«Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта»
проект (средняя группа)
В материале отражена деятельность педагога в процессе работы с дошкольниками при выполнении проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-proekt.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Ганжела Е.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 1 Пушкинского района
Санкт-Петербург
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
Семинар ПРОЕКТ
«Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта»
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целенаправленность и результативность.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Очень важно, чтобы проектная деятельность была грамотно спланирована и организована педагогом ДОУ, т.к. это имеет большое значение для развития познавательных интересов, расширяет знания об окружающем мире, развивает коммуникативные и регуляторные способности дошкольников. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Эти знания дети получают в процессе реализации проекта. Они сами ставят вопросы и педагог направляет их деятельность таким образом, чтобы дети сами получили ответы на поставленные вопросы. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Проектная деятельность вызывает большой интерес у детей. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей, она становится более разнообразной, интересной. Основная цель проектного метода - развитие свободной творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Но эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым ребенком и родителем. Это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Педагогическая значимость проектного метода:
• Проектный метод является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного, жизненного опыта ребенка;
• Проектный метод исходит из детских потребностей и интересов, а также познавательных возможностей каждого ребенка;
• Проектный метод хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему;
• Проектный метод отражает деятельный подход в воспитании и отражает субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Условия для успешного проектирования:
учет интересов каждого ребенка;
деятельность детей без принуждения;
предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
совместно с взрослым поэтапное достижение цели;
тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Индивидуальные и коллективные проекты
Индивидуальный проект выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Поэтому огромную роль имеет индивидуальная работа дошкольника при организации проекта.
Проекты различаются:
• По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
• По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
• По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
• По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
• По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
• По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Осуществление проектной деятельности в дошкольном учреждении предусматривает следующие этапы:
- подготовительный (анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождение противоречия, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, разделение цели на «веер задач», формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций, инструктирование);
- основной (работа над проектом, моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, создание проекта, его оформление);
- завершающий (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и новых тем проекта).
Вывод:
Цель индивидуальной работы в ходе выполнения проекта
- создании условий для всестороннего развития личности ребёнка и реализации потенциала, заложенного в нём природой. Реализовать поставленную цель позволяет последовательное решение задач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта"
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВВ ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА...
Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проектов
Проектная деятельность в ДОУ...
Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирова...
Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность....
Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта (из опыта работы воспитателя старшей группы)
Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых ме...
Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта.
Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта. Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ ...
Организация индивидуальной работы дошкольников в ходе выполнения проекта.
Ни для кого не станет открытием тот факт, что проектная деятельность не является принципиально новым направлением в педагогике, основными итогами метода проектов являются: обеспечение вариативности, с...