ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2021
материал (старшая группа)

Дроздецкая Кристина Геннадьевна

В 2021 году я являюсь участником районного конкурса "Воспитатель года 2021"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по нетрадиционному рисованию на воде в технике «эбру» для детей старшей группы «Необычные цветы»

Основная образовательная область:

Художественно – эстетическое развитие.

Интеграция:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование:

лотки с вязкой водой;

специальные краски 4 цветов;

пипетки;

палочки;

акварельная бумага;

салфетки;

проектор;

ноутбук.

Цель: Сформировать у дошкольника способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественно - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «Эбру».

2. Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.

Развивающие:

1. Учить умению самостоятельно, вдохновенно реализовывать замысел в рисунке, используя совершенно новую технику рисования на воде.

2. Учить рисовать палочкой на воде

3. Развивать образное мышление, восприятие, фантазию, творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.

4. Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами, желание создавать своими руками красивые и аккуратные рисунки.

2. Способствовать проявлению положительных эмоций, умению передавать в своих рисунках радостное настроение.

Во время НОД использованы такие виды деятельности, как:

игровая

- продуктивная

- коммуникативная;

Такие методы, как:

- словесный

- наглядный

- игровой

- практический;

И такие приемы, как:

беседа

- разъяснение

- повторение

- рассматривание иллюстраций

- показ

- вопросы к детям;

Ход НОД

Педагог: (Заводит детей в зал под музыку)

Приветствие. (Дети сидят на ковре)

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Чуткие руки спешат обнимать.

Умные руки хотят рисовать.

Основная часть.

Педагог: Ребята, а вы любите рисовать?

- Можно ли рисовать на воде? (нет)

- Почему? (краски растворяются в воде)

- Оказывается можно рисовать на воде! Эта техника рисования, называется «Эбру».

Искусство такое необычное зародилось в Турции. Краски плавают на поверхности воды и не растворяются, а смешиваются между собой, образуя причудливые узоры. А потом эти узоры переносятся на лист бумаги или ткань.

Видеоролик «Эбру»

(просмотр под спокойную мелодию)

- Вам понравилось? Завораживающе красиво, правда? Хотите научиться рисовать на воде? Я знала, что вам понравится и все приготовила для рисования в технике Эбру. Я приглашаю вас к столу. Посмотрите сюда, пожалуйста.

Вся красота техники Эбру в том, что любой человек может создавать чудесные, очень необычные рисунки на воде.

Что нам для этого понадобится: лоток, в лотке вода, но не простая вода, которая течет из-под крана - в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен. Краски тоже необычные для этой техники, они словно живые.

Нам понадобится вот такая острая палочка, чтобы рисовать на воде. И обязательно нам нужна салфетка, потому что при соприкосновении с водой краска должна быть всегда чистая. Поработали одной краской, протираем палочку и работаем дальше с краской другого цвета. Работать надо на поверхности воды, не прокалывая воду. Краски добавляем в любой последовательности.

Палочкой набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Затем вновь вытираем палочку и опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия.

На один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, кружатся, словно танцуют.

У нас получилось несколько цветовых кругов и, мы уже сможем сделать узор. Двигая палочкой слева направо, сверху вниз мы заставляем краски еще больше двигаться, кружиться, они переплетаются между собой, создавая удивительные узоры. Эти узоры послужат фоном нашего рисунка!

Теперь я подготовлю основу для изображения цветка (рассказываю детям алгоритм действий)

Чтобы цветы были более интересными, необычными, придадим им форму с помощью тонкой палочки, отведем краску от края круга к центру. Посмотрите, какой у меня получился рисунок. Красивый? Теперь можно сделать для цветка стебель и листья. (показ) Мы с вами говорили, что краски «живые», повторить этот рисунок уже нельзя, потому что в следующий раз краски могут двигаться по другому направлению.

Теперь мы эту красоту отпечатаем на листе бумаги. Для этого аккуратно опускаем альбомный лист в латок и произносим в слух волшебные слова:

«Лети, лети, лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты воды —

Быть, по-моему, вели!»

Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.

Смотрите, что у нас получилось?

А теперь я предлагаю вам заняться этим необычным изобразительным искусством, проявить свою фантазию и творческое мышление, проходите к столам, но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их). Правильно, я предлагаю вам разминку-загадку, повторяйте за мной:

«Она приходит с ласкою (пальчики рук шагают по столу)

И со своею сказкою, (ладошки сложить вместе под голову влево, вправо)

Волшебной палочкой взмахнет, (имитируем взмахи палочкой двух рук)

В лесу подснежник расцветет» (пальцами двух рук имитируем цветок)

Педагог: Молодцы, дети, правильно, это весна! Весна - это время ярких красок и красивых цветов. Давайте нарисуем необычные цветы, которых не встретишь в природе!

Самостоятельная работа детей.

(индивидуальная помощь, положительная оценка)

Во время самостоятельной деятельности следить за осанкой ребят.

Итог.

Ребята, вы сотворили чудо! Вы научились этому необычному искусству

рисования на воде. Как оно называется? (ответы детей)

- Эбру

Ребята, вам понравилось рисовать на воде в технике Эбру?

Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какой у нас праздник скоро будет?

Дети: Праздник мам, 8-ое Марта!

Педагог: Предлагаю подарить эти необычные цветы мамам на 8-ое Марта!



Предварительный просмотр:

Я – воспитатель!                                                                                        

 Почему я выбрала  эту профессию? Почему в эту особую атмосферу детства мне хочется возвращаться снова и снова?   Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живем.  Любовь к детям и желание творить добро привели меня в эту профессию и я, без сомнения, решила, что буду воспитателем. Воспитатель -  это  влюбленность в детство! Самое главное в нашей профессии  - любить детей, любить просто так, ни за что, иначе дети не примут, не пустят в свой мир.  Воспитатель  – это не столько профессия, сколько постоянная жизненная потребность находиться в детском коллективе, получать удовлетворение от того, что делаешь поистине великое дело – помогаешь  расти и развиваться человеку.                                                                                                                            Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются, делятся своими успехами и достижениями; радуюсь, когда вижу, что мои ребятишки, увлеченные, игрой  или  интересным делом,    не хотят уходить домой, а значит им хорошо  в детском саду.  Каждый день   меня встречают мои дети  – они такие разные: непредсказуемые, интересные, забавные, удивительные,  умные,  и  каждый из них – уникален, а   главное - мне надо понимать « язык  детства» , чтобы увидеть в каждом  ребенке  то, чего  нет у другого,  поддержать,  развить, помочь сделать первый шаг,  воспитать уверенность в своих силах.  Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться  объективно, терпимо, любя, потому что  каждый ребенок  - это личность, которую надо уважать и развивать. Дети любят , когда   воспитатель обаятелен, опрятно одет , красиво  причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Видя, как дети ловят каждое мое  слово, взгляд, жест, понимаешь,  как ты  нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь «ростки»  будущего человека.  Воспитатель для ребенка должен быть немного                     «волшебником», должен быть готов ответить на любой детский вопрос, ведь ребенок верит, что мы все на свете знаем и ждет от нас  взрослых чуда, сказок и  волшебства! Каждый раз  рядом с детьми  я ощущаю атмосферу  бесконечного доверия и  теплоты.  За ощущение ребенком чувства радости отдала бы, кажется,  все!                                                                                                                                                                                                       Именно воспитатель  первым открывает дверь ребенку  в этот огромный, бесконечный мир, полный интересных открытий, загадок и радостей познания,  учит  понимать и ценить все  доброе и прекрасное в  нем.   От воспитателя зависит, каким малыш  будет видеть  окружающее: светлым, радостным или жестоким!  Ребенок, как « чистый лист бумаги», если напишешь на нем  что-то с ошибкой, исправить ее в дальнейшем будет сложно. Каждый ребенок открыт для всего нового, для красоты и добра, он чутко реагирует на ложь и несправедливость.                                                                                                                                                                                               Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым днем все больше убеждаюсь, что  быть   воспитателем  в современных условиях сложно и ответственно,   ведь мне    верят, на меня надеются, мне доверяют самое дорогое – ребенка. А ты должен всему этому соответствовать, стараться быть на высоте.                                                                                      Современный педагог должен не только шагать в ногу со временем, но и на шаг опережать его. Сегодня есть большое информационное поле деятельности педагога, где он может почерпнуть  для себя новое и интересное  и передать свой ценный опыт педагогическому сообществу, это стимулирует творчество, повышает профессионализм и социальную значимость педагога в обществе. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики,  идти вперед, осваивая  инновационные технологии и  нетрадиционные методы, должен обладать   разнообразными  знаниями, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.                                                    А.С.Макаренко говорил:  «Воспитатель должен себя так вести,  чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитать?»                                                                                                                     Я хочу  быть компетентным  педагогом для родителей воспитанников и коллег,    нужным и любимым  для детей человеком, вселяющим  в них радость, заботу, спокойствие и уверенность. Ведь  мне доверили самое дорогое – детей, которые ждут тепла, доброго слова, интересных дел, новых  открытий  и готовы отвечать взаимностью на мою к ним любовь.                                       Я хочу, чтобы мои воспитанники выросли свободными и ответственными гражданами, обладали чувством собственного достоинства, с уважением относились к другим, были способны на собственный выбор, и с пониманием воспринимали разные точки зрения.                                                                              Если ребенок не имеет опыта в деятельности и общении, он не может быть сильным психически и физически, не может быть полезным обществу, не может реализовать себя. Ведь успешность ребенка  в школьной и в дальнейшей жизни  зависит  прежде всего  от его  умения  общаться, а  процесс социализации начинается у человека с  детства и продолжается всю жизнь.                                                                                                                  Ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, поэтому эффективная социализация,  то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующем в обществе, является  одной  из главных задач моей  педагогической деятельности.                                                                            Образовательное пространство, организуемое педагогами в детском саду, должно стать местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать  с разновозрастным детским коллективом, педагогами, родителями в разнообразных видах деятельности.                                                            

Исходя из современных требований, стараюсь организовывать  педагогический процесс   так, чтобы  обучение и воспитание проходило с легкостью и  интересом,   в  адекватной дошкольному возрасту деятельности, ищу нестандартные  пути  решения проблемы.  Если  педагог не знает как  он будет вносить новое содержание в педагогический процесс, ( т.е.  в его арсенале нет технологий), то  никакого эффекта от реализации нового содержания в работе с детьми он не получит.

Секрет воспитания социально - уверенной личности созвучен словам Ж.Ж.Руссо: «Час работы научит больше, чем день объяснений».

 А  любимая деятельность дошкольников – игра, это и развлечение, и обучение, и воспитание, и  самооздоровление, поэтому, организуя педагогический процесс,   создаю ситуации, когда дети  сами решают возникшую проблему, делая свой выбор, самостоятельно распределяют функции или роли, создают коллективный продукт деятельности,  радуются за успех всех и каждого.            

 Игра  стала для моих ребят – настоящей школой социализации.                  Работая с дошкольниками,  не перестаю удивляться,  насколько они разные,  непредсказуемые,  интересные,  удивительно  умные,  умеющие своими рассуждениями,  умозаключениями,  поставить передо мной  все новые и новые вопросы и задачи. Они учатся у меня,  а я  - учусь у них.                               Какое счастье видеть,  как меняются и взрослеют мои воспитанники и хочется верить, что в их сердцах никогда не поселиться зло. Что заложено в детстве – остается на всю жизнь.    Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее,  доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленькие тайны , а самое главное любовь.                                                      Говорят, воспитателей забывают быстро и вспоминают редко,  но я уверена в одном: можно  забыть  как выглядит человек,  можно забыть его имя, но его отношение к тебе -  никогда!  Мне хотелось бы, чтобы  мои воспитанники,  распахивая « двери будущего», вошли  в него  социально-компетентными, активными, инициативными,  самостоятельными   ответственными  людьми и достигли  поставленных целей! И в этом, я знаю,  будет частица моего труда.  Я буду безгранично счастлива, если по прошествии лет, дети будут вспоминать меня с теплотой и благодарностью.



Предварительный просмотр:

«Использование техники Эбру

для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Дроздецкая Кристина Геннадьевна

2021

«Творческая мастерская Эбру –рисование на воде»

или использование техники Эбру в работе с дошкольниками

   В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным мышлением и способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

  Все дети с раннего возраста в детском саду любят рисовать.

  Но стоит отметить и то, что, рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

      Современный исследователь Тамара Семёновна Комарова утверждает, что художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, вдохновение, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами и образами. Задумываясь над словами Тамары Семёновны, я поняла, что техника рисования Эбру, заинтересует детей дошкольного возраста. И действительно, когда в сентябре 2020 года впервые я показала этот необычный способ рисования, дети так увлеклись, что образно говоря, у детей разгорелось настоящее пламя творчества. Так мы и начали творить чудеса. С каждым разом получались новые и новые шедевры. Для меня самое главное и приятное - видеть искрящиеся глаза детей и слова: «А можно еще! Я еще хочу!».

Поработав с детьми в данной технике стало очевидно одно: необходимо использовать такие техники, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Одной из таких нетрадиционных техник рисования и является эбру.

В августе 2020 года я разработала дополнительную общеразвивающую программу художественной направленности «Эбру - краски, танцующие на воде», для детей старшей и подготовительной групп.

 С сентября того же  года, я начала вести кружок в старшей и подготовительной группе по данной программе.

Цель программы: повысить интерес к изобразительной деятельности через знакомства с нетрадиционной техникой рисования по воде - «эбру».

Задачи программы:

Образовательная – познакомить детей с техникой рисования на воде и её приёмами. Ввести понятие Эбру. Познакомить с историей появления такого способа рисования. Учить наносить краски на поверхность воды, использовать контраст цвета. Закреплять знания о безопасности при экспериментировании, умение пользоваться красками, веерной кисточкой, шилом, гребенкой.

Развивающая – развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.

Воспитательная – воспитывать самостоятельность в создании рисунка, чувство прекрасного, аккуратность, усидчивость, любознательность к новому; понимание красоты окружающего мира, потребность в выражении своего отношения к нему. Гармонизировать психоэмоциональное состояние,

В основе метода эбру лежат  правильные, природные формы, главным образом- круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму.

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. А так же:

-вырабатывается усидчивость у детей

-успокаиваются и дисциплинируются

-развивается мелкая моторика рук

-тренируется зрение

-развивается координация движения

-открывается творческий потенциал

-развивается фантазия и мышление

-умение сочетать цвета и формы;

-навык видеть прекрасное в обыденном;

-возможность мыслить нестандартно;

-умение расслабляться и получать удовольствие.

Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления: определи, на что это похоже; угадай, что здесь нарисовано.

Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. А полученные изображения могут выступать как собственный рисунок (т.е. законченной работой) или послужат фоном для дальнейшего творчества.

Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.

Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла к выводу, что с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные навыки у детей, а так же раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников.

Вывод:

Работая с детьми, я пришла к выводу, что ребенку нужен тот результат, который вызывает у него удовольствие, радость, удивление, волшебство. Знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения, переходить к овладению новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.

В ходе проделанной работы, по промежуточному анализу, уже можно сделать вывод о пользе и эффективности использования техники эбру. Ребята стали более усидчивы на других занятиях, научились сочетать цвета и использовать это не только в рисунках но и в подборе одежды, как для себя так и для кукол. Многие раскрыли свой потенциал, и всерьез заинтересовались рисованием особенно в нетрадиционной технике.  А некоторые стали мыслить более шире и нетрадиционно,  и не стали бояться предлагать свои самые необычные идеи и предложения. А самое главное дети стали более спокойны к неудачам, в общении сверстниками и взрослыми, так как научились расслабляться и снимать напряжение, с помощью рисования.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года- 2021"

Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года -2021"...

Всероссийский конкурс «Воспитатель года – 2021» муниципальный этап

В данном разделе размещен материал для Всероссийского  конкурса "Воспитатель года - 2021", Заявка участника, анкета, представление, сочинение на тему "Эффективность использования и...

Информационная карта участника профессионального конкурса "Воспитатель года - 2021"

Информационная карта участника профессионального конкурса "Воспитатель года - 2021"...

Информационная карта участника конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2021"

Информационная карта участника конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2021"...

Информационная карта участника муниципального этапа профессионального конкурса «Воспитатель года - 2021»

Информационная карта участника муниципального этапа  профессионального конкурса «Воспитатель года - 2021»...