паспорт мини-музея "Русская изба"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Паспорт мини-музея
«Русская изба» в ДОУ
Виды экспонатов: предметы русского деревенского быта
Цель: Средствами мини-музея осуществляются воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Задачи: 1) Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея.
2) Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровье-сберегающие условия.
3) Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.
4) Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
5) Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки и т.д.)
6) Разработать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуру через русские народные сказки.
7) Формировать чувство любви в Родине на основе изучения русских народных.
8) Обогащение словаря детей: сундук, прялка, печка, люлька, чугунок и т.д.
Адресность: Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале с использованием экспонатов музея.
Программа мини-музея на 2020 – 2021 учебный год
Содержанием работы музея являются:
- проведение тематической НОД для дошкольников;
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями ДОУ
- организация экскурсий для детей и их родителей.
Темы экскурсий:
«Устройство русской избы», «Старинная посуда и предметы обихода», «Народный досуг в избе: посиделки, вечерки, календарные праздники», «Народные календарные праздники».
Оформление тематических выставок:
«Предметы крестьянского быта», «Горница», «Самовар», «Женское ремесло», «Куклы-обереги».
Предполагаемый результат:
Мини-музей «Русская изба» позволит:
- Расширить познавательный интерес детей, приобщить к наследию русской народной культуры и своей малой Родины.
- Пополняя музей новыми экспонатами, обогатить предметно-развивающую среду.
- Воспитывать детей нравственно, духовно. Приобретать первоначальные азы патриотизма.
- Совершенствовать разговорную речь, расширять словарный запас, получать положительные эмоции.
Месяц | Тема | Цель и программное содержание | Методические приемы | Литература |
сентябрь | «Добрая изба» | Знакомство с устройством избы. Развивать интерес к устройству русской избы. Обогащать словарный запас: изба, лежанка, печь, горница. Развивать образное восприятие. | Экскурсия в музей «Русская изба». Беседа. Сюрпризный момент (Домовенок). Загадки, рассказ воспитателя. Объяснение, словарная работа, показ, повторение | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова, Л.В.Соколова |
октябрь | «Печка - хозяйка» | Знакомство детей с печью. Дать понятие, для чего нужна была печь раньше. Объяснить ее функции. Развивать познавательный интерес. Обогащать словарный запас: печь, лежанка, ухват, кочерга | Экскурсия в музей. Беседа. Сюрпризный момент (Кот греется на печи). Загадки, рассказ воспитателя. Объяснение, показ, повторение, использование фольклора | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова, Л.В.Соколова |
ноябрь | «В гостях у хозяюшки» | Знакомство с домашней утварью. Расширить знания о старинных вещах. Активизация словаря: коромысло, люлька, чугунок, крынка. Дать представление, как этим пользовались в старину. Воспитывать интерес к старинному быту. | Экскурсия в музей. Встреча с хозяйкой. Объяснение, рассматривание экспонатов, рассказ воспитателя, использование фольклора. Игра «Принеси воду на коромысле» | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова, Л.В.Соколова |
декабрь | «Вечера долгие – ручки умелые» | Знакомство с традиционными женским и девичьим ремеслом. Дать понятие, какие орудия труда использовали женщины при обработке льна и шерсти. Познакомить детей со сказкой «Три дочери» Воспитывать трудолюбие. | Экскурсия в музей. Встреча хозяйки, рассказ воспитателя, рассматривание экспонатов, словарная работа: прялка, веретено, щетка. Загадки. Игра «Кто быстрее намотает клубок» Чтение сказки «Три дочери» | «Русский традиционный календарь на каждый день и каждого дома» «Азбука – классика» А.Ф.Некрылова |
январь | Рождество Христово | Знакомство календарными праздниками, степень участия и место детей в них. Познакомить детей с понятием «Рождество Христово», «Святки», «Зимние колядки». Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах . | Экскурсия в музей. Пение с музыкальным руководителем. Словарная работа: святки, колядовать. Разучивание поздравительных песенок, игр. | Д.А.Рытов «У нашего двора нет веселья конца» СПб: Музыкальная палитра, 2006 г. |
февраль | Бабушкин сундук | Знакомство с русскими народными старинными играми. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через игру и театрализацию. | Экскурсия в музей. Беседа «Игрушки наших бабушек». Русские народные игры зимой. Игры – забавы. | «Воспитание ребенка в русских традициях» А.Ф.Некрылова, Л.В.Соколова |
март | Куклы в народном сарафане | Знакомство с русскими народными костюмами, их частями. Словарная, работа: сарафан, рубаха, фартук, кокошник, узор, лопаточки. Дид. игра: «Укрась фартук», «Опиши одежду Алёнушки» | Экскурсия в музей. Сюрпризный момент (Кукла Алёнушка). Рассказ воспитателя. Объяснение, обобщение. | Серия WWW.deaqostini Куклы в народных костюмах. |
апрель | «Как у наших у ворот» | Знакомство детей с музыкальным фольклором. Развивать образное восприятие хороводов. Игры, пение хороводов: «Как у наших у ворот», «Сидит ворон на дубу», «Балалаечка», «Во саду ли, во огороде», «Гулять Катенька пошла». | Экскурсия в музей. Сюрпризный момент (появление куклы Катеньки). Объяснение. Использование пословиц. Чтение сказки «Крошечка-хорошечка». | М.Ю.Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет» ТЦ «Сфера» 2004 г. Д.А.Рытов «У нашего двора нет веселья конца» СПб: Музыкальная палитра, 2006 г. |
май | «У нашего двора нет веселья конца» (итоговое занятие) | Активизация музыкального творчества детей. Закрепить представление детей о жизни наших предков. Повторить произведения устного народного творчества. Формировать у детей мотивацию к творчеству | Слушание записей CD. Разучивание попевок, закличек. Игры, хороводы. | М.Ю.Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет» ТЦ «Сфера» 2004 г. Д.А.Рытов «У нашего двора нет веселья конца» СПб: Музыкальная палитра, 2006 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея «Русская изба»
Мини-музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников МКДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия....
паспорт мини-музея "Русская изба"
Мини-музей расположен в старшей группе. Работа в музее ведется в соответствии с планом работы, экспозиции дополняются или меняются каждый месяц....
Паспорт проекта: «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений детей о русской культуре и воспита...
паспорт- проект "Русская изба"
повышение уровня компетентности воспитателя...
Паспорт музея «Русская изба»
Паспорт музея «Русская изба»...
Паспорт проекта: «Русская изба» для детей младшего дошкольного возраста
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.Развитие интереса к устному народному творчеству....