Сценарий досуга для старших дошкольников: «Дети в Блокадном Ленинграде…»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Чертогова Ирина Юрьевна

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ и формировать начальные  чувства патриотизма.

Задачи:

  • Обогащать детей знаниями  о героическом прошлом нашего города.
  • Формировать у детей нравственные понятия: героизм, мужество, стойкость, преданность на примере произведений советских поэтов.
  • Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества.
  • Сказать слова приветствия, благодарности и гордости людям, пережившим блокаду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий досуга для старших дошкольников:

«Дети в Блокадном Ленинграде…»

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей  

блокадного Ленинграда в годы ВОВ и формировать начальные  чувства патриотизма.

Задачи:

  • Обогащать детей знаниями  о героическом прошлом нашего города.
  • Формировать у детей нравственные понятия: героизм, мужество, стойкость, преданность на примере произведений советских поэтов.
  • Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества.
  • Сказать слова приветствия, благодарности и гордости людям, пережившим блокаду.

 

Ход мероприятия:

(вход  ребят под спокойную музыку к стульям, не садятся)

Ведущий:  Здравствуйте гости! Здравствуйте, ребята!

 Наша встреча сегодня посвящается  Городу – герою Ленинграду!

                   

                    Мы – ленинградцы! И мы не скрываем,

                    Что влюблены в наш чудный город навсегда.

                    И Ленинград не променяем

                    Ни на какие города!

                    В память блокады  известные даты

                    Над городом вновь метроном.

                    И сердце сожмется, и время вернется

                    Снова опалит огнем…

Сейчас вы услышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Поэтому жители не выключали радио круглые сутки, ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца Великого города, он успокаивал и внушал уверенность – если звучит радио, значит город живет и борется.

Предлагаю почтить минутой молчания память о всех тех, кто погиб в те тяжелые времена.

Слышится стук Ленинградского метронома (после чего дети садятся)

 

Ведущий:  Мне тебя забыть бы надо,

                    Мне тебя забыть бы надо,

                    Только всё напоминает

                    Мне сегодня об одном -

                    Ленинградская блокада,

                    Ленинградская блокада,

                    И стучащий неустанно

                    Ленинградский метроном.

                    Тишина стоит такая,

                    Тишина стоит такая,

                    Дремлет Нарвская застава,

                    Спит под снегом Летний сад.

                    Метроном не умолкает,

                    Метроном не умолкает,

                    Будто все сердца погибших

                    И сегодня в нём стучат.

Ведущий: Всего за два с половиной месяца немецкие войска подошли к нашему городу, который тогда назывался Ленинград, и окружил его со всех сторон.  Началась блокада.

Стихи детей…

Дети: 1. Прорвались все - таки, бомбят!

              Горят Бадаевские склады!

              В огне пожарищ Ленинград!

              Пришел он - первый день блокады!

 

         2. В кольце, в осаде Ленинград,

            Не умолкает канонада!

            Опять летят, опять бомбят!

            Пылает первый день блокады.

 

          3. Их будет много - девятьсот,

            Но город наш, со смертью споря,

            Все одолеет, все снесет:

            Обстрелы, холод, голод, горе!      проходят к стульям

 

Ведущий:  В годы войны наша страна делала все, чтобы уберечь детей от страданий. Началась эвакуация жителей вглубь страны, подальше от врага. В первую очередь увозили детей и стариков.

                                                  Груз драгоценный баржа принимала –

                                                  Дети блокады садились в нее.

                                                  Лица недетские цвета крахмала,

                                                  В сердце у каждого горе свое.

Ведущий: Но порой эти усилия были напрасными. И дети вели себя как герои, осилили, вынесли то, что,  казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

632000 человек погибло за годы блокады. Из них – 18000 от бомбежек и обстрелов, а остальные (614000) – от голода.

 О чем мечтали дети в те страшные блокадные дни?

 

Дети: Так хочется, чтоб мамочка моя,

          Как прежде, заразительно смеялась,

          Израненная взрывами земля

          В цветочных росах снова искупалась!

 

          Бумажным лёгким змеем с ветерком

          Умчаться  ввысь распахнутого неба.

          И съесть – взахлёб! До крошки! Целиком!

          Буханку вкусно пахнущего хлеба!

Ведущий: Мамы, бабушки слабели от голода первыми, потому что почти весь хлеб отдавали детям. Часто именно дети стояли в очереди за хлебом.

 Другая беда – не работал водопровод. Люди таскали воду из реки Невы. 

За время блокады все привыкли к бомбежкам, артобстрелам. Многие перестали ходить в бомбоубежище. А кому – то просто было не дойти. Но страшнее всего было остаться совсем одному, одному на всем белом свете. Дети старались во всем помогать взрослым. Они думали, что даже малейшая помощь приближает Победу. Дежурство на крыше было обычным делом, а кто постарше работал на заводе, делал снаряды для фронта,  для Победы.  

                  Как медленно он приближался –

                  Прорыва святой день и час!

                  И этого дня не дождался

                  Почти каждый третий из нас.    (А.Молчанов)

 

Ведущий: Тепла в домах не было, стоял холод. Люди жгли все, что попадало под руку.

В те времена, люди дорожили и ценили книги, но им пришлось жечь даже их. Со слезами на глазах они жгли мебель, книги…

От холода и голода умирали люди.
Ладожское озеро народу помогло.
Мы дорогу жизни вечно помнить будем,
Выстояли люди всем врагам назло.

Ведущий: Дороги были разбиты и разбомблены. В город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру. Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли в блокадный город продовольствие, а из города по ней вывозили детей, стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни». Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под лед вместе продовольствием и с детьми. 

Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами старались выжить не смотря ни на что и не дать умереть родному городу.

Когда же фашисты (весной 1942 года) объявили, что в осажденный город даже птица не пролетит,  многие ленинградцы стали носить на груди  жестяную ласточку с письмом в клюве, которая символизировала ожидание весточки от близкого человека, воевавшего на фронте или уехавшего в эвакуацию и веру в то, что он жив!

А ещё, во время блокады в городе работали  не только заводы, фабрики, сады, школы, музеи - все блокадные дни действовали Театр Эстрады и Ленинградское радио, на котором работала поэтесса Ольга Бергольц. Каждый день,  голодная и обессиленная, она пешком шла на работу. Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта, но и ее стихи о войне, о подвиге жителей города, о той самой  блокадной ласточке и от этого у них появлялись силы, чтобы жить и бороться дальше…

Блокадный город. Голод. Вой пурги.

Но в Ленинграде музы не молчали.

И Ленинградцы слушали стихи,

В замерзших залах музыка звучала.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета!

Дети слушают фрагмент симфонии Д. Шостаковича.

Ведущий: Кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде помимо концертов, которые давали взрослые, выступал детский танцевальный ансамбль. Бойцы смотрели на танцующих, истощенных детей и плакали, пораженные их мужеством. Каждый день юные танцоры выступали перед солдатами, а иногда это происходило совсем рядом от передовой, где шли бои и чтобы не привлекать внимание врага лишним шумом, танцевали без музыки. Позже, ребят из танцевального ансамбля за их труд и мужество, как взрослых, наградили медалями "За оборону Ленинграда".

Ведущий: Целых 3 с лишним года потребовалось нашим войскам, чтобы освободить  город. И вот, наконец-то наступил этот долгожданный день Снятия Блокады! 

Что творилось на улицах Ленинграда…

Стихотворение «Залпы Победы»:

Улицы, ограды, парапеты.
Толпы... Толпы... Шпиль над головой.
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.

 

Гром орудий, но не грохот боя.
Лица... Лица... Выраженье глаз.
Счастье... Радость... Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил!

  

Ведущий:   Ребята, предлагаю вам спеть песню!

 

Дети исполняют песню «Наш Петербург боевой» М.Д.Сидоровой

Ведущий:

Девочки и мальчики войны,

На земле осталось вас не много…

Дочери страны. Её сыны.

Чистые, пред Родиной и Богом.

 

В этот день и горестный и светлый,

Поклониться от души  должны

Мы живым и не дожившим детям

Той большой и праведной войны.

 

Мира вам, здоровья, долголетия

Доброты, душевного тепла

И пускай нигде на белом свете

Детство вновь не отберет война!

Ведущий:  Ребята, вот и подошла к концу наша встреча, которая дала возможность окунуться в атмосферу того времени, тех событий, узнать ещё больше об истории нашего города. Вы услышали и прочли замечательные стихи! Спасибо вам и гостям, что были

с нами! До скорых встреч! Досвидания…

Фоном звучит песня «Дети всей Земли» слова и музыка Е.Комар

(общий выход из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга для старших дошкольников "Старинные профессии"

Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность. Большинство профессий волей-неволей исчезают из жизни современного общества, они оказываются ненужными из-за развития науки...

Сценарий досуга для старших дошкольников "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

Здесь вас действительно ожидает путешествие по сказкам Пушкина: инсценирование отрывков из сказок, "поиграем в рифмы", "из какой сказки предмет" и многое другое....

Сценарий досуга для старших дошкольников

Сценарий досуга "Если очень захотеть можно в космос полететь"...

Сценарий досуга для старших дошкольников к празднику 23 февраля

Досуг "Как кикимора внука в армию провожала". Проводится среди детей старших групп...

Сценарий для старших дошкольников - "Дети в Блокадном Ленинграде"

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ и формировать начальные  чувства патриотизма.Задачи:Обогащать детей знаниями...

Сценарий досуга для старших дошкольников "День конфет"

Расширение представлений детей о сладостях, их назначении, видах, формах....

Методическая разработка сценария досуга для старших дошкольников: "Дети в Блокадном Ленинграде" - январь 2023 года.

Досуг, посвящённый Дню снятия Блокады Ленинграда для детей старших и подготовительных к школе групп: "Дети Блокадного Ленинграда" - январь 2023 года....