Проект "Образовательная кинезиология в ДОУ"
проект

Новикова Ирина Александровна

Реализация долгосрочногоп проекта применения средств кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obrazovatelnaya_kineziologiya_v_dou.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Образовательная кинезиология в ДОУ »

В последнее время отмечается рост числа детей  с нарушениями в развитии, проявляющихся в эмоциональной и когнитивной сферах.  Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу.

Психомоторное развитие ребенка (с учетом общих закономерностей онтогенеза) является базальным уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития. Следовательно, развивающая работа и коррекционная работа должна выстраиваться от движения к мышлению, а не наоборот.

Для преодоления имеющихся нарушений у детей необходимо проведение комплексной коррекционной работы. На педагогическом совете была предложена идея разработки проекта реализации данного направления в коррекционной работе с привлечением всех участников образовательного процесса, взаимодействующих с ребенком. Тема проекта была определена как: «Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей  работе с детьми дошкольного возраста».

Цель проекта – создание психолого-педагогических условий, для познавательного, речевого и эмоционального  развития детей старшего дошкольного возраста средствами кинезиологии.

Участники проекта: воспитанники дошкольной организации, воспитатели ДОУ, педагог-психолог и родители.

Тип проекта: долгосрочный, данный проект рассчитан на 2 года (2020-2021/2021-2022).

Для реализации данного проекта были определены 4 этапа:

I – организационно-методический

Цель данного этапа: изучение литературы, подбор программно-методического обеспечения, создание методической подборки кинезиологических упражнений и развивающих игр, кинезиологических сказок, согласованных между специалистами.

За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк Аллы Леонидовны.

II – диагностический (входящий)

Цель данного этапа – определение уровня развития высших психических функций, включая и речь, и эмоциональной сферы  воспитанников старших и подготовительных к школе групп.  (Экспресс-диагностика в детском саду . Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко). Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия – проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис.

III этап – коррекционно-развивающий.

Цель данного этапа – проведение коррекционно-развивающей работы с воспитанниками  старшего дошкольного возраста, используя комплексы кинезиологических средств, работа с педагогами и родителями, способствующих более эффективному усвоению данных комплексов.  Данная работа должна опираться на основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру, учитывать возрастные особенности психических процессов дошкольников.

В работе в рамках дошкольного учреждения с детьми были использованы такие приемы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры и кинезиологические сказки.

Структура и содержание приемов кинезиологии направлены не только на формирование познавательной и эмоциональной сферы, но и развитие таких учебно важных качеств, как планирование, самоконтроль, оценка собственной деятельности.

Упражнения очень просты и практичны. В комплексы упражнений включены дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики и упражнения на релаксацию и самомассаж.

По завершении комплекса упражнений, детям предлагается сказка, разработанная на основе изученных упражнений. Дети являются активными участниками составления и изменения хода действий кинезиологических сказок. Включение сказки в коррекционный процесс позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям.

Условия реализации проекта:

  • Упражнения проводятся ежедневно со всей группой детей.
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
  • Упражнения проводятся стоя и сидя.
  • Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Психолог и педагог следят за правильностью выполнения заданий.
  • Длительность занятий по одному комплексу составляет три недели.

Все упражнения педагог-психолог и воспитатель группы выполняют вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Работа с педагогами на данном этапе предполагает освещение данного направления работы в формате ознакомительных консультаций, семинаров-практикумов и открытых занятий.

Работа с родителями заключается в ознакомлении с данным направлением коррекционной работы, подчеркивая значимость их регулярного выполнения – встречи с родителями старших и подготовительных групп в формате видеоконференций, размещение печатной и видеоинформации на сайте дошкольного учреждения, странице в социальной сети.

IV этап – диагностический (контрольный)

Цель – проведение итоговой контрольной диагностики параметров и функций развития ребенка. Сравнительный анализ – оценка эффективности применения средств кинезиологии в рамках коррекционно-развивающей работы педагога-психолога дошкольного учреждения.

 Ожидаемый результат проекта: 

Воспитанники старших и подготовительных к школе групп успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:

  • повысить уровень эмоционального благополучия.
  • развить познавательные психические процессы у  воспитанников (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь);
  • повысить способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;
  • снизить психоэмоциональное напряжение у детей «группы риска»;
  • повысить стрессоустойчивость организма;
  • улучшить зрительно-моторную координацию;
  •  развить мелкую и общую моторику.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кинезиология - как направление коррекционной работы"

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физиче­ские упражнения. Кинезио­логия рассматривает мозг человека как компьютер, в кото...

влияние метода кинезиологии на развитие музыкальности

            Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцеваль...

Оптимизация развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях системного использования метода кинезиологии

 «Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения.  Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творче...

что такое кинезиология

краткий обзор по теме: "Что такое кинезиология"...

доклад по кинезиологии

доклад по работе по здоровьесберигающим технологиям...