«Развитие речи дошкольников посредством формирования элементарных математических представлений»
презентация к уроку (младшая группа)

Развитие речи дошкольников посредством формирования элементарных математических представлений

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи дошкольников посредством формирования элементарных математических представлений »

Слайд 2

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях интеграции разных видов деятельности. Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деятельности, например формирование математических представлений. Использование элементов элементарных математических представлений возможно в совершенствовании разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи, в том числе объяснительной .

Слайд 3

Понятия "низкий - высокий", "узкий - широкий", "длинный- короткий", больше,меньше,равно "вверх-вниз", "вправо-влево", "вперед-назад" применимы на разных этапах работы. Так уже при диагностике используется принцип классификации предметов по одному или нескольким признакам: покажи фигуры только красного цвета, назови все маленькие фигуры.

Слайд 4

« Больше,меньше,равно .» Назовите цвет крыш на домиках(жёлтый и красный) Каких домиков больше,с красной или жёлтой крышей?

Слайд 5

«Длинный ,короткий» Выложить из конструктора две полоски,красную и жёлтую.Какая полоска длинее ? Какая полоска короче?Объясни .

Слайд 6

Установлено, что уровень развития речи ребенка прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук, это обусловлено близостью речевого и двигательного центров в коре головного мозга. Несформированность тонкой моторики рук – это неточность движений, трудности в усвоении движений, а, следовательно, и в мыслительном процессе, а поэтому возникает неточность в выборе правильного по описанию, по форме, по цвету предмета, неточность в соотнесении предметов по признакам, количеству или определения той или иной последовательности предметов. Для активизации этих центров хорошо использовать пальчиковую гимнастику с пальчиковыми куклами и без. Но конечно в пальчиковой гимнастике не обойтись без счета и соблюдения логически последовательных действий. Например, на каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев.

Слайд 7

Для формирования предпосылок правильной артикуляции целесообразно использовать игры, развивающие кинестетические и тактильные ощущения, например «волшебный мешочек», предлагать детям на ощупь достать все круглые предметы или все большие.Пальчиковые игры «Апельсин» « 5 весёлых гнома»и т. д.

Слайд 8

Пальчиковая игра : «5 веселых гнома»

Слайд 9

- закреплений понятия о цвете, давая задание - соедини, только красные кружки или красные и желтые; сделай квадрат, треугольник; - усовершенствуем и развиваем лексический словарь, наполняя его понятиями (красный, синий, зеленый, желтый, круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, большой, маленький, узкий, широкий и др.); - учим классифицировать и дифференцировать по признакам; - прививаем навыки логического мышления.

Слайд 10

В артикуляционной гимнастике, дети, выполняя упражнения под счет – используют слуховой и двигательный анализаторы, или считают про себя самостоятельно, заданное количество раз – ведя внутренний контроль и закрепляя порядковый счет. При отработке артикуляции использование понятий, говоря о языке, " узкий-широкий ", "вверх-вниз", "вправо-влево", развивает ориентировочно- пространственное восприятие. При произнесении ребенком звука изолированно или в слогах, словах выполняется задача автоматизации порядкового счета, например, произнеси звук десять раз или слог, слово три раза. Заучивание стихов, чистоговорок , участие в физминутках , отгадывание загадок в которых присутствуют математические понятия, решение математических задач, способствуют закреплению математических представлений и развитию речи.

Слайд 13

Как показывает практика, использование элементарных математических представлений на разных этапах развития речи способствует развитию правильных представлений о позиции звука в слове, о расположении звука по отношению к рядом стоящему звуку, о количестве звуков в слове, количестве слов в предложении; активизирует логические связи, что напрямую развивает представления о грамматических конструкциях, т.е. употребление падежных окончаний, согласование существительного с числительным и наоборот, образование притяжательных прилагательных. Безусловно, использование элементарных математических представлений, как часть представлений ребенка о мире, ускоряет процесс обследования речевого развития, помогает на начальных этапах по постановке звукопроизношения, активизации звуков в словах по средствам чистоговорок и считалок, в которых представлен порядковый счет, представления о форме и величине. Использование игровых методов и приемов формирования элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи.

Слайд 14

Игры на прогулках

Слайд 15

Игры с конструктором

Слайд 16

Список литературы: 1 Антакова-Фомина Л. В. "Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук". – М.: 1997 - с . 210 2 . Новикова В.П. "Математика в детском саду". - М.: Мозайка-Синтез , 2010.- с. 101 3 Ткаченко Т. А. "Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики", М.: Эксмо,2013. - с.154. 4 Хризман Т.П., Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991 - с. 109-131.

Слайд 17

Презентацию подготовила: Сидоренко Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

В статье рассматривается вопрос о формировании правильной математической речи. Автор раскрывает приемы развития устной математической речи, предлагает  перечень математических слов, для...

Повышение мотивации дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Данная статья раскрывает опыт Русаковой Оксаны Ярославовны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, над повышением мотивации дошкольников при формировании элементарных математических представлений ч...

Интеллектуальное развитие дошкольников через формирование элементарных математических представлений

Математика! Опять математика. Математика во все времена остается для детей, учеников трудной работой. Так утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев.Изменилось ли восприятие математики с тех пор?...

Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, у них формируется умение образовывать существительные в единственном и мно...

Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений с использованием элементов ментальной арифметики.

21 веке мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество и...