Консультация для педагогов "Шахматы для детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Иванова Зоя Ильгизаровна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_shahmaty.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Шахматы для детей старшего дошкольного возраста»

Если вы любите какое-то дело, то вам, как правило, не сложно научить других этому ремеслу. Для организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру, а также жгучее желание сделать что-то очень хорошее для своих любимых детей. Я говорю о самом элементарном уровне владения игрой, чтобы ребенок знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход. Практически каждый родитель, особенно тот, который сам не владеет умением играть в шахматы, желает, чтобы его дитя умело играть в эту древнюю игру, но не каждому ребенку эта игра интересна (из собственного опыта знаю).

Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6 лет, А. Алехин, В. Смыслов – почти в 7. Практически все знаменитые люди умеют передвигать шахматные фигуры на доске, и весьма неплохо. Свой досуг за шахматной доской проводили и русские писатели: А. Пушкин, Л. Толстой и другие. Автор многочисленных книг И. Сухин пишет, что можно начинать ознакомление детей с 2,5 лет.

Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности. Начать это делать следует всем и каждому.

Через шахматы родители, воспитатели, учителя могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления: умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое и критическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка,   уверенность в себе. Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами.

Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.

Итак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна:

Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге "Шахматы для самых маленьких", можно придумать свои истории.

Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.

В-третьих, чтобы выучить ход пешки, так как короны у неё нет, она просто участница партии, а не фигура, следует купить кегли-солдатики. И при изучении пешки использовать эти кегли. Детям нравится!

В-четвертых, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.

В-пятых, конечно же иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров.

В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях обязательно проводите физкультминутки, подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность. Каждое занятие по шахматам завершайте подведением итогов по определённой теме. Это могут быть конкурсы, литературно-шахматные викторины, выставки, аппликации, различные варианты вопросов, проверочные занятия, работы со схемами.

На занятиях познавательного развития я ставила себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и её ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника.

Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности, и являются залогом отличного школьного обучения.

Играйте в шахматы со своими детьми! Это доставит всем удовольствие!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста модификации подвижных игр"

Консультация предназначена для воспитателей старших и подготовительных к школе групп. В ней представлен небольшой опыт работы, направленной на повышение интереса дошкольников к подвижным играм, развит...

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

Консультация. Физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

Это методический материал в помощь инструктору по физической культуре о строении и особенностях развития организма ребенка старшего дошкольного возраста....

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В консультации говориться о том, что у детей с общим недоразвитием речи накопление словарного запаса происходит постепенно и замедленно. Их словарный запас отличается скудностью и однообразием. Особен...

Групповая консультация "Страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста"

Групповая консультация «Страхи и тревожность у детей старшего дошкольного возраста»Цель: познакомить педагогов с результатами обследования эмоционально – волевой сферы детей 5-7 лет, обобщить пон...