Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР: «Путешествие с Квадратиком в страну Математики»
план-конспект занятия (средняя группа)
В статье представлен конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР: «Путешествие с Квадратиком в страну Математики» с использованием личностно-ориентированных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_konspekt_nod_v_sr.gr_._s_zpr.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР: «Путешествие с Квадратиком в страну Математики» с использованием личностно-ориентированных технологий
Цель НОД: обобщение знаний детей по формированию элементарных математических представлений.
Задачи:
– коррекционно-образовательные: закреплять последовательность числового ряда; закрепить у детей знания об основных цветах; обобщить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; уточнить представления детей о величинах: размер (большой – маленький) и (широкий – узкий); закрепить умение сравнивать предметы по данным величинам и использовать данные понятия в активной речи; закрепить умение считать в пределах пяти, соотносить количество с цифрой, узнавать графический образ числа;
– коррекционно-развивающие: развивать речевую активность, речевой слух, координацию речи с движением; развивать зрительное восприятие, память и внимание; развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы; развивать мелкую и общую моторику; закреплять прямой счет; активизировать внимание детей;
– коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности; развивать интерес и эмоциональное отношение детей к процессу познавательной деятельности, его результату; создавать положительный эмоциональный настрой; повышать уверенность в себе; развивать произвольность поведения, умение действовать по правилам; развивать навыки общения; умение работать в коллективе.
Словарная работа: красный, желтый, синий, зеленый, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, длинный, короткий, большой, маленький, широкий, узкий.
Оборудование: доска.
Демонстрационный материал: «Квадрат» (игрушка), домики с разным количеством окошек, цифры от 1 до 5.полоски; длинная и короткая; напольные цифры.
Раздаточный материал: силуэты машинок без колес и круги (колеса) по цвету машин (основные цвета); счетные палочки, веревочка; по одному кругу: большой желтый, маленький красный, по одной полоске: широкая желтая, узкая красная.
Предварительная работа: сравнение предметов по размеру (большой – маленький) и (широкий -узкий) (длинный-короткий); выделение предметов разных геометрических форм; выделение предметов, различных по цвету. счет в пределах пяти,
Ход занятия
Дефектолог: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Давайте друг друга поприветствуем улыбкой.
Дети, к нам сегодня пришел необыкновенный гость (показывает Квадратик). На какую геометрическую фигуру похож наш гость?
(Ответы детей)
Дефектолог: Правильно, и зовут его Квадратик. Только он очень грустный. Давайте покажем Квадратику, как мы умеем играть с пальчиками, может он повеселеет?
Развитие мелкой моторики рук:
Пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать» [1].
- Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с мизинца).
- Научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки).
- Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого).
-Надо нам умнее стать… (сжимают и разжимают кулаки).
Дефектолог: Квадратик не стал веселым, давайте спросим у него почему?
Квадратик (голосом взрослого):
«Невесел я потому, что потерял своих друзей.»
Дефектолог:
Давайте поможем Квадратику найти его друзей. Квадратик живет в стране математики, вот мы туда и поедем.
Я вам предлагаю отправиться на машинках (раздать силуэты машин без колес) Ребята, мы сможем на таких машинах поехать? Почему?
(Ответы детей)
Дефектолог: Правильно ребята. У машины должны быть колеса. Подойдите к столу и найдите колеса каждый к своей машине [2].
Дефектолог: Молодцы, теперь можно отправляться в путь вместе с Квадратиком. А чтобы нам попасть в страну Математику, необходимо пройти правильно по цифрам (напольные цифры лежат на полу, дети идут по ним от 1 до 5)
Дефектолог: Ребята, посмотрите вот мы и приехали в волшебную страну Математики.
Я предлагаю вам сесть за столы. Квадратик не грусти, ребята помогут тебе найти друзей. Давайте поможем Квадратику найти его друзей. Для этого нужно отгадать загадки, а ответы построим с помощью волшебных палочек. Чем мы будем строить?
(Ответы детей)
Дефектолог Правильно, волшебными палочками!
Загадки на развитие воображения детей [3]
Дефектолог: Четыре угла и четыре стороны,
Похожи, точно родные сестренки
В ворота его не закатишь, как мяч
И она за тобою не пустится вскачь?
Дети: Квадрат (строят из палочек квадрат).
Дефектолог
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам.
Дети: Треугольник (строят треугольник).
Дефектолог
Нет углов у меня,
И похож на солнце я.
На кольцо, на колесо,
На тарелку и на крышку.
Дети: Круг (строят ответ с помощью веревочки)
Дефектолог
У следующей фигуры четыре угла,
Четыре вершины и четыре стороны,
Причем две противоположные стороны - длинные,
А две – короткие.
Дети: прямоугольник (строят)
Дефектолог: посмотрите, ребята, вот и Квадратик заулыбался, он очень рад, что вы помогли ему найти друзей.
Давайте теперь поиграем, вставайте на коврик. У меня есть две полоски, чем они отличаются? Правильно: одна полоска длинная, другая короткая. Если я буду показывать длинную полоску, то вы будете хлопать, а если короткую, то прыгать на месте. Приготовьтесь и будьте внимательными – следите за моими действиями.
Дефектолог: Ребята, Квадратик приготовил вам интересное задание: возьмите каждый себе по большому и маленькому кругу, по широкой и узкой полоске. Давайте сравним круги, чем они отличаются? Правильно: желтый круг большой, а красный круг маленький. Теперь сравним полоски, как мы их будем сравнивать? Да, нужно узкую полоску наложить на широкую и мы увидим, что желтая полоска шире, чем красная. А теперь выполните задания, которое вам придумал Квадратик. Положите маленький круг на узкую полоску, а большой круг на широкую полоску [4]. Молодцы! Понравилось вам играть с Квадратиком?
Ребята, а теперь Квадратик хочет вам рассказать одну сказку, хотите послушать.
Дети: Да.
Жили-были цифры. Собрались они однажды все и решили жить вместе на одной улице. Поселились каждая в свой домик, (выставить домики на доску) потом все вышли погулять в лес и заблудились (цифры вынимаются и расставляются в беспорядке) [5].
Нам, ребята, надо помочь найти каждой цифре свой домик (работа индивидуально у доски).
Молодцы ребята вы справились с заданием.
На этом наше занятие закончилось, Квадратик уже не грустный, давайте пригласим его и его друзей погостить у нас в группе.
Нозология детей с ЗПР средней группы
Задержка психического развития – вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью и имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе.
У каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может варьироваться от легкой степени до выраженной. Выраженная задержка психического развития подразумевает тяжелые нарушения эмоционально-волевой, поведенческой и познавательной сферы. Познавательные процессы в дошкольном возрасте у детей с выраженной задержкой психического развития имеет специфическую направленность. У таких детей отмечаются низкая продуктивность и устойчивость произвольного и непроизвольного запоминания; снижение интеллектуальной активности при использовании приемов опосредованного запоминания; страдает как механическая, так и логическая память, что обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации. Отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости запоминания, медленный темп заучивания, нарушение порядка воспроизведения стимулов, повышенная тормозимость следов мнестической деятельности за счет побочных факторов.
Дети с выраженной задержкой психического развития не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации. Они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Внимание характеризуется неустойчивостью, сниженной концентраций, частой отвлекаемостью. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Использованные источники:
1. Гладко М. Пальчиковая гимнастика для детей 3 – 4 лет в детском саду: картотека, рекомендации по проведению занятий и развитию мелкой моторики. – Режим доступа: https://pedsovet.su/dou/6797_palchikovaya_gymnastika_dlya_detey_3_4_let
2. Костина И. Дидактическая игра «Подбери колеса к машине» для дошкольников. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-podberi-kolesa-k-mashine-947852.html
3. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. Пособие для учителля-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2020. – 64 с.
4. Как провести занятие по математике в средней группе детского сада: готовим интересные конспекты по ФЭМП. – Режим доступа: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/zanyatie-po-matematike-v-sredney-gruppe.html
5. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы / В.Л. Шарохина. – М., 2011. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в пальчиковую страну"
Вводное занятие к дополнительной образовательной программе по развитию мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект развивающего занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Путешествие в Волшебный город»
«Познавательное развитие»: Продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), закреплять умение выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по э...
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста. «Кулинарная математика»
Конспект по ФЭМП предназначен для детей средней группы. Цель занятия: Выявить у детей знания, представления, умения полученные на занятиях по математике. Задачи; Обу...
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему "Путешествие в сказку"
Конспект интегрированной НОД для детей средней группы на тему "Путешествие в сказку" по пяти областям (познание, физическое развитие, художественно-эстетическая, речевое развитие, соци...
Методическая разработка занятия для детей среднего дошкольного возраста по теме «Путешествие в страну сказок».
Данная методическая разработка направленна на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Как встречают Новый год в разных странах»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Как встречают Новый год в разных странах»Цель: познакомить детей с различными традициями встречи нового года в разных странах мира...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по местам народных промыслов»
Образовательная область и направление: художественное творчество. Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промысла...