Описание предметно- пространственной среды
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Характеристика предметно-развивающей среды группы «Колокольчики» МАДОУ №75 г. Красноярск.
Предметно - пространственная развивающая среда группы организована с учѐтом требований ФГОС, где чѐтко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребѐнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учѐта половых и возрастных различий детей.
Предметно – пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.
Каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом. Одна из основных черт ребёнка – инициативность, самостоятельность, поэтому окружающая среда содержит достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям. В приемной нашли свое место доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят, а так же контейнер с оставленными вещами «Потеряшка»
Направление: Художественно — эстетическое развитие.
Центр «Творческая мастерская» стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащает их тактильные ощущения.
Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, развития воображения, мелкой моторики рук.
В данном центре находится материалы и оборудование для художественно-творческой деятельности детей: рисования, лепки и аппликации (бумага, трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.
Для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. К данному центру имеется свободный доступ.
Направление: Речевое развитие.
Центр книги Книжная карусель» предполагает проведения занятий как индивидуально так и в подгруппах, А так же становится одним из центров самостоятельной деятельности детей.
Цель создания центра развития речи – оптимизация и организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей детей Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказки. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке имеются фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения. Так же в уголке есть дидактические игры для развития мелкой моторики, комплекс пальчиковых игр.
Направление «Познавательное развитие»
Патриотический центр «Наша Родина». В среднем дошкольном возрасте уже начинают формироваться нравственные привычки и умения, обогащается опыт нравственно-патриотических ценностей, задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: это образ я, семья и ближайшее окружение, детский сад, красивые места родного города, достопримечательности, знакомые объекты- магазин, больница, улица.
В центре помещена государственная символика родного города и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с национальными костюмами, и бытом. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Мой город», «Достопримечательности Красноярска», «Города России», «Неофициальные символы России». А так же приложены фотографии детей на фоне достопримечательностей города, и детские работы с изображением Красноярска. Материал меняется, вносится в зависимости от темы недели.
Работая по темам недели, оформляются мини-музеи, выставки в группе.
Центр конструирования «Строительный», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы. Конструктор размещен как в контейнерах, так и на подвижных платформах, что позволяет организовывать конструктивную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально.
В центре строительно-конструктивных игр, в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов; тематические наборы LEGO,деревянный, блочный, кубики, строительные наборы (брусочки, арки, конусы), напольные конструкторы, конструкторы-трансформеры, магнитные, суставные конструкторы и т.д.
Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
Центр театрализованной деятельности - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Театральная деятельность дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяет дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивает их способности в различных видах деятельностей. Является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в костюмированных постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. В центре представлены различного вида театры; кукольный, настольный, фланелеграф, пальчиковый, на стаканчиках, на дисках, театр перчаток, теневой, на ложках, магнитный, настольный и др. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей,
костюмы, декорации, атрибуты для разыгрывания сказок и представлений.
Центр «Веселые нотки» - это место, где дети познают музыку, расширяют представления о ней, ее красоту. Развивает воображение, творческое мышление, активизирует эмоциональную сферу, способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами.
Для успешного музыкального развития в центр музыки были помещены различные виды инструментов; шумовые (маракасы, трещотки), ударные (бубны, барабаны, мелофоны), клавишные (синтезатор, баян), струнные (балалайка, гитара), духовые (саксофон, губная гармошка, флейта)
Для обыгрывания сюжетно ролевых игр, музыкальных представлений, внесена атрибутика; микрофон, костюмы, головные уборы.
В группе создана фонотека, в которой находятся записи детских песен, классической и народной музыки, различные музыкальные сказки, а также музыкальные игры. Имеются дидактические игры на развитие звуковысотного слуха: «Птицы и птенчики», развитие ритмического слуха: «Кто как идет?» На развитие тембрового и динамического слуха: «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент».
Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах.
.
.
Центр «Природы и экспериментирования».
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Поэтому для детей средней группы оформлен «Центр природы и экспериментирования».
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями , формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь мы создаём условия для наблюдения за комнатными растениями.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?».
Расположен не посредственно у окна. Богат разнообразными комнатными растениями, инструментами для ухода за растениями.
Материалы для проведения опытов в центре экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Имеется одноразовая посуда, колбочки, баночки, пипетки, соломинки, схемы экспериментов и опытов, лупы, микроскоп, разнообразные сыпучие материалы, природные материалы, воронки, разносы и др.
Разнообразное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
В центре «Безопасности» Создан для привлечения внимания детей к безопасности на дорогах (ПДД), на улицах, дома, при пожаре. Центр оснащён хорошим дидактическим пособием -макетом улицы, дороги, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков, где дети могут обыгрывать различные ситуации на дороге. Внесены необходимые атрибуты, игрушки, дидактические игры, детская литература созданная руками воспитателей.
Центр безопасности в группе помогает детям знакомится с правилами и нормами безопасного поведения, приобретения ценностей здорового образа жизни.
Направление: Социально-личностное развитие.
Формирование основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, происходит через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.
Центр «Сюжетно – ролевых игр» место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее значимых для него развития сфер жизни. Размещен, и организован в соответствии с возрастными особенностями, у ребенка есть выбор: с кем и где играть. Подбор материалов и оборудования определяется особенностями детей, и соответствует современным реалиям, размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр разделен на несколько зон:
«Салон красоты» где размещены игрушки для обыгрывания соответствующей сюжетно ролевой игры: косметические принадлежности (муляжи), инструменты парикмахера, парфюмерия и косметика (муляжи).
«Больница» в этом уголке размещены муляжи лекарств, медицинские инструменты, врачебная тележка и стойка.
«Мой дом» уголок создан для обыгрывания семейной жизни. Поэтому там присутствуют соответствующие атрибуты детская пластиковая мебель: стол, стулья, табуретки, кухонная стойка. Добавлены игрушки для реализации и обыгрывания семейной жизни: игрушечная бытовая техника, посуда, столовые приборы, муляжи продуктов питания.
Для сюжетно ролевой игры «Дочки-матери» добавлены следующие атрибуты: коляска, кроватка-качалка, качели, столик для кормления, различные виды кукол.
«Супермаркет» создан для реализации сюжетно ролевой игры имитирующей работу в магазине, поход за продуктами. В нем находятся такие игрушки как: Касса, продуктовые корзины, продуктовые сумки муляжи денег, муляжи продуктов, овощей, фруктов, ягод.
Для детей подготовительной группы очень интересен уголок «Почта», в которой размещены атрибуты для игры: Почтовые бланки, конверты, марки, муляжи посылок, газеты, журналы, почтовый ящик, сумка и фуражка почтальона, Ребята очень любят писать письма, отправлять поздравительные открытки, подписывать конверты и конечно доставлять почту адресату.
Центре «Сюжетно–ролевых игр» оборудование ипособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».
Направление: Физическое развитие.
Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни.
Создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание "Предметно-пространственной среды. МБДОУ № 13 "Звездочка". Старшая группа
Предметно-пространственная среда, старшая группа МБДОУ №13 "Звездочка".https://youtu.be/41qA8-EQxac...
описание предметно-пространственной среды
Построение предметно-развивающей среды в средней группе "Знайки" в соответствии с ФГОС.МБДОУ № 104/ г. КрасноярскВоспитатель: Михайлова М.Е. Развивающая предметно- пространственная сред...
описание предметно-пространственной среды
опсание предметно-пространсвенной среды по центрам развития...
Описание предметно пространственной среды группы 2018 год
подробное описание предметно пространственной среды группы на 2018-2019 учебный год в младшей группе...
Описание предметно - пространственной среды группы 2019г.
В статье описаны подходы к формлению среды, название игровых центров, их наполняемость....
Описание предметно пространственной среды группы 2019 год
В этом году воспитанники нашей группы перешли в средний возраст. Всё пространство группы переделано под различные виды активности детей. Ведущим видом деятельности данного возраста является "Обра...
Описание предметно - пространственной среды группы
Игра является ведущим видом деятельности ребёнка. Поэтому нужно проявлять большой интерес к созданию и обновлению предметно-развивающей среды в группе....