Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Как много интересного бывает зимой»
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Как много интересного бывает зимой»
Цели:
- Учить детей представлениям о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла; характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы – растительный и животный мир.
- Развивать познавательную активность детей: устанавливать причинно – следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.
- Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме.
Материал: Иллюстрации о зиме, картинки с изображениями зимующих птиц, животных в зимнее время.
Предварительная работа: загадки, пословицы о зиме, чтение стихов о зиме.
Словарная работа: зима, зимующие птицы, снег, лед, спячка, берлога, запасы.
Модели: Строение дерева, погодные явления зимой, снег, лед, приспособление животных к зиме.
Ход:
Педагог: Ребята, я встретила Незнайку, он шел в одних трусиках загорать. Наверное он не знает о зиме. Давайте расскажем ему. Как вы узнали, что на улице зима?
Дети: Зимой на улице снег и лёд.
Педагог: Чтобы не забыть нам ничего, поставим схему. (Ставит карточки «снежинки» и «вода»). Почему летом тепло, а зимой холодно?
Дети: Солнце плохо греет, дает мало света и тепла.
Педагог: Какая земля зимой? (Землю покрывает снег). Растут ли цветы? Почему цветы не растут зимой?
Дети: Земля мерзнет, им не высосать корешками влагу.
Педагог: А стебель может жить зимой?
Дети: Стебель замерзает.
Педагог: А может ли цветок дышать холодным воздухом?
Дети: Если убрать стебель, то листья не смогут дышать.
Педагог: А может быть цветок без корня, стебля, листьев?
Незнайка: Раз цветы не живут зимой, значит кусты и деревья тоже погибают?
Педагог: Давайте объясним Незнайке, так ли это?
Дети: Зимой деревья спят.
Педагог: Корни деревьев впитывают воду?
Дети: Нет, деревья спят. Ствол покрыт корой. Она защищает от холода.
Педагог: А почему деревья сбрасывают на зиму листья?
Дети: Им нечем питаться, так как по корню не идут питательные вещества, поэтомулистья опадают.
Незнайка: Зимой нет птиц, поэтому скучно. (Педагог выставляет модель дерева, на которое дети сажают зимующих птиц).
Незнайка: Я знаю, скворец остался.
Педагог: Прав ли Незнайка? А почему скворец не может остаться?
Дети: Он питается насекомыми, а насекомых зимой нет.
Педагог: А где же зимуют насекомые?
Дети: Насекомые зимой прячутся под кору.
Педагог: Какие птицы остаются зимой? Давайте расставим птиц и расскажем о них.
Утки могут зимовать? Почему? Чем они питаются? А куры зимуют? Кто куриц кормит? А дятел улетает в теплые края или зимует? Чем он питается?
Дети: Дятел улетает в более теплые края на Украину, в Белоруссию.
Педагог: Незнайка говорит, что про птиц он все понял.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Как головою между листвою Движения головой вверх-вних.
Дятел деревья долбит?
Как на рыбалку и вперевалку Бег на месте с разведением рук в стороны.
Гусь за гусыней бежит?
Как удивились, остановились Наклон вперед, руки назад.
Гуси у самой реки?
Воду попили, крылья раскрыли Руки в стороны, плавные движения вверх-вниз.
И потихоньку пошли.
Педагог: А звери все, наверное, убегают в Африку? Как животные приспосабливаются?
Дети: Звери зимой остаются, но они приспосабливаются. Меняют окраску, впадают в спячку и т.д.
Педагог: А почему животные впадают в спячку?
Дети: потому что голодно и холодно.
Педагог: Почему животные голодают? (Например медведь. Он ест малину, муравьев, орехи, мышей, очень редко кабана, лося.)
Дети: потому что он спит в берлоге, и зимой такой еды нет.
Незнайка: Я знаю, что рыбы зимуют в аквариуме.
Педагог: Прав ли Незнайка?
Дети: Рыбы зимой засыпают. Холодно, лед, поэтому рыбы зарываются в ил.
Незнайка: А люди зимой спят?
Педагог: Давайте объясним Незнайке, как люди переносят зиму?
Дети: Люди тепло одеваются.
Педагог: А что люди зимой едят?
Дети: Покупают в магазине продукты, делают запасы на зиму.
Незнайка: Хорошо, значит, у людей забот нет?
Дети: Люди расчищают снег, ходят на работу, подкармливают зверей и птиц.
Незнайка: Ох, как много забот. Значит, люди не любят зиму? Так ли это?
Дети: Нет, зимой нам весело, можно лепить из снега. Зимой праздник Новый год, а у кого-то день рождения.
Педагог: Во что мы любим играть зимой?
Дидактическая игра «Зимние забавы» (Дети отбирают картинки).
А вы хотите, чтобы зима была всегда?
Дети: Нет, летом можно купаться, загорать.
Педагог: Ребята, представьте на минуту, что зима будет постоянно. Что тогда будет?
Дети: Если все время будет зима, то все растения и животные погибнут.
Педагог: И все-таки так замечательно зимой!
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
(А.Фет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины »
Конспект занятия в старшей группе на тему: «История о символах» Беседа с детьми старшей группы на тему: « Отличительные символы Родины » Конспект занятия в Ста...
Конспект занятия для детей старшей группы «Как много интересного бывает зимой»
Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении прич...
"Как много интересного бывает зимой на Урале"
Обобщающая беседа о зиме....
Беседа с детьми старшей группы на тему "Покормите птиц зимой"
Цель: развивать познавательный интерес детей к жизни природных обитателей, заботливое отношение к ним; формировать практические природоохранительные умения....
Презентация "Как много интересного бывает зимой"
Презентация...
Как много интересного бывает зимой. ( Зимние забавы, зимняя одежда, обувь)
конспект НОД по познавательному развитию Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"...
Беседа: «Как много интересного бывает зимой»
Беседа: «Как много интересного бывает зимой»Провела: Воспитатель Назарова С.М.Цели:Учить детей представлениям о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла; хар...