и поменяют свое положение.
Линейное движение в хороводе нередко выполняется змейкой с постепенно уменьшающейся амплитудой (рис. 7). Старое название этой фигуры - "вожжа". Первая пара участников образует "ворота", и каждый из последующих участников должен пройти под аркой, образованной руками первой пары.
"Сторона на сторону". Фигура "сторона на сторону" изображает сватовство (рис. 8). Она используется, например, в старинной детской игре "Бояре, а мы к вам пришли...". Участники хоровода выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. В процессе хоровода эти шеренги то расходятся, то вновь сближаются.
В ходе этого действа часто используют различные дополнительные атрибуты: платки, цветки и т. п. Одна сторона роняет эти предметы, а другая поднимает.
"На четыре стороны"
В хороводах часто используют и более статичные фигуры. Такова фигура "на четыре стороны" (рис. 9). Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они "сеют просо". Эта хороводная фигура берет свое начало от древних обрядов. Она носит символический характер и означает посев злаков. В современном хороводе в этой фигуре часто используют и другие движения, которые теснее связаны с текстом хороводной песни.
Роль хороводов в музыкальном развитии детей.
В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка.
Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».
Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять участие в совместной игровой деятельности.
Психологи и педагоги хорошо знают, что хороводы - очень эффективное средство обучения и воспитания. Народные хороводы "Березонька", "У калинушки", "Заинька, выходи", "Как у наших у ворот", "Плетень" давно включены в программы музыкального развития детей. Однако этот набор слишком мал.
Рекомендации воспитателям по освоению хороводных игр с детьми
Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения. На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом воспитатель должен заинтересовать детей образами. Затем разучивают хороводную песню. Далее можно приступать к знакомству детей с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-хороводом не забывать поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса.
Хороводы могут стать составной частью радостной повседневной жизни детей в детском саду и дома.
В детском саду хороводы начинают осваивать рано. Уже в первой младшей группе, в возрасте 2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для детей этого возраста подходит хороводная игра "Раздувайся, пузырь".
В следующей, второй младшей группе (дети 3-4 лет) работа над хороводами продолжается. Как и в младшей группе, поют хороводную песню, прежде всего, взрослые (родители, воспитатели, музыкальный руководитель). Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений: ходьба по кругу, в круг, движения по тексту хоровода. Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц, и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во время физкультурных занятий и в другое удобное время. Главное, чтобы детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод, делали это не из-под палки.
Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия. Систематические занятия хороводами приводят к тому, что в средней группе (4-5 лет) дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по силам выучить не только движения, но и текст.
Слова песни лучше разучивать в первой половине дня (например, на занятиях музыкой), а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня. При разучивании хоровода с 4-5-летними детьми надо обращать внимание на соблюдение всеми ритма, синхронизации пения и движения. Будьте готовы к тому, что не у всех детей это будет получаться. Некоторые малыши будут стремиться показать свое первенство в группе, начнут торопиться с пением и движением. С такими детьми желательно предварительно провести беседу о том, как важно и интересно петь всем вместе. Возможно, потребуется разучивать с ними хоровод отдельно.
В летнее время музыкальные занятия проводятся, как правило, на улице. Поскольку большую часть времени дети находятся на свежем воздухе, хоровод можно разучивать и в первой, и во второй половине дня. Очень результативной и интересной для детей формой разучивания хороводов является игра "Мы к вам в гости пришли". Старшие дети приходят к маленьким "в гости". Взрослые предлагают старшим детям разучить (или повторить) с малышами хороводы, которые те уже знают.
Хороводы в старшей группе
Этапы освоения детьми нового хоровода:
Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.
Разучивание текста хороводной песни.
Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка элементов.
Репетиции и представление хоровода зрителям.
Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова.
В качестве домашнего задания можно предложить детям и родителям разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике в детском саду.
Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней елки. Остальные хороводы желательно исполнять с применением более сложных фигур. Самым трудным для детей этого возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются.
Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3 лет с успехом разучивают один хоровод, дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение всех 10 хороводов. Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям. А также они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда были еще маленькими. Для старших детей взрослые (при желании) могут усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при этом музыку и слова.
Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Воспитатели часто используют хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.
Картотека хороводных игр
«Заинька, пойдем в лес»
-Заинька, пойдем в лес,
Серенький, пойдём в лес.
Вот как, вот как, пойдём в лес -2р.
-Заинька, рви цветочки
Серенький, рви цветочки
Вот как, вот как, рвут цветочки -2р.
-Заинька, вей веночки
Серенький, вей веночки
Вот как, вот как, вей веночки-2р.
-Заинька, надевай
Серенький, надевай
Вот как, вот как, надевай-2р.
-Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой
Вот как, вот как, топни ножкой-2р.
-Заинька, повернись
Серенький, повернись
Вот как, вот как, повернись-2р.
-Заинька, попляши
Серенький, попляши
Вот как, вот как, попляши-2р.
-Заинька, поклонись
Серенький, поклонись
Вот как, вот как, поклонись-2р.
«Зайка»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так, вот так-так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, вот так-так
Надо лапочки погреть…
Зайке холодно стоять.
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так вот так-так
Надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал
Зайка … прыг и ускакал.
Воспитатель или ребенок, переодетый в «Мишку» догоняет детей.
«Заинька, попляши»
-Заинька выйди в круг,
Серенький, выйди в круг.
Вот так, вот так выйди в круг-2р.
-Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи -2р.
-Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так топни ножкой-2р.
-Заинька, хлопни ручкой
Серенький, хлопни ручкой
Вот так, вот так хлопни ручкой-2р.
-Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так попляши-2р.
-Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот так поклонись-2р.
«Зайка»
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Встань, попрыгай, попляши,
Твои ножки хороши.
Встань, попрыгай, попляши,
И морковку получи!
«Флажок»
(все движения по тексту)
Детки встали в кружок,
Увидали флажок.
Кому дать, кому дать?
Кому флаг передать?
Выйди, …(имя ребенка), в кружок.
Возьми, …..,флажок.
Выйди, выйди, возьми.
Выше флаг подними…
Исполняется мелодия, ребенок машет флажком, дети хлопают в ладоши.
«Пузырь»
Дети берутся за руки и образуют кружок. Вместе произносят слова:
«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел
Да за веточку задел.
Ручкой хлоп-хлоп-хлоп,
Ножкой топ-топ-топ,
А пальчиками чик-чик-чик,
А головкой тик-тик-тик.
Раз сюда, два сюда,
Повернись вокруг себя.
Пузырь лопнул! Воздух вышел!
Дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» или произнося при этом звук «ш-ш-ш» - как будто выходит воздух.
«Ходит Ваня»
Ходит Ваня, -2р.
Посреди кружочка-2р.
Ищет Ваня, -2р
Для себя дружочка -2р.
Нашёл Ваня -2р.
Для себя дружочка -2р.
Пляшет Ваня -2р.
Со своим дружочком -2р.
«Пальчик о пальчик»
Пальчик о пальчик стук да стук -2р.
Зашагали ножки дружно вместе
Зашагали ножки все на месте.
Как пружинки мы присядем -2р.
А потом все вместе мы поскачем -2р.
Пляшут ручки, пляшут красиво
Посмотрите что за диво…
Покружились детки, покружились
Покружились детки
И низко поклонились.
Вот и кончилась игра!
«Ходим кругом»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга.
Ходим кругом,
Друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Что нам …покажет,
Будем дружно повторять!
Водящий показывает движение, а затем выбирает самого лучшего игрока. Игра продолжается.
«Колпачок»
Дети идут по кругу, внутри круга водящий сидит на корточках.
Колпачок, Колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
Подходят к Колпачку и поднимают его на ноги:
На ноги поставили.
Танцевать заставили.
Колпачок танцует, а дети приговаривают и хлопают в ладоши:
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Ребёнок крутится вокруг своей оси с вытянутой вперёд рукой и закрытыми глазами:
Я люблю, конечно, всех,
Но вот эту больше всех.
На кого указал Колпачок, тот становится ведущим.
Игра «Воробей»
Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят:
Прилетел к нам воробей
И запел как соловей.
Эй ты, птичка, не зевай.
Кто мяукнул угадай.
В центре сидит с закрытыми глазами «воробей». Ребёнок, которого выбрал взрослый, мяукает. «Воробей» должен отгадать по голосу другого ребенка.
«Галя по садочку ходила»
Дети идут, взявшись за руки, по кругу и поют. Ребенок в кругу с платочком в руке ходит внутри круга.
Галя (Нина) по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.
«Галя» теряет платочек. Ребенок, у которого «Галя» обронила платок – поднимает его и держит. Дети продолжают петь.
Обошла тут Галя (Нина) садочек,
Ищет голубой свой платочек.
«Галя» не находит платочек, садится в центре круга и «плачет».Дети продолжая петь, теперь идут в центр круга на первую строчку, а на 2-ую строчку из круга. И так 2 раза.
Не горюй, подруженька Галя (Нина),
Мы платочек твой отыскали.
Под малиновым под кусточком,
Под березовым под листочком.
Ребенок, у которого оказался платочек говорит, показывая его:
Вот он, вот он твой платочек,
Догони меня, дружочек!
Дети встают спиной к др.другу. И после того, как хором произнесутся слова, бегут вокруг круга в разных направлениях до места, откуда начали бег. Кто оказался первым становится «Галей». Игра повторяется.
«Подарки»
Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:
Принесли мы всем подарки.
Кто захочет, тот возьмет –
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
С окончанием слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий ребенок в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.
«Веселая девочка Алена»
Дети стоят в кругу, в середине круга девочка, она слегка поворачивается вправо и влево, дети поют:
Ой, какое платье у Алены,
Да с какой каемкою зеленой!
Каблучок мой топай смелее
Да пускайся в пляс веселее!
В припев, все дети топают правой, затем левой ногой и поворачиваются вокруг себя, движения повторяются 2 раза.
Затем в круг вбегает другая девочка и, поворачиваясь вправо и влево, показывает воображаемые ленты в косичках, дети поют:
Принесла Танюшенька - сестричка
Синих лент атласных для косичек
Каблучок мой топай смелее
Да пускайся в пляс веселее!
В круг вбегает мальчик. Он танцует, выставляя поочередно то правую, то левую ногу. Дети поют:
Посмотрите Мишеньке на ножки,
Хороши ли красные сапожки?
Каблучок мой топай смелее
Да пускайся в пляс веселее!
Дети идут в середину круга и обратно, поют:
Ой, и мы, ребята, спляшем с вами,
Тоже можем топать каблуками!
Каблучок мой топай смелее
Да пускайся в пляс веселее!
«Круг кружочек»
Дети, держась за руки, идут по кругу, проговаривая слова:
Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три –
Повернись-ка, …. Ты!
И так продолжается до последнего игрока. Когда все дети из круга будут повёрнуты – дети произносят:
Круг кружочек
Маленький шажочек,
Раз, два, три, четыре, пять –
Повернулись все опять.
«Водяной»
В центре круга сидит на корточках ребенок-водяной. Дети идут вокруг него и тихо произносят слова:
Дедушка Водяной
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.
Раз, два, три – лови!
По окончании слов дети останавливаются. Ребенок с завязанными глазами подходит к другому ребенку и на ощупь определяет его и называет его имя. Если он угадал - водяным становится угаданный ребенок.
«Огород»
Есть у нас огород,
в нем морковка (капуста, свекла) растет,
вот такой ширины,
вот такой ужины,
вот такой вышины,
вот такой низины.
Огород, огород, что еще там растет?
«Ёжик»
Дети по кругу идут и поют:
Повстречался ёжик мне
Нёс грибы он на спине.
Добрый день, колючий еж,
Далеко ли ты живёшь?
Ежик глазками сверкнул
И в кусты скорей свернут
Зашуршал сухой листвой
Приглашая в домик свой.
«Ворон»
Дети стоят по кругу. «ворон» - в центре.
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоят гора.
(дети дробным шагом идут к центру)
А на той горе – дубок,
(так же отходят назад)
А на дубе воронок.
(ворон кружится, разведя руки в стороны)
Ворон в красных сапогах
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу
(все танцуют, выставляя ногу на пятку)
Он играет во трубу.
(имитируют игру на дудке)
Труба точенная,
Позолоченная,
Труба ладная
песня складная
(дети хлопают в ладоши, Ворон пляшет)
Кыш!!
Дети, движением рук, выгоняют «Ворона» из круга. «Ворон» летит за кругом. Пробегая за детьми, он дотрагивается до одного ребенка, который начинает преследовать «ворона». Независимо был ли пойман «ворон», выбранный ребенок становится в круг. Игра повторяется.
«Кот и мыши»
Дети идут по кругу, «кот» в кругу ложится и «засыпает». Ребята поют:
Мыши водят хоровод.
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
(подходят к «коту», сужая круг.)
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
(Расширяют круг)
Разобьет весь хоровод!
(После этих слов «Кот» ловит мышей-детей, дети стараются от него убежать)
«Шёл старик дорогою»
Дети имитируют слова игры:
Шел старик дорогою-дорогою-дорогою.
Нашёл козу безрогую-безрогую-безрогую.
Давай, коза, попрыгаем-попрыгаем-попрыгаем.
Ножками подрыгаем-подрыгаем-подрыгаем.
А коза бодается-бодается-бодается,
А старик ругается-ругается-ругается.
«Буги-вуги»
Дети стоят в кругу выполняют движения и поют:
Руку правую вперёд
А потом ее назад
А потом ее вперед
И немножко потрясём.
Мы танцуем буги-вуги
Поварачиваясь в круге
И в ладоши хлопаем вот так (хлопают), раз, два.
Буги-вуги, О кей!
(дети идут в круг, на слово «О кей» показывают всем большой палец руки)
Буги-вуги, О кей!
(выполняют тоже движение, выходя из круга)
(По очереди показываем руки, ноги, щечки, ушки и т.д.)
«Море волнуется»
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура замри!
«Если нравится тебе»
Если нравится тебе, то делай так: (хлопают) раз, два – 2р.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи (хлопают)
Если нравится тебе, то делай так (хлопают)
И так можно выполнять по очереди любые движения: хлопать, топать и т.д.
«Лавата»
Дети идут по кругу, держась за руки, произнося:
Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та,
Танец любимый наш - это "Лавата".
Ведущий говорит: "Мои пальчики хороши, а у соседа лучше".
Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова снова.
Затем поочередно водящий дает другие задания:
Мои плечи хороши, а у соседа лучше;
Мои уши хороши, а у соседа лучше;
Мои щеки хороши, а у соседа лучше;
Моя талия хороша, а у соседа лучше;
Мои коленки хороши, а у соседа лучше;
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Литература
- Журнал «Справочник музыкального руководителя - №4 - 2012 год
- Статья Пахомовой Светланы Дмитриевны, МАДОУ № 65 г. г. г.Сыктывкара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...
Семинар-практикум "Хороводные игры как средство формироваия коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста" для воспитателей
Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность. ...
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)
С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянн...
Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста...
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ...
Деловая игра. Тема: "Хороводные игры как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Для воспитателей детского сада....