Пространственная среда
материал

Храмцова Наталья Сергеевна

Описание пространственной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВО  НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ  ВЫБОР – КАК  ЕЖЕДНЕВНАЯ  ПРАКТИКА

«Выбор – это не награда,

которая выдается детям после

окончания «настоящей (учебной) работы».

Это их безусловное право»

(Л.В.Свирская)

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования все чаще говорят о необходимости создания условий для свободного выбора детьми своей деятельности и ее  участников.

Поскольку готовых решений для реализации данных задач пока нет, в своей работе  решила использовать экран выбора. Предполагая, что посредством организации работы с ним создам условия для самостоятельного выбора вида деятельности детей, развития социально – личностных качеств у дошкольников 4 – 5 лет в совместной деятельности.

 Переехав в новую группу и разделив ее на центры, особое внимание уделила их соседству, удобству расположения и мобильности. Условно обозначила каждый из них эмблемами понятными для детей. Затем поместила все эмблемы на один стенд. Так в нашей группе появился экран выбора, который представляет собой плакат, с размещенными на нем центрами группы и кармашки с картинками. Картинки детей (маркировка-азбука)  помещаются в кармашки напротив эмблемы центра, что позволяет детям самостоятельно выбрать тот вид работы , который они предпочитают в данный момент.

Главная цель экрана – сделать видимым для других детей и воспитателя самостоятельный выбор каждого ребенка вида деятельности (Приложение 1).

Создание данного пособия потребовало выработку правил по работе с ним. Чтобы правила работали, их предлагали и обсуждали вместе со мной и воспитанники. Главными из них стали:

- в каждом центре одновременно могут работать не более пяти человек;

- после того, как игра закончена, необходимо убрать за собой игрушки;

- по окончанию деятельности картинку необходимо переместить в другой центр или убрать.

Со временем правила претерпели некоторые изменения, стали более конкретными. Так ребята стали понимать, что сделав выбор, несут за него ответственность.

Время выхода из определенной деятельности не регламентировано, каждый сам определяет для себя темп работы. При желании дети, работающие в соседних центрах, могут объединяться для расширения игровых возможностей, разворачивании сюжета,  тем самым усложняя себе задачи в умении распределить роли, договориться с детьми из другого центра о взаимодействии. Во время осуществления выбора у ребят возникают дискуссии по поводу организации своей деятельности. Они учатся договариваться, находить компромиссы («Сначала я немного поиграю, а потом поменяемся», «Пойдем со мной играть в конструктор» и другие).

Таким образом, экран является понятным детям по содержанию, а также предоставляет возможность выбирать и менять свой выбор в зависимости от собственных предпочтений. Ребята стали охотно планировать свое свободное время, приглашать партнеров для той или иной игры, договариваться.

Во время работы детей в центрах активности воспитатель может:

- работать в одном из центров;

- переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;

- переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;

- наблюдать за конкретным ребенком.

Расширяя функции экрана выбора, решила использовать его при делении детей на группы не только в свободной игровой деятельности, но и в непосредственно - образовательной деятельности.  Для этого доработала экран, приклеила дополнительные  кармашки поверх  эмблем центров. Таким образом, ребят можно разделить по количеству необходимых групп, используя условные обозначения, которые могут  меняться в соответствии с сезоном, темой недели и других групповых событий (Приложение 2).

Данная деятельность открывает больше возможностей для  детского кооперирования, выстраивания более разнообразно - познавательного и творческо - коллективного  взаимодействия дошкольников. А также позволяет не оставить постоянным состав микрогрупп.

Также экран выбора помогает при проведении групповых сборов, когда нужно обратить внимание на появление нового материала в центрах развития по изучаемой теме. В своей работе использую два варианта:

       1 вариант – дети выбирают центры по своему желанию и расходятся в соответствии со своим выбором. Обнаруживая в нем новую игру или  незнакомый материал, совещаются по поводу определения функций и возможностей применения находки. По сигналу возвращаются ко мне, и каждая группа рассказывает всем о том, что нового появилось,  делятся своей информацией, выслушивают  другие подгруппы, делают выводы. В конце недели, на итоговом мероприятии при необходимости, закрепляем материал.

2 вариант – дошкольники, обходя группу, находят что-нибудь новенькое

и ставят картинку в соответствующий центр.

Делая вывод об эффективности использования экрана выбора, можно отметить то, что он позволяет детям среднего дошкольного возраста самостоятельно делать выбор,  проявлять свою инициативу, принимать решения, планировать свою деятельность, выбирать материалы и партнеров для игры, распределять обязанности в совместной работе. Также учатся нести ответственность за свой выбор, управлять своим временем.

Данный вид деятельности можно организовать в любом детском саду, при этом не важно, какие технологии используют воспитатели. Эффективность не зависит от опыта детей и опыта педагога, достаточно обсудить с воспитателями правила по которым они будут  вести игровую и развивающую деятельность.

Список используемой литературы:

1. Опыт внедрения ФГОС дошкольного образования в Красноярском крае:         сборник статей /составленных Л. Г. Обросова , Р. А. Васильева Красноярск 2015-104с.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155

   «Об утверждении федерального государственного образовательного стандара дошкольного образования» ( Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

3. Свирская Л. В.

   Детский совет : методические рекомендации для педагогов / Л. В.

   Свирская. – М.: Издательство « Национальное образование», 2015 – 80с:                                                     ил. – (Серия « Вдохновение»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...