«Нетрадиционная организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
методическая разработка

« Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным

 – вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский.

Слайд 1 о

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.46 МБ
Файл prilozhenie_1.docx27.72 КБ
Файл prilozhenie_2.docx17.01 КБ
Файл tablitsa.docx17.01 КБ
Файл dokument_microsoft_word_1.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нетрадиционная организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» воспитатель МБДОУ « Солнышко» Топоркова Анна Владимировна

Слайд 2

Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26.09.2013); Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа ДОО Нормативная правовая база системы дошкольного образования для организация ОД в соответствии с ФГОС ДО

Слайд 3

« Закон об образовании » предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач: сохранение здоровья ребёнка; развитие базовых качеств личности; построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ Организованная образовательная деятельность согласно ФГОС ДО

Слайд 4

Календарно-тематическое планирование Совместная образовательная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Создание предметно-развивающей среды Взаимодействие с родителями Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах

Слайд 5

Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым» ООД - основная форма обучения в детском саду.

Слайд 8

Основной закон детской природы состоит в том, что «дитя» требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью. Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. К. Д. Ушинский Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Слайд 9

Признаки нетрадиционного занятия: Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной. Привлекаются для организации занятия люди разных специальностей. Эмоциональный подъем воспитанников через оформление группы, рабочей доски, использование музыки, видео, ИКТ. Организация и выполнение творческих заданий. Обязательное планирование занятия заранее. Четко определять 3-и дидактические задачи. Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

Слайд 10

Нетрадиционные занятия Нетрадиционная форма Содержание Занятие – творчество Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», « Придумаем несуществующее животное. Растение». Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности. Занятие – сказка Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой. Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты». Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети. Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом. Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и другими. Занятие – рисунки-сочинения Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

Слайд 11

Занятие -КВН

Слайд 12

Занятие -мастерская

Слайд 13

Занятие -экскурсия

Слайд 15

Экскурсия в осенний парк

Слайд 16

Методика подготовки и проведения занятия в нетрадиционной форме Нецелесообразно слишком часто обращаться к подобным формам, т. к. это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения; Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии; Нетрадиционное занятие должно быть занимательным; На нетрадиционном занятие должна царить, атмосфера добра, творчества, радости.

Слайд 17

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов : 1. Замысел. 2. Организация. 3. Проведение. 4. Анализ. В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики : • Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности; • Любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов; • Построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

Слайд 18

Вывод: Во-первых , это четкость, компактность, большая информативность учебного материала - занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов на занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности.

Слайд 19

« Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский .



Предварительный просмотр:

Соотношение видов детской деятельности и форм образовательной деятельности

Двигательная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-игровая беседа с элементами движений;

-интегрированная деятельность;

-утренняя гимнастика;

-совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

-игра;

-контрольно- диагностическая деятельность;

-экспериментирование;

-физкультурное занятие;

-спортивные и физкультурные досуги;

-спортивные состязания;

-проектная деятельность

-игровая беседа с элементами движений;

-интегрированная деятельность;

-утренняя гимнастика;

-совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

-игра;

-контрольно- диагностическая деятельность;

-экспериментирование;

-физкультурное занятие;

-спортивные и физкультурные досуги;

-спортивные состязания;

-проектная деятельность

-двигательная активность в течение дня;

-игра;

-утренняя гимнастика;

-самостоятельные спортивные игры и упражнения и др.

Игровая деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-наблюдение;

-чтение;

-игра;

-игровое упражнение;

-проблемная ситуация;

-беседа;

-совместная с воспитателем игра;

-совместная со сверстниками игра;

-индивидуальная игра;

-праздник;

-экскурсия;

-ситуация морального выбора;

-проектная деятельность;

-интегрированная деятельность;

-коллективное обобщающее занятие

-игровое упражнение;

-совместная с воспитателем игра;

-совместная со сверстниками игра;

-индивидуальная игра;

-ситуативный разговор с детьми;

-педагогическая ситуация;

-беседа,

-ситуация морального выбора;

-проектная деятельность;

-интегрированная деятельность

-сюжетно- ролевая игра;

-игры с правилами;

-творческие игры

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

 -совместные действия;

-наблюдения;

-поручения;

-беседа;

-чтение;

-совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

-рассматривание;

-дежурство;

-игра;

-экскурсия;

-проектная деятельность

Элементарный бытовой труд по инициативе ребенка

Познавательно - исследовательская деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-сюжетно- ролевая игра;

-рассматривание;

-наблюдение;

-чтение;

-игра- экспериментирование;

-развивающая игра;

-экскурсия;

-интегрированная деятельность;

-рассказ;

-беседа;

-создание коллекций;

-проектная деятельность;

-экспериментирование;

-проблемная ситуация

-рассматривание;

-наблюдение;

-чтение;

-игра-экспериментирование;

-развивающая игра;

-ситуативный разговор с детьми;

-экскурсия;

-интегративная деятельность;

-конструирование;

-исследовательская деятельность;

-рассказ;

-беседа;

-создание коллекций;

-проектная деятельность;

-экспериментирование;

-проблемная ситуация

-познавательно – исследовательская деятельность по инициативе ребенка

Коммуникативная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-чтение;

-беседа о прочитанном;

-обсуждение;

-рассказ;

-беседа;

-рассматривание;

-игровая ситуация;

-дидактическая игра;

-интегративная деятельность;

-инсценирование;

-викторина;

-игра- драматизация;

-показ настольного театра;

-разучивание; стихотворений;

-театрализованная игра;

-режиссерская игра;

-проектная деятельность;

-интегрированная деятельность;

-решение проблемных ситуаций;

-разговор с детьми;

-создание коллекций;

-игра

-ситуация общения в процессе режимных моментов;

-дидактическая игра;

-чтение;

-словесная игра на прогулке;

-наблюдение на прогулке;

-труд;

-игра на прогулке;

-ситуативный разговор;

-беседа;

-беседа после чтения;

-экскурсия;

-интегративная деятельность;

-разговор с детьми;

-разговор с детьми;

-разучивание стихов и потешек;

-сочинение загадок;

-проектная деятельность;

-разновозрастное общение;

-создание коллекций

-сюжетно- ролевая игра;

-подвижная игра с текстом;

-игровое общение;

-общение со сверстниками;

-хороводная игра с пением;

-игра- драмматизация;

-чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка;

-дидактического игра

Восприятие художественной литературы и фольклора

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-чтение;

-обсуждение;

-рассказ;

-беседа;

-игра;

-инсценирование;

-викторина

-ситуативный разговор с детьми;

-игра (сюжетно - ролевая, театрализованная);

-продуктивная деятельность;

-беседа;

-сочинение загадок;

-проблемные ситуации

-игра;

-продуктивная деятельность;

-рассматривание;

-самостоятельная деятельность в книжном уголке и театрализованном уголке

Изобразительная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-занятия (аппликация, лепка, рисование, конструирование и художественное конструирование);

-изготовление украшений, декораций, подарком, предметов для игр;

-экспериментирование;

-рассматривание эстетически привлекаемых объектов природы, быта, произведений искусства;

-игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);

-тематические досуги;

-выставки работ декоративно- прикладного искусства, репродукций произведений живописи;

-проектная деятельность;

-создание коллекций

-наблюдение;

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы;

-игра;

-проблемная ситуация;

-конструирование из песка;

-обсуждение (произведения искусства, средств выразительности и др.);

-создание коллекций

-украшение личных предметов;

-игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые);

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

-самостоятельная изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-слушание музыки;

-экспериментирование с музыкой;

-музыкально- дидактическая игра;

-шумовой оркестр;

-разучивание музыкальных игр и танцев;

-совместное пение;

-импровизация;

-беседа интегрированного характера;

-интегрированная деятельность;

-совместное и индивидуальное музык. исполнение;

-музыкальное упражнение;

-попевка;

-распевка;

-двигательный пластический танцевальный этюд;

-творческое задание;

-концерт- импровизация;

-танец;

-музыкальная сюжетная игра

-слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов;

-музыкальная подвижная игра на прогулке;

-интегрированная деятельность;

-концерт – импровизация на прогулке

-музыкальная деятельность по инициативе ребенка

Конструирование из разного материала

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельность деятельность детей

-занятия (конструирование и художественное конструирование);

-экспериментирование;

-рассматривание эстетически привлекательных объектов;

-игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые);

-тематические досуги;

-проектная деятельность;

-конструирование по образцу, модели, условиям, теме, замыслу;

-конструирование по простейшим чертежам и схемам

-наблюдение;

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы;

-игра;

-игровое упражнение;

-проблемная ситуация;

-конструирование из песка;

-обсуждение (произведение искусства, средств выразительности и др.)

-игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые);

-рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства;

-самостоятельная конструктивная деятельность

Детская деятельность в образовательном процессе

№ пп

Деятельность

Виды деятельности

1

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условий (в отличие от его реальной жизненной)позиции

Творческие игры:

- режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);

-сюжетно- ролевые;

-игры- драматизации;

-театрализованные;

-игры со строительным материалом (со специально заданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п.; с природным материалом;  с бросовым материалом);

-игры-фантазирование;

-импровизированные игры – этюды.

Игры с правилами:
-дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные – игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);

-подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т.п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой);

-развивающие;

-музыкальные;

-компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии, обучающие)

2

Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира

Экспериментирование, исследование, моделирование:

-замещение;

-составление моделей;

-деятельность с использованием моделей;

-по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное)

3

Коммуникативная деятельность – форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижений общего результата

Формы общения со взрослым:

-ситуативно - деловая

-внеситуативно  – познавательная;

-внеситуативно - личностная

Формы общения со сверстниками:

-эмоционально- практическая;

-внеситуативно- деловая;

-ситуативно- деловая

Конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения

4

Двигательная деятельность – форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции

Гимнастика:

-основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);

-строевые упражнения;

-танцевальные упражнения;

-с элементами спортивных игр (летние и зимние виды спорта)

Игры:

-подвижные;

-с элементами спорта

Простейший туризм

Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др.

5

Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть /потрогать/ почувствовать

Самообслуживание;

Хозяйственно- бытовой труд;         

Труд в природе;

Ручной труд

6

Изобразительная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт

Рисование, лепка, аппликация

7

Конструирование из различных материалов – это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь

Конструирование:

-из строительных материалов;

-из коробок, катушек и другого бросового материала;

-из природного материала

Художественный труд:

-аппликация;

-конструирование из бумаги

8

Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя

Восприятие музыки

Исполнительство (вокальное, инструментальное):

-пение;

-музыкально- ритмические движения;

-игры на детских музыкальных инструментах

Творчество (вокальное, инструментальное):

-пение;

-музыкально- ритмические движения;

-музыкально- игровая деятельность;

-игра на музыкальных инструментах

9

Восприятие художественной литературы и фольклора  - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживанием героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях

Чтение (слушание);

Обсуждение (рассуждение);

Рассказывание (пересказывание), декламация;

Разучивание;

Ситуативный разговор

4

-подвижные;

-с элементами спорта

Простейший туризм

Катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах и др.

5

Самообслуживание и элементы бытового труда – это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть /потрогать/ почувствовать

Самообслуживание;

Хозяйственно- бытовой труд;         

Труд в природе;

Ручной труд

6

Изобразительная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт

Рисование, лепка, аппликация

7

Конструирование из различных материалов – это форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь

Конструирование:

-из строительных материалов;

-из коробок, катушек и другого бросового материала;

-из природного материала

Художественный труд:

-аппликация;

-конструирование из бумаги

8

Музыкальная деятельность – это форма активности ребенка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя

Восприятие музыки

Исполнительство (вокальное, инструментальное):

-пение;

-музыкально- ритмические движения;

-игры на детских музыкальных инструментах

Творчество (вокальное, инструментальное):

-пение;

-музыкально- ритмические движения;

-музыкально- игровая деятельность;

-игра на музыкальных инструментах

9

Восприятие художественной литературы и фольклора  - форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживанием героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях

Чтение (слушание);

Обсуждение (рассуждение);

Рассказывание (пересказывание), декламация;

Разучивание;

Ситуативный разговор



Предварительный просмотр:

В виде учебной деятельности

Через организацию детских видов деятельности

Позиция Ребенок Взрослый

Ребенок- объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека.

Взрослый- главный, он руководит и управляет ребенком.

Ребенок и взрослый- оба субъекты взаимодействия. Они равны по

значимости, каждый в равной степени ценен, хотя взрослый, конечно, и старше и опытнее.

Активность

Активность взрослого выше, чем

активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

Активность ребенка не меньше, чем

активность взрослого.

Основная деятельность

Основная деятельность - учебная.

Главный результат учебной Деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения, навыки детей. Активность детей нужна для достижения этих целей.

Основная деятельность - детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность.

Сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и

окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких норм и правил. Цель - подлинная активность(деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков- побочный эффект этой активности.

Основная модель организации

образовательного процесса

Основная модель организации образовательного процесса- учебная.

Основная модель организации образовательного процесса- совместная

деятельность взрослого и ребенка.

Основная форма работы с детьми

Основная форма работы с детьми-занятие.

Основная форма работы с детьми-рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация

проектов, мастерская и т.д.

Мотивы обучения

Мотивы обучения на занятии не связаны с интересом детей к самой

учебной деятельности. «Удерживает» на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится украшать занятия наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого- вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации

освоения непривлекательных для детей предметных знаний»

Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности.

Организация детей

Все дети обязательно должны присутствовать на занятии.

Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан

предоставить ему возможность выбора-участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

Образовательный процесс

Образовательный процесс в значительной степени регламентирован.

Главное для взрослого- двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в

котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей.

Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования

фактического материала, отдельных методов и приемов и др., но не как

«готовый образец» образовательного процесса.

Процесс обучения в детском саду                                     Приложение № 1



Предварительный просмотр:

В виде учебной деятельности

Через организацию детских видов деятельности

Позиция Ребенок Взрослый

Ребенок- объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека.

Взрослый- главный, он руководит и управляет ребенком.

Ребенок и взрослый- оба субъекты взаимодействия. Они равны по

значимости, каждый в равной степени ценен, хотя взрослый, конечно, и старше и опытнее.

Активность

Активность взрослого выше, чем

активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

Активность ребенка не меньше, чем

активность взрослого.

Основная деятельность

Основная деятельность - учебная.

Главный результат учебной Деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения, навыки детей. Активность детей нужна для достижения этих целей.

Основная деятельность - детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность.

Сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и

окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких норм и правил. Цель - подлинная активность(деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков- побочный эффект этой активности.

Основная модель организации

образовательного процесса

Основная модель организации образовательного процесса- учебная.

Основная модель организации образовательного процесса- совместная

деятельность взрослого и ребенка.

Основная форма работы с детьми

Основная форма работы с детьми-занятие.

Основная форма работы с детьми-рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация

проектов, мастерская и т.д.

Мотивы обучения

Мотивы обучения на занятии не связаны с интересом детей к самой

учебной деятельности. «Удерживает» на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится украшать занятия наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого- вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации

освоения непривлекательных для детей предметных знаний»

Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности.

Организация детей

Все дети обязательно должны присутствовать на занятии.

Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан

предоставить ему возможность выбора-участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

Образовательный процесс

Образовательный процесс в значительной степени регламентирован.

Главное для взрослого- двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в

котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей.

Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования

фактического материала, отдельных методов и приемов и др., но не как

«готовый образец» образовательного процесса.

Процесс обучения в детском саду                                     Приложение № 1



Предварительный просмотр:

«Нетрадиционная организация образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС  ДО».

« Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным

 – вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский.

Сегодня в обществе идет становление новой системы  дошкольного образования. Основополагающими документами  нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

•      Конвенция ООН о правах ребенка

•       Конституция Российской Федерации

•      Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»

•      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

•      «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

•      Санитарно-эпидемиологические требования к  устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

 «Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ  

Главная особенность организации ОД в ДОУ на современном этапе:

  • уход от учебной деятельности (занятий),
  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  • включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника  является умелое включение его в образовательную деятельность которая строится на адекватных формах  работы с детьми и индивидуальном  подходе.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

  • Образовательная деятельность в режимных моментах;
  • Организованная  образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности

ООД - основная форма обучения в детском саду.

ООД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др.  Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

         Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В основе  ФГОС ДО  лежит  важнейший  дидактический принцип  - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат  которого  -  успешность воспитания и образования детей  в ДОУ.  ООД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие занятий от организованной образовательной деятельности?

И прежде всего это отличие в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его  индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

За годы существования системы дошкольного образования наиболее

распространённой моделью организации образовательного процесса была модель,

включающая три составляющие:

- проведение занятий (в соответствии с расписанием на которых решались

образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по

разделам)

-решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в

ходе режимных моментах совместной деятельности взрослого и детей (утренний

приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и т. д.)

- закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе

и самостоятельной деятельности;

Следовательно, ОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой – это основной вид детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста;

- Двигательной-двигательный режим  - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и  самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности;

Коммуникативной – которая предполагает широкий

взгляд на речевое развитие детей, а также на использование разных форм: беседу, ситуативные задачи, общение на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, сюжетные игры, напоминания и т.д.;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд  – основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд;

Познавательно-исследовательской- этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение  проблемных ситуаций;

Продуктивной - такой вид деятельности предполагает не только рисование, лепку, аппликацию и т.д., но и проектную деятельность, в которую могут включаться родители, старшие дошкольники и другие участники образовательного процесса;

Восприятие художественной литературы и фольклора - этот вид деятельности понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации.

Следовательно, так изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

     Развитие видов деятельности осуществляем в совместной деятельности со взрослыми, затем - в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Каждого педагога волнуют такие вопросы: как сделать каждое занятие интересным, увлекательным, добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность воспитанника.

              Современные педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса. Большой потенциал для решения этих задач содержат нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания.

          Применение нетрадиционных методик помогает уйти от монотонности, позволяет учить детей в сотрудничестве, даёт возможность воспитанникам раскрыться с новых сторон. 

      Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

    Эффективность нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна.

Каким бы опытным воспитатель или педагог не был, ему всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Признаки нетрадиционного занятия:

• Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

• Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.

• Привлекаются для организации занятия люди разных специалистов.

• Эмоциональный подъем воспитанников через оформление группы, рабочей  доски, использование музыки, видео.

• Организация и выполнение творческих заданий.

• Обязательное планирование занятия заранее.

• Четко определять 3-и дидактические задачи.

• Творчество воспитанников должно быть направлено на их развитие.

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

• Занятия-путешествия.

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-фантазии.

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?). 

Методика подготовки и проведения занятия в нетрадиционной форме

• Нецелесообразно слишком часто обращаться к подобным формам, т. к. это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения;

• Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии;

• Нетрадиционное занятие должно быть занимательным;

• На нетрадиционном занятие должна царить, атмосфера добра, творчества, радости.

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

 2. Организация.

 3. Проведение.

 4. Анализ.

В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики:

• Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности;

• Любое занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов;

• Построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.

            Таким образом, нетрадиционные занятия имеют отличительные особенности.

      Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного

материала - занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

          Второй особенностью является логическая взаимообусловленность,

взаимосвязь интегрированных предметов на занятиях обеспечивается

взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через

разнообразные виды деятельности.

  Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

       Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать

внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников.

Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников формируется эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повышается творческая активность, самостоятельность, инициативность, снижается напряженность, скованность, поведение становится более открытым.

         Преимущества нетрадиционных занятий заключается в повышении мотивации

обучения, во время которого какое-либо явление рассматривается с нескольких

сторон, формируя познавательный интерес.

         Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, нетрадиционные

занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать

и обобщать ее, делать выводы.

      Так как проходят они в легкой, игровой форме, то и переносятся намного легче, чем занятия по отдельным предметам. Дети не перенапрягаются и занимаются с большим интересом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ"

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тест...

Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Становление новой системы  дошкольного образования...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОСДО «Пожарная машина»

Интегрированное занятие по конструированию «Пожарная машина»(Коллективная работа)Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество».ЗадачиОбра...

Презентация "Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"в средней группе

Материал презентации может быть использован как пример для педагогов при организации  предметно - развивающих уголков в группе...

«Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех...