Рабочая программа педагога-психолога в детском саду
рабочая программа

Рабочая программа педагога-психолога МДОУ Детский сад № 2 «Ласточка» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"); нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад № 2 «Ласточка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pedagoga_psihologa_v_detskom_sadu.docx110.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 2 «Ласточка»

Принята на

педагогическом совете

«     »__________2020г.

Протокол №

                              Утверждено:

                                                          Заведующая МДОУ

                                                          С.Н. Сербина____________

                                                     «     »_____________2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

                       Составил:

 Воронцова

 Оксана Анатольевна

г. Шилка -2020

Содержание

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………

3

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………………

3

1.3. Основные этические принципы…………………………………………….

4

1.4. Научные принципы построения программы………………………………

9

1.5. Особенности дошкольного образовательного учреждения………………

10

1.6. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства…………………………………………………………………………….

10

1.7. Ожидаемые результаты освоения программы……………………………

17

II. Содержательный раздел

2.1. Основные направления деятельности педагога-психолога……………….

19

2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»………………………….

19

2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»…

22

2.1.3. Направление «Психологическое консультирование»…………………

25

2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение».

26

  1. Психологическое сопровождение образовательных областей…………

26

2.3. Психолого-педагогическое сопровождение детей детей-инвалидов…….

34

III. Организационный раздел

3.1. Форма работы, психолого-педагогические условия, организация и учет деятельности педагога-психолога……………………………………………….

38

3.2. Материально-технические условия………………………………………..

40

IV. Организация системы взаимодействий педагога-психолога

4.1.Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОО в условиях реализации ФГОС………………………………………………………………

41

4.2. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………

4.3. Список использованной литературы………………………………………

44

46

V. Приложения

        

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога МДОУ Детский сад № 2 «Ласточка» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); с требованиями СанПин 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"); нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад № 2 «Ласточка»,

1.2 Цели и задачи программы

Цель – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи:

-определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

- предотвращение и преодоление трудностей развития детей;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

-создание соответствующих психологических условий для успешного освоения детьми образовательных областей;

-обеспечение условий для раскрытия возможностей детей;

- проведение диагностической работы;

- проведение развивающей и психокоррекционной работы;

-проведение консультативной работы;

-проведение психопрофилактической работы.

1.3. Основные  этические принципы

В своей работе педагог-психолог руководствуется основными этическими принципами:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

        1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

        2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

        3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

        4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса

        5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

        6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

        7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

        8. Принцип информирования клиента в целях и о результатах обследования

1.Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1.4. Научные принципы построения программы

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:

- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

        Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

1.5. Особенности дошкольного образовательного учреждения.

В своей деятельности МДОУ Детский сад № 2 «Ласточка» руководствуется законодательством Российской муниципальными правовыми актами, Уставом и другими локальными актами детского сада.

В детском саду функционирует 14 групп, ДОУ обеспечивает развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет.

1.6. Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства.

        Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

        Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

        При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

        Возраст от 2 до 3 лет.

        Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

        В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

        Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

        Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

        Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.

Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет.

Общение становится внеситуативным.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Начинает складываться произвольное внимание.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей.

Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет.

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

        Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

        В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

        Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

        Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

        Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

        Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

        Возраст от 6 до 7 лет.

        Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей.

        Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры.

        Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.

        При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

        Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

        У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

        Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

        Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

        В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

        К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.7. Ожидаемые результаты освоения программы

- Устойчивое психическое здоровье детей;

- Созданные психологические условия для достижения воспитанниками личностных образовательных результатов в процессе освоения основной общеобразовательной программы ДОУ;

- Созданные условия для реализации возможностей развития каждого ребенка в дошкольном возрасте, содействующие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Диагностическое направление:

-осуществление диагностических процедур;

-составление заключений и разработка рекомендаций для успешной социализации и ребенка в условиях ДОУ;

-выявление детей нуждающихся в дополнительном психолого-педагогическом сопровождении.

Коррекционно-развивающее направление:

Результатом работы с детьми является:

снижениеэмоциональнойнапряженности,снижениииндексатревожности,агрессивности и др. эмоционально-личностных проблем;

-снижение риска дезадаптации;

-коррекция нарушений эмоционально - волевой, коммуникативной сферы;

-развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала детей;

-стабилизация психоэмоционального состояния;

повышениеуровняпознавательныхпроцессов,познавательнойактивности,положительной мотивации;

-обеспечение психологической готовности детей к школьному обучению.

Консультативное направление:

-привлечение к психолого-педагогическому процессу педагогов, специалистов ДОУ и родителей;

-гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников, повышение уровня родительской компетентности;

-повышение психологической компетентности педагогов;

-информирование специалистов и родителей о возрастных особенностях детей.

Профилактическое и просветительское направление:

повышениепсихологическойкомпетентностивсехучастниковобразовательногопроцесса;

-профилактика поведенческих и личностных нарушений воспитанников;

-профилактика дезадаптации воспитанников;

-профилактика профессионального выгорания педагогов;

-профилактика детско–родительских отношений;

-нормализация психологического климата ДОУ.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Основные направления деятельности педагога-психолога

Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование. Предлагаемое содержание деятельности педагога–психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.

2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»

Согласно ФГОС ДО, в ДОУ проводится оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Педагог-психолог оказывает содействие педагогам в подборе диагностических комплексов и в проведении отдельных процедур в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга).

Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинга) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания в ДОУ, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.

Психологическая диагностика проводится психологом как индивидуально, так и с группой воспитанников ДОУ.

Обязательно:

  1. Адаптация ребенка к детскому саду
  2. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Основные диагностические методики, используемые в работе педагога-психолога ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста

Таблица 1

Предмет исследования

Используемые методики

1.

Адаптационный период

детей в ДОУ

- анкета для родителей;

- карта наблюдений за

2.

Психическое развитие детей раннего возраста

- лови шарик;

- спрячь шарик;

- разборка и складывание матрешки;

- разборка и складывание пирамидки;

- парные картинки;

- цветные кубики;

- конструирование из палочек по образцу;

достань тележку;

- нарисуй дорожку или домик (автор Стребелева Е.А.)

3.

Уровень актуального

развития детей младшего

дошкольного возраста (3-4

года)

- беседа с ребенком;

- исследование зрительной памяти (Ж.М. Глозман, А.Ю.

Потанина, А.Е. Соболева);

- методика «Пирамидка» (С.Д. Забрамная);

- последовательные картинки (С.Д. Забрамная)

- графическая деятельность (О.В. Коноплева, А.Ю.

Меньшутина);

- работа с разрезными картинками (С.Д. Забрамная);

- методика «Найди пару» (Е.А. Стребелева);

- определение сформированности пространственных

отношений (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);

- выявление эмоционально-личностных особенностей

ребенка (А. Романов);

- поведение ребенка в процессе обследования (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

4.

Уровень актуального

развития детей среднего

дошкольного возраста (4-5

лет)

- беседа с ребенком;

- методика «Последовательные картинки» (Н.Я. Семаго,

М.М. Семаго);

- методика «10 картинок для запоминания»

(Т.Д. Марцинковская);

- методика «Четвертый лишний»;

- методика «Соедини точки» (Коноплева О.В., Меньшутина А.Ю.);

- методика «Найди отличия» (Черемошкина Л.В.);

- «Запоминание двух групп слов» (Н.Я. Семаго, М.М.

Семаго);

- тест Когана (Т.Д. Марцинковская);

- определение сформированностипространственных

представлений (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);

- методика «Найди картинки»;

- поведение ребенка в процессе обследования (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго);

- выявление эмоционально-личностных особенностей

ребенка (А.Романов)

5.

Психологическая готовность к школьному обучению (6-7 лет)

Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.

 «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас

бытовых знаний» (Н. Савельева, Р.С. Немов – стартовая,

Б.С. Волков, Н. В. Волкова – итоговая)

 Мышление

- тест «Нелепицы» (А.Д. Виноградова);

- тест «Последовательные картинки (А.Д. Виноградова)

-тест «4-й лишний» (А.Д. Виноградова, Л.А. Ясюкова)

Память

- «10 картинок» (А.Д. Виноградова)

- методика запоминание 10 слов (А.Р. Лурия)

 Внимание

«Найди отличия» (Л.В. Лурия)

 Работоспособность

- методика «Шифровка» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

 Зрительное восприятие

- методика оценки уровня развития зрительного восприятия

детей 5-7,5 лет (по М. Безруких)

 Моторика

тест Керна-Йерасика

- рисование мужской фигуры (А.Д. Виноградова)

- срисовывание прописных букв (А.Д. Виноградова)

- срисовывание группы точек (А.Д Виноградова)

 Произвольность

- методика «Домик» (Н.И. Гуткина)

 Пространственные представления

Ориентация на листе бумаги

 Мотивация

- методика

«Исследование

мотивационной

готовности

ребенка к обучению в школе» (А.Д. Виноградова)

 Социометрия

- методика

«Социометрические

показатели

личностных

отношений в дошкольной группе (Я.Л. Коломинский)

2.1.2. Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

        В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога направленна на изменение во внутренней психологической сфере воспитанников и рассматривается как развивающая. Развивающие занятия направлены на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей. Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками.

        Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога этоширокое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических,раскрепощающих;проблемныхситуаций,разрешаемыхвпроцессеэкспериментов,дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктовдеятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии,создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельностидетей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостноговоздействия на личность ребенка.

Основное программно-методическое обеспечение деятельности

педагога-психолога ДОУ работающего с детьми дошкольного возраста

Таблица 2

Автор, название программы

Категория

участников

Краткое содержание

Адаптация воспитанников к условиям ДОУ

1.

«Ладушки» Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста Тимофеичева И.В., Оськина О.Е.

2-3 года

Программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

Профилактика проблем в воспитании, обучении и развитии детей

2.

Пазухина И.В. Давай поиграем! Тренинговое

Развитие мира

Социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2008

3-4 года

Эмоциональное развитие ребенка, , сопровождение его в мир социальных отношений со сверстниками взрослыми

Пазухина И.В.Давай

познакомимся! Развитие

И коррекция эмоционального

Мира дошкольников 4 – 6 лет. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2004

4 -6 лет

Программа направлена на осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым призвана обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт

Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.:«Генезис», 2006

4-6 лет

Программа направлена на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей

Хухлаева О.В. ,ХухлаевО.Е.,

Первушина И.М.Тропинка к своему Я: как сохранить

Психологическое здоровье

дошкольников. – М.: Генезис, 2004

3-7 лет

Представлена организационная

Структура психологической

поддержки дошкольников. Подробно описаны групповые развивающие занятия для трех возрастных групп

Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей

(средней, старшей) группе. – М.: Книголюб, 2004

3 – 4 года,

(4 – 5 лет,

5 – 6 лет)

Подробные конспекты коррекционно- развивающих занятий с необходимым демонстрационными раздаточным картинным материалом

  1. .

Фомина Л.В. Сенсорное развитие детей (4)5-6 лет. – М.: Сфера, 2001

 4-6 лет

Система игровых

занятий, предназначенных для комплексного психического

развития детей по формированию чувственного познания

8.

Т.В.Ананьева

«Программа психологического сопровождения дошкольника

При подготовке к школьномуо бучению»; Шипицына

Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.«Азбука общения: развитие

Личности ребенка, навыков

Общения со взрослыми и

сверстниками»;Н.Ю. Куражева «Цветик–семицветик».Программа

психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет

6-7 лет

Развития эмоционально - волевой,

личностной, коммуникативной сферы

11.

А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть

Трудности в обучении детей»;

В.Л. Шарохина. «Психологическая подготовка детей к школе»;В.П.Новикова, Л.И.Тихонова

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера».

Для работы с детьми 3-7 лет.

И.А.Филатова

«Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи»

3-7 лет

Развитие интеллектуальной,

познавательной сферы

2.1.3. Направление «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Задачи психологического консультирования родителей (законных представителей) ипедагогов решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:

- оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;

- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов дляпреодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудныхобразовательных ситуаций;

- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

2.1.4. Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление  деятельности педагога-психолога ДОУ. Целью психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечение раскрытия возможностей возраста, снижение влияния рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупреждение нарушений в  становлении Личностной интеллектуальной сфере через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление  субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Организация работы педагога-психолога со всеми участниками образовательногопроцесса и с учетом рабочего времени представлена в циклограмме деятельности и вгодовом плане работы. (Приложение 1;2)

  1. Психологическое сопровождение образовательных областей

«Социально-коммуникативное развитие»

Таблица 3

Группа

Развивающие задачи

Младшая

группа

Стимулировать положительное самоощущение.

Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизироватьэмоциональный фон.

Развивать осознание своих потребностей и способов ихудовлетворения, уверенность в своих силах.

Повышать чувство защищенности.

Стимулировать стремления пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.

Развивать представления ребенка о себе, своей жизнедеятельности; Способность осознавать и выражать свои потребности и предпочтения; Умения понимать положительные и отрицательные последствия поступков, Ставить и достигать предметно-практические и игровые цели, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их достижения, достигать результата, проявляя целенаправленность, действенную самостоятельность.

Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм.

Стимулировать привязанность ко взрослому, стремление участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, проявление положительных эмоций в общении с другими детьми.

Средняя

группа

Стимулировать положительное самоощущение.

Насыщать жизнь ребенка положительными переживаниями. Стабилизироватьэмоциональный фон. Развивать у ребенка осознание своих потребностей испособов их удовлетворения, уверенность в своих силах.

Повышать чувство защищенности.

Вызывать стремление содействовать взрослому и сверстнику в преодолениитрудностей,проявлятьсострадание,желаниесодействовать,успокоить,порадовать,помочь,проявлятьположительноеотношениектребованиямвзрослого,готовностьвыполнятьих.

Развиватьспособностьзамечатьразнообразные эмоциональные состояния других людей, а также нюансыпереживаний; чувствительность к педагогической оценке;

Стремление улучшатьсвои достижения, гордиться ими, демонстрировать свои успехи взрослому, даватьсебе оценку «хороший», пытаясь ее мотивировать; развивать положительнуюсамооценку.

Побуждать к самостоятельному выполнению основных правил поведения и

элементарных моральных норм в бытовых ситуациях, на занятиях, в свободнойдеятельности.

Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать качествосвоейдеятельности;

Проявлениевиграхположительныхэмоций,доброжелательного отношения к сверстникам, добрых чувств к игрушкам,бережногоотношениякигровомуматериалу;

Стимулироватьстремлениеисправлять ошибки, проявлять социально одобряемое поведение в конкретнойситуации и избегать социально неодобряемых действий.

Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями; умения

Самостоятельноилиснезначительнойпомощьювзрослыхпреодолеватьзатруднениявдеятельности,ставитьпредметно-практические,игровые,элементарныекоммуникативныеи познавательные цели и достигать их, определять средства и создавать условия для их достижения; достигать результата,проявляя действенную самостоятельность; развернуто отражать в речи цели,намерения, средства, условия и этапы их реализации, результат; называтьвыполняемые действияиихпоследовательность,предшествующиеи последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как положительные,такиотрицательные;узнаватьэмоциилюдей,скоторымиобщается;интерпретироватьэмоцииперсонажейлитературныхифольклорныхпроизведений, а также людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные вмузыкальныхпроизведениях;называть

Некоторыесредстваэмоциональнойвыразительности, замечать нарушения правил и норм другими детьми, пониматьположительныеиотрицательные

Последствиясвоихпоступков;достижения цели противостоять отвлечениям, помехам.

Развивать выразительность средств общения, диалогическое общение.

Формироватьвнеситуативно-познавательнуюформуобщениясоситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

Старшая

группа

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Развиватьстремлениедетейвыражатьсвоеотношениекокружающему,

самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; обобязанностях в группе детского сада, дома.

Формировать активную жизненную позицию через участие в совместной

деятельности.

Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.

Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (чтонужно делать), способы ее достижения (как делать); формировать волевые усилиявдостиженииконечногорезультата(усидчивость,настойчивость,целеустремленность).

Подготовит

ельная

группа

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость,скромность.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнятьустановленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительномупримеру.

Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива:через участие в коллективной деятельности.

Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать

взрослого, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельнопланироватьсвоидействия,выполнятьпоставленнуюзадачу,правильнооценивать результаты своей деятельности).

Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителейи месту их работы.

«Познавательное развитие»

Таблица 4

Группа

Развивающие задачи

Вторая

младшая

Формировать умения использовать в деятельности собственный опыт, действовать по аналогии в сходных ситуациях, применять предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях, пользоваться различными приемами для решения проблемно- практических задач, выделять сенсорные признаки, использовать перцептивные действия в соответствии с выделяемым признаком или качеством объектов, выделять существенные признаки предметов. Формировать умение отличать «добрых» («хороших») и «злых» («плохих»)

персонажей; стремление содействовать добрым, выражать к ним положительное отношение, переживать победу положительных персонажей, негативно оценивать поступки отрицательных персонажей, выражая свои эмоции

Средняя

группа

Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать вопросы познавательного характера, направленные на установление причинно-следственных связей в мире физических явлений, участвовать в экспериментировании, самостоятельно инициировать экспериментирование.

Стимулировать радость познания; познавательный интерес не только непосредственно воспринимаемым объектам, но и к тому, что ранее увидел, услышал, узнал; стремление наблюдать для приобретения новых знаний об окружающем; попытки разрешить противоречия, используя свой жизненный опыт, наблюдая и экспериментируя, привлекая взрослого к содействию.

Развивать способность замечать противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, проявлять к ним интерес.

Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы;

умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий.

Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать стремление содействовать им, радоваться победе добра над злом.

Старшая

группа

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в

окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.

Формирование познавательных действий, становление сознания.

Развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные,

предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Формирование первичных представлений окружения.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

Развитие умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственно - временных отношений.

Подготовит

ельная

группа

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в

окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.

Формирование познавательных действий, становление сознания.

Развитие воображения и творческой активности.

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки

предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром

предметов и природным миром.

Развитие умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственно - временных отношений.

«Речевое развитие»

Таблица 5

Группа

Развивающие задачи

Вторая

младшая

Развивать навыки диалогического общения.

Средняя

группа

Развивать навыки диалогического общения.

Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжетные, изображенныена картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте,причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями,противоречиявповседневнойпрактике,вмире

Физическихявлений, эмоциональное отношение к героям; давать эмоциональную оценку героямлитературныхпроизведенийимотивироватьее,опираясьнапричинно-следственныесвязиописанныхсобытий,выражатьвречисочувствиеисопереживание положительным героям.

Старшая

группа

Развивать речь как средство общения.

Формировать представления детей о многообразии окружающего мира.

Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую формуречи.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие илинесогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумыватьсвои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера натему, предложенную взрослым.

Развивать интерес к художественной литературе.

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературнымпроизведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературногоперсонажа.

Формирование понятий скрытых мотивов поведения героев произведений.

Подготовит

ельная

группа

Совершенствовать речь как средство общения.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект,ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы,излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между взрослым и ребенком, между детьми;умение быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитыватькультуру речевого общения.

Активизировать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины,по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Активизировать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыкидетей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения,естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать своеотношение к содержанию литературной фразы).

«Художественно-эстетическое развитие»

Таблица 6

Группа

Развивающие задачи

Вторая

младшая

Вызывать радость при восприятии произведений изобразительного искусства,

художественных произведений, поддерживать стремление интересоваться ими, любоваться красивым.

Формировать умения замечать отдельные средства художественной выразительности, давать простые эмоциональные оценки, замечать данные

произведения в повседневной жизни, непосредственном окружении.

Развивать способность принимать задачу взрослого создать что-то определенное, подчинять ей свои усилия; до начала деятельности определять, что будет создавать; реализовывать замысел.

Вызывать радость при восприятии музыкальных произведений.

Поддерживать интерес к разным видам музыкальной деятельности, стремление участвовать в ней, действовать под музыку в соответствии с ее настроением, обыгрывать музыкальные образы, подражать действиям взрослого под музыку.

Формировать умения ритмично двигаться, топать, хлопать в ладоши под музыку, реагировать движениями на изменение громкости, темпа и ритма музыки.

Средняя

группа

Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями,

переживаниями, представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общаться по поводу воспринятого, принимать задачу взрослого создавать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе деятельности, реализовывать замысел.

Стимулировать чувство радости, удовольствия при восприятии прекрасного.

Формировать устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности; умения внимательно и заинтересованно слушать музыкальное произведение, замечать его настроение, следить за динамикой

музыкального образа, самостоятельно рассуждать, отвечая на вопросы о содержании и средствах выразительности музыкального произведения, образно передавать музыкальные образы в музыкально-ритмических движенияхи пении, передавать музыкальный ритм.

Старшая

группа

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их

выразительные средства.

Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

Формировать интерес к конструктивной деятельности.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки.

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие

перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или

медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Подготовит

ельная

группа

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус,

эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной

деятельности.

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Развивать коллективное творчество, стремление действовать согласованно,

договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Формировать интерес к конструктивной деятельности.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки.

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие

перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому илимедленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

«Физическое развитие»

Таблица 7

Группа

Развивающие задачи

Вторая

младшая

Развивать целенаправленность движений.

Формировать умения выполнять движения точно, координировано; управлять

своим телом; подражать движениям, которые демонстрирует взрослый; приниматьзадачу научиться движению, понимать простые речевые инструкции.

Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

Средняя

группа

Формироватьумениясовершатьточныеприцельныедвиженияруками,дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую

руку; точно выполнять мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том

числе мелкими; согласовывать свои движения с движениями других детей,

ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу,

передавать в движении заданный ритм.

Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников.

Стимулировать стремление качественно выполнять действия.

Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

Старшая

группа

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Сохранение, укрепление и охрана психологического здоровья детей; повышение

умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития.

Развитиеинициативы,самостоятельностиитворчествавдвигательнойактивности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических

упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного

питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных

ощущениях.

Подготовит

ельная

группа

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

Сохранение, укрепление и охрана психологического здоровья детей; повышение

умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития.

Развитиеинициативы,самостоятельностии творчествавдвигательнойактивности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических

упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

2.3. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (детей-инвалидов)

Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В этой связи особую значимость и актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды) на разных этапах их развития. Имея те или иные отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, активность детей существенно ограничивается. Поэтому ребёнок испытывает затруднения в осуществлении жизненно важных функций, обеспечивающих удовлетворение его базовых потребностей и определяющих его способность к общению и познанию.

Современный опыт показывает, что условия раннего вмешательства в развитие детей с ОВЗ приобретает стойкую положительную динамику, так как предусматривает создание для них психологически комфортной, коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения развития, лечения оздоровления; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Основными целями и задачами организации сопровождения детей-инвалидов посещающих ДОУ и группу кратковременного пребывания" Особый ребенок" организованной в ДОУ являются:- оказание своевременной систематической медико-психолого- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в удобное для ребенка и его семьи время с учетом графика работы специалистов ДОУ;

- оказание консультативно-методической помощи родителям в организации

воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- социальная адаптация детей ограниченными возможностями здоровья в коллектив

сверстников;

- формирование предпосылок учебной деятельности.

Этапы сопровождения семьи детей-инвалидов

1. Диагностический этап (в рамках первичного и вторичного обращения семьи в ДОУ). Цели данного этапа работы: сбор основных данных о ребёнке, его семье, обстановке, в которой ребёнок растёт и воспитывается; ознакомление родителей с понятием ГКП, формами её работы, набором услуг, которые планируются оказывать ребёнку, возможностях ГКП; качественная диагностика состояния ребенка: выяснение специфики развития, сильных ислабых его сторон, особенностей социального поведения, оценка игровой компетентности.

2.  Коррекционно-развивающий этап включает:

Индивидуальные занятия с ребёнком направлены на:

Формирование положительного эмоционального контакта с ребёнком, чувство доверия к педагогу, стимулирование эмоционального общения.

Формирование эмоционального голосового и двигательного реагирования ребёнка на ласковое обращение к нему взрослого, активизация внимания ребёнка к имени, обучение его откликаться на своё имя, узнавать педагога.

Формирование интереса к игрушкам и действиям с ними, включение ребёнка в совместную предметно-игровую деятельность.

Развитие познавательной сферы посредством сенсомоторной деятельности:

- соотнесение предметов по образцу;

- выбор предметов по образцу;

- группировка предметов по образцу;

- выбор предметов по словесному обозначению.

Релаксирующие упражнения (звуковые, тактильные) с использованием сенсорного оборудования, музыкального сопровождения.

В рамках проведения индивидуальных занятий проводятся занятия по развитию и обогащению сенсорного опыта, стимуляции тактильных и двигательных ощущений а также развитие зрительного восприятия посредством дидактических игр, сенсорного оборудования, песка и воды.

Работа с родителями:

Знакомство с содержанием коррекционной работы.

Наблюдение за ходом взаимодействия педагога и ребёнка в процессе коррекционного занятия.

Фиксирование в дневнике невербальных и вербальных приёмов взаимодействия взрослого с ребёнком в ходе коррекционных занятий.

Обучение родителей умению подбирать и использовать игры для своего ребёнка, учитывая его физические и познавательные возможности, повторять за педагогом невербальные и вербальные способы взаимодействия с ребёнком в ходе игр и упражнений.

Адекватно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в ходе занятий.

Подбор литературы, рекомендаций и консультаций касающиеся вопросов закономерностей и особенностей возрастного развития детей дошкольного возраста, социализации и адаптации детей дошкольного возраста в детском коллективе, организация жизни ребёнка и его режимных моментов в

семье.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Формаработы, психолого-педагогические условия, организация и учет деятельности педагога-психолога:

Формы работы педагога-психолога:

-индивидуальная;

-подгрупповая;

-групповая.

Психолого – педагогические условия сопровождения:

-дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);

-психолого-педагогические условия (коррекционно - развивающая направленность воспитательно - образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностейребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);

-специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения,ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченнымивозможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое наиндивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);

-здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья).

Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми проводятся педагогом-психологом всоответствии с циклограммой деятельности, в часы, свободные от мероприятий по основнойпрограмме ДОУ.

Организация образовательной деятельности педагога психолога:

непосредственную работу с участниками образовательного процесса отводится 50% (18часов) рабочего времени, остальное время (18 часов), приходится на подготовку киндивидуальной и групповой работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщениеполученных результатов, подготовку к экспертно-консультативной работе с педагогами и родителями, организационно методическую и аналитическую деятельность.

 (Приложение 3).

Образовательная нагрузка в совместной образовательной деятельности педагога-психолога с детьми соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049-13:

Таблица 8

Возрастая группа

Продолжительность занятий

Первая младшая группа 2-3 года

Не более 10 мин

Вторая младшая группа3-4 года

не более 15 мин

Средние группы 4-5 лет

не более 20 мин

Старшие группы 5-6 лет

не более 25 минут

Подготовительные группы 6 – 7 лет

не более 30 минут

Игровые занятия разработаны с учётом возрастных особенностей и основных видовдетской деятельности, способствующих развитию детей дошкольного возраста, которыми являются общение и игра, поэтому взаимодействие ребёнка и взрослого построено в формеигры. Для поддержания интереса детей в образовательный процесс включается музыкальное сопровождение упражнений и игр, чередование видов деятельности: упражнения и беседысменяются подвижными играми и динамическими паузами.

Формы учета деятельности и отчетность педагога-психолога.

Педагог-психолог ведет учет проводимой работы по следующим формам:

1. Циклограмма деятельности.

2. Годовой план работы.

3. Журнал консультаций психолога.

4. Журнал учета групповых и индивидуальных форм работы.

5. Журнал учета диагностических мероприятий.

6. Программы коррекционно-развивающих занятий.

7. Протокол о службе примерения

8. Аналитический отчет о работе.

3.2. Материально-технические условия

Для построения грамотной работы педагога-психолога используютсявсе помещения ДОО.

Вид помещения. Функциональное использование

Оснащение

Кабинет педагога-психолога

1.Индивидуальное консультирование родителей и педагогов.

2.Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика,

коррекция).

3.Реализация организационно-планирующей функции.

1.Рабочая зона педагога-психолога:

- библиотека специальной литературы и практических пособий;

- материалы консультаций, семинаров, практикумов и т.д.;

2.Уголок для консультирования.

3.Зона коррекции:

- игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы;

- рабочие столы для проведения занятий;

- песочный стол для рисования (для диагностического и коррекционно-

развивающего направления);

- головоломки, пазлы, настольно-печатные игры;

- раздаточные и демонстративные материалы.

РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

4.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОО в условиях реализации ФГОС

С руководителем ДОУ

Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует своюдеятельностьсцельюдостиженияпоставленныхпедагогическимколлективом целей и задач. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будутэффективны для данного образовательного учреждения.

Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтныхситуаций в коллективе.

Проводит индивидуальное психологическое консультирование (позапросу).

Участвуетвкомплектованиигруппсучетоминдивидуальныхпсихологических особенностей детей.

Обеспечиваетпсихологическуюбезопасностьвсехучастниковвоспитательно-образовательного процесса.

Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

Со старшим воспитателем

Участвует в разработке основной общеобразовательной программы

ДОО в соответствии с ФГОС.

Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержаниепсихолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослыхи детей в освоении образовательных областей).

Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышениюэффективногопсихологическогосопровождениявоспитательно-образовательного процесса.

Участвует в разработках методических и информационных материаловпо психолого-педагогическим вопросам.

Участвуетвдеятельностипедагогическогоииныхсоветовобразовательногоучреждения,психолого-педагогическихконсилиумов,творческих групп.

Вноситпредложенияпосовершенствованиюобразовательногопроцесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в немпсихологического комфорта.

Выступаетконсультантомповопросамсозданияпредметно-развивающей среды.

Представляет документацию установленного образца (план работы,

аналитические справки, анализ работы за год).

Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС,

мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).

Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателем

Содействуетформированиюбанкаразвивающихигрсучетомпсихологических особенностей дошкольников.

Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня cформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников наоснованиианализапредставленныхвоспитателюрекомендацийпообразовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)

Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям посоответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.

Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.

Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.

Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения

друг с другом (работа в паре).

Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).

Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.

Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.

Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.

Участвует в проведении музыкальной терапии.

Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

4.2. Взаимодействие с семьями воспитанников

При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОО воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования.

Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, котороенаправлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОО, установление взаимопонимания и создание условий для  сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей:

 анкетирование,

 консультирование.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности

Список использованной литературы

  1. Калинина,   Р. Р., Психолого – педагогическая диагностика в детском саду-  СПб.: Речь,  2011.
  2. Марцинковская, Т.Д.. Диагностика психического развития детей -М.: Линка – Пресс, 1997.
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой).
  4. Куражева, Н.Ю., Вараева, Н.В., Тузаева, А.С., Козлова, И.А. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников» Цветик семицветик» (5-6 лет)- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  5. Семаго, М.М., Семаго, Н.Я..  Психолого-педагогическая оценка уровня готовности ребенка к школьному обучению (методическое руководство)- Библиотечка «Первого сентября», Серия «Школьный психолог», Выпуск 2, 2005.
  6. Шарохина,  В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе- М.:Книголюб, 2004.
  7. Шарохина, В.Л.  Коррекционно-развивающие занятия в средней группе- М.: Книголюб, 2004.
  8. Шарохина, В.Л.  Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе- М.: Прометей; Книголюб, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога детского сада №1387.

Вашему вниманию предлогаю свою рабочую программу как педагога-психолога Центра Развития Ребенка Детского сада №1387....

Рабочая программа педагога-психолога Михалкиной О.Г. на 2015-2016 г МАДОУ детский сад «Мечта»

Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» /под редакцией Н.Ю. Куражевой...

Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад №44 Колпинского района Санкт-Петербурга Коваль Аллы Владимировны

Пояснительная запискаОдной из приоритетных задач современного дошкольного образования является охрана и укрепление психического здоровья детей.Работа педагога-психолога в ДОУ в первую очередь до...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ НИЖНЕГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "ЧЕБУРАШКА" БОНДАРЬ ЭЛЛЫ ВИТАЛЬЕВНЫ

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и подде...

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ детский сад «Солнышко» для детей дошкольного возраста (1,5-7 лет) на 2020-2021 учебный год

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»

Адаптированная рабочая программа педагога – психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, малыш!»...