публичная лекция:" Значение лего - конструирования в развитии детей".
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Значение лего - конструирования в развитии детей.
Конструктор Лего появился в 50-х годах. Отцом знаменитых сегодня во всем мире игрушек LEGO является плотник из Дании, Ол Кирк Кристиансен,
который в 1932 году открыл свой маленький бизнес по производству столярных изделий. Тогда основным производством в его мастерской было изготовление лестниц и гладильных досок. В том же году мастер Кристиансен принял решение дополнительно производить и детские игрушки из дерева.
Название ЛЕГО возникло из датской фразы «leggodt» что означает
«увлекательная игра , также в переводе с латыни данное выражение означает «я учусь»
«я складываю»
Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки.
Я хочу вам напомнить, что введение федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной из которых является технология-ЛЕГО. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Основное требование ФГТ – интегративные связи между образовательными областями. Интеграцию можно легко осуществить с помощью внедрения в образовательный процесс ЛЕГО-технологии.
Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дошкольники учатся конструировать «шаг за шагом». Обучение «шаг за шагом» позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе, и позволяет ему перейти к следующему этапу в обучении.
Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.
В непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с основными видами конструирования:
Конструирование по образцу — когда есть образец постройки, выполненный из деталей конструктора, и показ способа ее воспроизведения.
При конструировании по условиям — образца постройки нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам имеет моделирующий характер самой деятельности. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. В процессе такого конст
руирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры.
Я думаю, вам будет интересно узнать, что элементы лего-конструктора можно использовать в дидактических играх и упражнениях.
Во время реализации лего-технологии я наблюдаю, что дети, экспериментируя с элементами лего, учатся самостоятельно творить, моделировать, конструировать. У них формируется умение обсуждать ход работы в парах, в группах. Учатся добру, помогают друг другу. А как они радуются когда видят созданную ими поделку!
Конечно же, развивается не только творчество детей, но и воображение, фантазия – а мы с вами знаем, что она безгранична у детей.В непринуждённой игре дети легко и всестороннее развиваются, у них вырабатывается познавательный интерес, креативность, наблюдательность. Ведь игра – это состояние души, это веселый опыт познания реальности. И мы с вами знаем, что играя дети создают собственные миры, осваивают их, восстанавливают прошедшие, будущие события. Ну а познавая, подскажите мне пожалуйста коллеги, что приобретают дети? (ЗАЛ) да, познавая, они приобретают умения и знания.
Уважаемые коллеги! Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что лего-конструирование - это место, где можно показать свои возможности, это интересно, азартно, весело.
Использование Лего-технологии в продуктивной
(конструктивной) деятельности детей 3-7 лет.
Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности – одна из задач психолого-педагогической работы с детьми 3-7 лет по реализации образовательной области «Познание» в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Решению данной задачи способствует лего-технология, которую можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет.
Лего-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Лего-технология объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, в процессе которых у детей развиваются различные группы мышц, моторика рук, познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, а также творческие способности. Учет возрастных особенностей детей – важный аспект в использовании лего-технологии как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной детской деятельности.
С детьми 3-4 лет используются лего-наборы, преимущественно крупного размера, имеющие несложные соединения деталей. На первом этапе необходимо провести знакомство с лего-деталями. Далее научить детей классифицировать элементы конструктора, показать варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения деталей. Дети в этом возрасте должны уметь выполнять словесные инструкции педагога в процессе действия с лего-конструктором. Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на этом этапе. На втором этапе, акцентируя внимание детей на процессе конструирования, необходимо формировать у них умение выделять в предметах пространственные характеристики: "высокая башенка - низкая башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка", а также цвет деталей, построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый и др) и форму (квадрат, прямоугольник). Конструирование детьми 3-4 лет осуществляется по образцу педагога, по теме. Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельностьс дошкольниками по принципу возрастной адекватности, можно провести развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали конструктора», «Найди деталь такого же цвета, как у меня на карточке», «Найди по описанию деталь конструктора», «Передай по кругу деталь такой формы и такого цвета» и др. Результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на втором этапе будет несложная лего-постройка (герой или неодушевленный предмет). Конечно, любая лего-постройка должна обыгрываться. Чаще всего она может служить началом сюжетно-ролевой игры. Обыгрывание лего-постройки будет способствовать формированию у детей субъектной позиции и творчества.
С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности работа с лего-конструктором усложняется. Используются конструкторы среднего размера, с усложняющимися соединениями деталей. В этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными будут игры: “Найди такой же”, “Угадай на ощупь”, “Строим башню”, “Разные дорожки”, “Забор” и т.д.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 и 6-7 лет) в продуктивной (конструктивной) деятельности используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу возрастных особенностей детей этого возраста в продуктивной (конструктивной) деятельности можно использовать графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по условиям, по замыслу, по теме.
Дети 5-7 лет в лего-играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит…», «Строим лего-постройку по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделяминдивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек.
Таким образом, в силу своей педагогической универсальности Лего-технология служит важнейшим средством развивающего обучения дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему "Роль ЛЕГО - конструирования в развитии детей дошкольного возраста"
В этой статье описано влияние Лего-конструирования на развитие ребенка. Лего-конструирование дошкольника - легкая дорога к познанию. Собирая конструктор, ребенок развивает мелкую моторику, воображение...
Значение лего - конструирования в развитии детей.
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре....
Лего–конструирование в развитии детей дошкольного возраста.
Лего–конструирование в развитии детей дошкольного возраста....
Значение лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Статья "Значение "Лего" конструирования в развитии детей дошкольного возраста"
Современные дети живут в эпоху компьютеризации и роботостроениея.От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий мир.В процессе игры детистроят систему взаимоотношений со сверстниками и вз...
Статья "Значение лего-конструирования в развитии детей дошкольного возраста"
laquo;LEGO» (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. Наборы «LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью их дифференцировать и созда...
Консультация для родителей " Значение лего конструирования в развитии детей дошкольного возраста"
Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. ...