Методическая разработка
материал (средняя группа)
Педагогический проект кружковой работы по развитию познавательной активности детей 4-5 лет посредством экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занимательная физика | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект кружковой работы
по развитию познавательной активности детей 4-5 лет посредством экспериментирования
«Занимательная физика»
(познавательно-исследовательская деятельность)
Пояснительная записка
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Таким образом, исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
Цель: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи:
Познавательные:
- Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представлений детей.
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
Возраст детей: дети средней группы ( 4 – 5 лет).
Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в неделю по 20 минут.
Прогнозируемые результаты работы:
Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов. Расширение познавательного опыта. Формирование умения самостоятельно «добывать» нужную информацию. Формулирование своего познавательного интереса в вербальной форме или с помощью условных символов. Использование приобретённых знаний, умений и навыков в игровой деятельности. Увеличение объема памяти ребенка,
активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; развитие уровня умственных умений дошкольников.
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
5. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
6. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
Перспективный план
месяц | 1 неделя | 2 неделя |
октябрь | «Пирожки для мишки» | «Прятки» игры с водой |
Ноябрь | «Сильная газета» | «Дружба красок» |
ЖИВАЯ ПРИРОДА | ||
декабрь | «Что есть у каждого растения» (1 часть) | «Что есть у каждого растения» (2 часть) |
январь | «может ли растение жить без воды?» | «Есть ли вода внутри растения?» |
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА | ||
февраль | «Теплая капелька или поможем колобку умыться» | «Освобождение бусинок из ледяного плена» |
март | «Умная галка» (вода) | «Какие свойства?» (вода, лед, снег) |
апрель | «Подводная лодка» | «Сухой из воды» |
май | «Живые тени» | «Солнечные зайчики» |
ОКТЯБРЬ
Занятие № 1
« Пирожки для мишки»
Цели:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,
- Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей;
- Закреплять культурно – гигиенические навыки.
Материал:
Таз с песком, набор формочек, совочки, ведерки, тряпочки, доски для лепки каждому ребенку.
Предварительная работа:
Игры с песком и водой; лепка; знакомство с русской народной сказкой « Маша и медведь».
Занятие № 2
« Прятки» - игры с водой.
Цели:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая прозрачная, бесцветная;
- Подвести к тому, что вода может изменить цвет;
- Развивать речь детей, активизировать их словарь: жидкость, бесцветная, разноцветная, прозрачная;
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал:
Краски, кисточки, емкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка « Почемучка», игрушки из киндер – сюрприза.
Предварительная работа:
Рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра « Разноцветные капельки».
НОЯБРЬ
«Занятие № 1
Сильная газета»
Цели:
- Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление;
- Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;
- Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.
Материал:
Игрушка мышонок – удивленок, линейки, газеты.
Занятие № 2
« Дружба красок»
Цели:
- Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета;
- Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе, чувство цвета;
- Способствовать воспитанию любви к сказке, своей кукле, а так же воспитывать чувство эмпатии, эстетический вкус.
Материал:
Гуашь синего, красного и желтого цвета; кисточки, палитры, баночки с водой, тряпочки для промакивания кисточек; куклы бумажные; платья и костюмы для них.
Предварительная работа:
Чтение сказки « Цветик – семицветик» В. Катаева; Дидактическая игра «загадай желание»; отрывание лепестков на цветике – семицветике; беседа о дополнительных и основных цветах; свободная деятельность с красками.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1
« Что есть у каждого растения?»
( 1 занятие)
Цели:
- Дать детям знания о строении растений;
- Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений всех органов.
Материал:
Карточки с нарисованными частями растений; 10 – 12 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, цветами; несколько стаканчиков с водой, в которой находятся побеги растений, пустившие корни; палочка для рыхления почвы.
Занятие № 2
« Что есть у каждого растения»
( 2 занятие)
Цели:
- Обобщить знания детей о строении растений;
- Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов;
- Учить рассматривать, сравнивать, узнавать растения по их внешнему виду
Материал:
12 комнатных растений с разнообразными стеблями (прямостоячими, короткими и длинными, вьющимися, свисающими), листьями (крупными и мелкими, простыми и сложными, рассеченными и разными по цвету) и цветами; листки бумаги, в нижней части которых нарисованы контуры цветочного горшка; цветные карандаши.
ЯНВАРЬ
Занятие № 1
« Может ли растение жить без воды?»
Цели:
- Выявить зависимость растения от жидкости;
- Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды;
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
Материал:
Два травенистых растения, два цветка, две веточки от дерева; три стаканчика с водой; три пустых стакана.
Занятие № 2
« Есть ли вода внутри растения?»
Цели:
- Доказать, что внутри растения есть вода;
- Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
- Воспитывать аккуратность в работе;
- Развитие умения детей сравнивать.
Материал:
Ветка дерева; листья комнатного растения – алоэ, бегония, молочай; бумага фильтрованная, промокательная.
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1
«Тёплая капелька, или поможем колобку умыться»
Цели:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды
- Познакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую с холодной;
- Закреплять культурно – гигиенические навыки;
- Развивать чувства взаимовыручки;
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал:
Ёмкости с холодной и горячей водой; ёмкости для смешивания воды; ковшик для набирания воды; тряпочки; дидактическая игрушка « Солнышко».
Предварительная работа:
Экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, стирка кукольного белья, игра « Холодное – горячее»
Занятие № 2
«Освобождение бусинок из ледяного плена»
Цели:
- Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле;
- Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия;
- Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
- Развивать эмпатию, желание помочь другим;
- Воспитывать аккуратность в работе.
Материал:
Замороженные во льду бусинки; баночки с теплой водой; тарелочки; тряпочки для каждого ребенка.
Предварительная работа:
Чтение сказки Г. Х. Андерсена « Снежная королева»; Игры со льдом на прогулке; изготовление цветных льдинок.
МАРТ
Занятие № 1
«Умная галка»
Цели:
- Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы;
- Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок;
- Развивать мыслительную активность, умение делать выводы.
Материал:
Игрушка « Домовёнок Кузя»; банка с водой; кубик; прозрачные стаканы на каждого ребенка; кубики.
Занятие № 2
«Какие свойства?»
Цели:
- Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявлять особенности из взаимодействия;
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах воды, льда, снега, активизировать речь и обогащать словарь детей;
- Развивать умение сравнивать и делать выводы;
- Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Материал:
Тазик с водой, тазик со снегом, замороженный лёд.
Предварительная работа:
Игры со снегом во время прогулки, рассматривание сосулек, беседа с детьми откуда берутся сосульки.
АПРЕЛЬ
Занятие № 1
«Подводная лодка»
Цели:
- Обнаружить, что воздух легче воды;
- Выявить, как воздух вытесняет воду, как выходит из воды;
- Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, аккуратность в работе;
Материал:
Игрушечная подводная лодка, шар, большой шприц без иглы
Предварительная работа:
Конструирование из бумаги корабликов.
Занятие № 2
«Сухой из воды»
Цели:
- Определить, что воздух занимает место
- Повторить свойства воды: прозрачная, безвкусная, бесцветная;
- Развивать умение сравнивать, делать выводы.
МАЙ
Занятие № 1
«Живые тени»
Цели:
- Понять как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение;
- Продемонстрировать через перемещение тени движение предмета;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать умение сравнивать и делать выводы.
Материал:
теневой театр, настольная лампа, белая штора, игрушки.
Занятие № 2
«Солнечные зайчики»
Цели:
- Понять, что отражение бывает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете;
- Научить детей пускать «солнечных зайчиков»;
- Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времён года;
- Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять её красоту
Материал:
Зеркала, вода, маленькие зеркала на каждого ребёнка.
Предварительная работа:
На прогулке наблюдение за солнцем, за своей тенью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...