Методическая разработка "Давайте поиграем"
методическая разработка (подготовительная группа)
Игровая деятельность у детей и её роль в их жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_poigraem.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игры для развития ребенка-дошкольника.
Еще 15-20 лет назад для того, чтобы поступить в первый класс, не требовалось ни навыков чтения, ни умения считать, ни, тем более, знания иностранных языков. Дети шли в школу после абсолютно беззаботного детства – и всему обучались именно у своей первой учительницы. Сейчас же ситуация стала принципиально иной – теперь, чтобы поступить в первый класс, нужно пройти целый квест на «профпригодность», если мы, конечно, говорим о более-менее хорошей школе. Поэтому родители, забывая о ведущей деятельности дошкольников – игровой – водят их на различные подготовительные курсы, занимаются с ними дома, учат их иностранным языкам.
Только вот в итоге ни родители, ни сами дети счастливее от этих занятий не становятся. Почему же так происходит? Каковы минусы вот такого интенсивного дошкольного обучения детей?
Психологи в один голос отмечают, что современные дошкольники абсолютно не умеют играть самостоятельно, у них плохо развито воображение и умение находить нестандартные решения к различным задачам. Именно поэтому сейчас в детских садах основное время детей занято различными развивающими упражнениями и обучающими занятиями, а когда им дают время для игр – начинают возиться, толкаться, драться – то есть делать все, что угодно, но не играть в привычном понимании этого слова.
Кроме того, как ни парадоксально, но ребенок, интенсивно готовящийся к школе, уже теряет всякое желание идти в эту самую школу – потому что усталость и разочарование накапливаются – и продолжать эту «каторгу», конечно, у малыша нет никакого желания.
Значение игр для дошкольников
Прежде всего, игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми. Наверняка, Вы замечали, что в своих играх, будь то машинки, дочки-матери или игра во врача, дети копируют поведение взрослых, сцены их просмотренных фильмов или моменты собственной жизни.
Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему – и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.
Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению)исполнителем. Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети), развивает любознательность и самостоятельность.
Развивающие игры и их условия
Но не стоит думать, что ребенку-дошкольнику нужно дать вдоволь наиграться до 6-7 лет, никак не заботясь о его развитии. Развивать ребенка нужно, но делать это необходимо не с помощью нудных занятий в группах на подготовительных курсах, а дома и в процессе общения малыша со сверстниками – в форме игры. Благо, развивающие и обучающие игры для детей-дошкольников уже давно придуманы и, скорее всего, даже Вы в детстве сталкивались в ними. Что же это за игры?
Прежде чем заняться их перечислением и выделением их положительных качеств, нужно сказать пару слов о наиболее важных вещах для того, чтобы такая игра действительно принесла пользу Вашему малышу. Прежде всего, развивающие игры должны проводиться с участием взрослых – именно взрослый должен направлять малыша и помогать ему проявлять свой сильные стороны в совместной с ним деятельности.
Кроме того, развивающие игры необходимо подбирать с учетом возраста ребенка и в разумной последовательности этапов – то есть, от наименее сложных к все более усложняющимся задачам, можно также постепенно вводить дополнительные усложняющие элементы.
Итак, какие же развивающие игры советуют педагоги?
1. Сюжетно-ролевые игры
К ним относятся те самые игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные. Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире. Ребенок же берет на себя какую-то роль какого-то взрослого, начинает действовать, отчасти копируя увиденное поведение, отчасти добавляя что-то свое. Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» малыша, они помогают познавать окружающий мир и, отталкиваясь от увиденного в реальности, под воздействием собственной фантазии, создавать новые модели поведения.
У сюжетно-ролевых игр есть свои характерные особенности:
- это форма активного отражения ребенком повседневной жизни взрослых людей;
- эта игра предполагает комплексные действия, а не отдельные – одинаковые и периодически повторяющиеся (как письмо или чтение);
- сюжет таких игр меняется с течением времени – то, во что играли дети 20 лет назад, и то, во что они играют сейчас – две большие разницы;
- сюжетно-ролевая игра предполагает творческое отражение действительности ребенком;
- такая игра способствует познанию малышом окружающего мира и развитию познавательных способностей и любознательности;
- такая игра предполагает не пустое заучивание чего-то, а применение своих знаний не практике;
- как правило, в такие игры можно играть только коллективно, поэтому эта деятельность способствует развитию коммуникативных навыков ребенка;
- изначальный сценарий сюжетно-ролевой игры может измениться в процессе его реализации, что способствует развитию творческих способностей малыша и его способности ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения.
2. Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов
Такие игры помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике. Детский ребус – это, наверное, наиболее популярная форма загадок для маленьких детей, развивающая не только логическое мышление, но и творческую фантазию.
Обычные детские загадки и кроссворды в игровой форме помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Кроме того, разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка.
3. Игры-соревнования
Психологи считают, что именно в играх-соревнованиях у детей развивается стремление к успеху и возможности стать первым.
4. Конструкторская игра
Такой вид игры больше подходит для детей старшего дошкольного возраста, когда моторика у них уже хорошо развита, и они уже могут что-то сконструировать. С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов, и у них развивается практические мышление. В результате конструирования у малыша развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности.
5. Игра-драматизация
По сути, эта игра подразумевает заучивание малышом слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности для маленького ребенка.
Что же значит игра для дошкольника? Значит она для него очень многое. Именно в игре формируются личностные черты ребенка, именно с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху, учится самостоятельно получать знания и находить решения. Кроме того, ребенок, который в детстве играл в различные игры, более уверен в себе, у него хорошо развито воображение и любознательность и умение придерживаться определенных правил. Все эти качества, несомненно, помогут ему в дальнейшей жизни.
Рекомендации родителям, дети которых, поступают в 1 класс
Когда говорят о готовности детей к обучению, имеют в виду 3 основных компонента:
1. физическая готовность
2. педагогическая готовность,
3. психологическая готовность.
1. Физическая готовность – это:
- физическое созревание организма;
- устойчивость к нагрузкам;
- гибкость в адаптации к новому режиму.
Крепкое здоровье - это основа для будущих школьников. Долгое «сидение» приводит к искривлению позвоночника, дефектам зрения. Поэтому грудные зажимы у детей снимут игры - спортивные и подвижные. Полезно играть в игру «Липучки», бросание в цель, заниматься спортом (теннисом).
Учителя начальных классов отмечают, что проблему в обучении представляет неготовность руки к письму. Исследования профессора Кольцовой показали, что речевая деятельность развивается от импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому полезно детям:
1) делать массаж пальцев рук;
2) играть в «Конструктор», «Мозаику»;
3) вырезать из бумаги;
4) лепить;
5) вязать;
6) «перебирать» игрушки с горошками внутри;
7) заниматься музыкой.
2. Педагогическая готовность – это элементарные вводные навыки по чтению, письму, математике, окружающему миру. Поэтому полезно:
1) больше читать детям. Познакомьте их с классикой детской литературы.
2) дети должны уметь пересказывать текст, правильно передавать
последовательность событий.
3) если у ребёнка «зеркальное письмо», не пугайтесь. Нужно закреплять образ буквы, т.е. лепить букву из пластилина, раскрашивать её. Составлять из палочек.
3. Психологическая готовность – это готовность психических процессов (развитие памяти, мышления, внимания). Упражнения для развития памяти:
1) Учите с детьми стихи.
2) Игры «Летает — не летает», «Что изменилось?», «Найди отличие» и др.
3) Тест - игра «10 слов». Вы предлагаете ребёнку 10 слов и просите повторить их сразу, через 1 минуту, через 40 минут. Ребёнок должен Вам сказать не менее 7 слов из 10.
4) Упражнения для развития мышления:
1) «Составь картинку» - из разрезных картинок (пазлы).
2) Отгадывание загадок.
3) Составь, придумай рассказ:
- из крана на кухне полился апельсиновый сок;
- ты стал маленький, как муравей и т.д.
4) Игра «Что из чего сделано?»
5) «Что лишнее?» (например, заяц, белка, верблюд, павлин, лиса).
6) Определение количественных и качественных соотношений предметов (слева — справа, уже - шире, больше - меньше, ближе - дальше, младше - старше).
Для Вашего малыша важен интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Ваше положительное отношение к школе поможет ребёнку адаптироваться в школе быстрее. Поэтому беседы о школе, о правилах поведения в школе необходимы Вашему ребёнку. Поговорите с ребёнком о Вашем детстве, вспомните поучительные и весёлые случаи из Вашей школьной жизни. Поиграйте с ребёнком в школу (минут по 14-20). Это снимет тревогу у ребёнка. Научите Вашего ребёнка правильно оценивать себя. Если у ребёнка много неудач, то помогите справиться с ними и покажите новые пути исправления ошибок.
Включайте ребёнка в трудовую деятельность, научите ухаживать за своими вещами, не разбрасывать их, содержать их в порядке, следить за своим рабочим местом. Таким образом, Вы воспитываете чувство ответственности. Это качество необходимо, чтобы Ваш ребёнок школьные обязанности воспринимал с достоинством.
Учите детей общаться, формируйте у них положительное отношение к окружающим людям, к миру, к себе.
Цель у нас с Вами одна - благополучие наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие "Давайте поиграем!"
Эта презентация рассчитана на детей подготовительной группы для закрепления знаний о разных видах спорта. Можно использовать на занятиях, а также во время соревнований (типа "Кто больше отгадает"),...
Методическая разработка "Поиграем в лоскутки", конспект занятия "Сказочное путешествие"
Данная методическая разработка в помощь воспитателям для закрепления у дошкольников знаний о цвете. здесь представлены варианты игры с лоскутками для детей 3-7 лет. Наши дети нуждаются в красках, они ...
Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...
Учебно-методические материалы "Поиграйте с детьми дома"
Методическое пособие для детей старшего, подготовительного возраста....
Методическая разработка "Поиграем в театр"
Данная разработка поможет ребенку развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус к передаче образа, отчетливость произношения, доверительное взаимодействи между детьми и взрослым....
Методическая разработка"Поиграем в песочек"
Игры с песком являются великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Взаимодействуя с песком в прцессе игр , ребёнок получает свой первый опыт самоанализа, он учится ...
Методическая разработка "Поиграем с Викой и Витей"
Методическая разработка индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по автоматизации звука [В'] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. В разраб...