Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста "Россинка"
проект
Цель проекта: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через совместную деятельность детей дошкольников и школьников, педагогов, родителей, представителей военно-патриотических организаций города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 432.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста
Россинка
г. Пыть-Ях
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества на разных уровнях. Патриотическое воспитание и гражданское становление подрастающего поколения всегда занимало значимое место в социальном заказе, что отражено в требованиях стандарта дошкольного и начального общего образования. В современном мире оно приобрело ещё большую актуальность, что подтверждает мнение президента РФ В. В. Путина: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране».
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и детский сад, и школа, и родная природа – все это Родина. Ежедневно ребенок совершает множество открытий. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек. В силу возрастных особенностей воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.
Что представляет собой патриотическое воспитание? Патриотизм – это не значит только любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А. Н. Толстой. К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики: знание истории, традиций, культуры родной страны; проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества; признание потребности государства в позитивном развитии; чувство гордости за принадлежность к своей культуре;
национальное достоинство; активная деятельность во благо своей Родины.
Такое воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики.
Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры. Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники и младшие школьники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия, они понимают, чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Дети должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными своей малой родине, где им предстоит учиться и работать.
Проект «Россинка» разработан для реализации его в процессе воспитательно-образовательной деятельности дошкольников и младших школьников с учётом преемственности школы и детского сада, в условиях взаимодействия осуществляемого в следующих направлениях:
- взаимодействие с детьми детского сада;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- взаимодействие педагогов МДОУ и школы;
- взаимодействие воспитанников МДОУ с учениками начальной школы;
- взаимодействие участников образовательных отношений детского сада
и школы с субъектами социума.
Тип проекта: долгосрочный.
Место реализации проекта: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад» г. Пыть-Ях ХМАО-Югра.
Срок реализации проекта: сентябрь 2019 года - май 2020 года.
Участники проекта: администрация МАОУ «КСОШ-ДС»; педагоги, воспитанники, родители воспитанников детского сада; учителя, ученики, родители учеников начальных классов школы; ученики и классный руководитель правоохранительного класса; учитель физкультуры.
Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.
Актуальность: быть гражданином России – великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя – очень почётно. Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.
Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» – вначале любовь к семье и детскому саду, школе, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране. Постепенно у детей формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.
Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного и школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя формирование ответственного отношения и любви к близким людям, к детскому саду, к школе, к родному городу, родной стране. Детство наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Перед нами встала задача наладить плодотворное сотрудничество педагогов детского сада и школы, которые находятся на одной территории, что очень облегчает наше сотрудничество.
Проблема: общество осознает, что отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Одной из задач ФГОС является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (в нашем случае – программ дошкольного и начального общего образования).
Гипотеза: работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста будет эффективна, если проводить её в тесном сотрудничестве детского сада и школы, с семьями воспитанников и людьми разных поколений, представителями разных профессий, на личном примере демонстрирующих значение слов «Патриот», «Защитник Отечества», «Человек мужественной профессии».
Цель проекта: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, через совместную деятельность детей дошкольников и школьников, педагогов, родителей, представителей военно-патриотических организаций города.
Задачи:
- формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
- разработать содержание, методы, приемы, формы организации совместной познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей;
- формировать волонтёрские навыки у школьников;
- пополнить и систематизировать знания детей о России, Югре;
- продолжать знакомить воспитанников детского сада и учеников с государственной символикой, её значением для страны и народа;
- познакомить детей с произведениями художественной литературы, искусства и музыки посвящённой России, родному краю, армии, природе;
- развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов;
- обогатить и пополнить словарный запас детей, развить связную речь через монологическую и диалогическую форму, в ходе бесед, составлении рассказов, защите проектов;
- привлекать родителей к совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
- программа преемственности МДОУ и СОШ в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей;
- конспекты занятий, праздников, развлечений;
- формирование у дошкольников и школьников представлений о родной стране, желания быть патриотами своей Родины, чувствовать себя ответственными за все то, что в ней происходит;
- устойчивые контакты сотрудничества с семьями воспитанников и социальными субъектами города: организациями, клубами, сообществами.
Продукты проектной деятельности:
Художественное творчество на тему: «Наш край – Югра», «День Матери», «В честь армии нашей салют», «День Земли», «Бессмертный полк».
Концертная программа «Югра многоликая».
«Урок Мужества».
Праздничная программа «День Земли».
Встреча с ветеранами ВОВ «День Победы».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – формирование инициативной группы педагогов детского сада и школы: руководитель проекта музыкальный руководитель МАОУ «КСОШ-ДС» С.В. Шамина, заместитель директора по МР Л.М. Редькина, заместитель директора по УВР Е.Н. Бровко.
Подготовительный этап включает в себя: работа с педагогическими кадрами, сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Длительность: сентябрь 2019
Задача | Ответственный |
Изучить литературу по теме проекта. Создать справочник библиографической литературы по теме проекта | Педагогические кадры |
Провести мониторинг с педагогами по теме проекта | Педагог-психолог Е.В. Михалева, воспитатели, учителя начальных классов |
Обследовать, проанализировать и подготовить рекомендации для воспитателей, учителей начальных классов и администрации ОУ по предметно – развивающей среде в ОУ | Заместитель директора по УВР Е.Н. Бровко, заместитель директора по МР Л.М. Редькина |
Определить цели и задачи проекта, этапы его реализации, предполагаемый результат | Руководитель проекта С.В. Шамина |
Провести анкетирование родителей воспитанников и учеников начальных классов по их заинтересованности и желанию участвовать в данном проекте | Педагог-психолог Е.В. Михалева, воспитатели, учителя начальных классов |
Презентация проекта для родительской общественности и педагогов ОУ | Руководитель проекта С.В. Шамина |
Практический – реализация проекта.
Длительность: октябрь 2019 – май 2020
Мероприятия | Срок | Ответственные |
Разработка консультативного материала для педагогов и родителей и проведение коллективных и индивидуальных консультаций для участников проекта. | На протяжении всего проекта | Руководитель проекта С.В. Шамина |
Создание видео-копилки, презентаций по теме проекта | Октябрь 2019 – апрель 2020 | Руководитель проекта С.В. Шамина, педагоги |
Выставки художественного творчества «Наш край – Югра», «Моя семья», «В честь армии нашей салют», «День Земли», «Бессмертный полк». | На протяжении всего проекта | Педагог дополнительного образования Т.М. Таюнда |
Размещение информации на сайте ОУ и «Вконтакте» с фотографиями о проведенных мероприятиях. | На протяжении всего проекта | Руководитель проекта С.В. Шамина, педагог-психолог Е.В. Михалева |
Экскурсия в этнографический музей «Эхо Югры». | Октябрь 2019 | Родители воспитанников и учеников начальных классов |
Итоговое анкетирование педагогов, родителей воспитанников. | Май 2020 | Педагог-психолог Е.В. Михалева |
Промежуточные и итоговые мониторинги воспитанников и учеников начальных классов | 2 раза | Педагог-психолог Е.В. Михалева, воспитатели групп, учителя начальных классов |
Праздничные вечера, посвященные «Дню Матери» | Ноябрь 2020 | Музыкальные руководители С.В. Шамина, Л.М. Есликовская, специалисты ОУ, воспитатели групп |
Концертная программа «Югра многоликая» | Декабрь 2020 | Участники проекта |
Фольклорный праздник «Колядки» | Январь 2020 | Воспитатели групп |
Фольклорный праздник «Медвежьи игрища» | Февраль 2020 | Инструктор по физическому воспитанию О.Н. Скоркина |
«Урок Мужества» | Февраль 2020 | Ученики правоохранительного класса, воспитанники групп общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «Пчелки», «Ягодки», специалисты, члены Клуба ветеранов локальных войн и ВОВ |
Фольклорный праздник «Масленица» | Март 2020 | Специалисты, воспитатели детского сада |
Праздничная программа «День Земли» | Апрель 2020 | Участники проекта |
Концертная программа «День Победы» | Май 2020 | Участники проекта |
Экскурсия и возложение цветов к Обелиску Славы на территорию МБОУ СОШ№1 | Май 2020 | Воспитанники групп общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «Пчелки», «Ягодки», педагоги ОУ, ученики и учителя начальных классов |
Шествие «Бессмертного полка» | Май 2020 | Воспитанники групп общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «Пчелки», «Ягодки», педагоги ОУ, ученики и учителя начальных классов |
Развлечения «День Семьи» | Май 2020 | Участники проекта |
Итоговый – подведение результатов.
Длительность 25.05.2020 – 29.05.2020
Оформление результатов работы | Май 2020 | Руководитель проекта С.В. Шамина |
Анализ реализации проекта на педагогическом совете по итогам учебного года | Май 2020 |
«День Матери»
«Югра многоликая»
«Колядки»
«Масленица»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-195843-1365495882.jpg)
Опыт продуктивного взаимодействия с учреждениями социума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Уникальную возможность для формирования у детей лучших нравственных качеств дает общение с людьми старшего поколения, поэтому мы очень ценим нашу дружбу с Центром социального обслужи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/06/picture-841422-1533559064.jpg)
Концептуальные основы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-387802-1390312822.jpg)
Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста
Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Доклад на тему "Использование элементов фольклора в процессе воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста "
Фольклор это народное творчество,художественная коллективная деятельность народа ,отражающая его жизнь,воззрения и идеолы.ФОЛЬКЛОР, в переводе с английского языка , означает " народная мудрость ,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-678168-1589911517.jpg)
Ошибки в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Все мы люди и, наверное, нет человека, который бы не ошибался. Ошибки бывают серьезные и не очень, иногда мы их исправляем, а иногда просто стараемся не допускать....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692443-1445357948.jpg)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста Россинка 2019-2022
Проект «Россинка» разработан для реализации его в процессе воспитательно-образовательной деятельности дошкольников и младших школьников с учётом преемственности школы и детского сада...