Проект "Сказки А.С. Пушкина"
проект (старшая, подготовительная группа)

Ильина Оксана Дмитриевна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играет важную роль в процессе общего развития ребенка (речь, мышление, познание, развитие личности). В наше время родители в силу своей занятости, часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек или уповают на дошкольное учреждение, мол, там научат. Дома же ребенок больше времени проводит у телевизора или с «гаджетами». В связи с этим можно считать особо актуальной проблему приобщения детей к художественной литературе в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki_pushkina.docx487.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10» г. Всеволожска

Проект «Сказки А.С. Пушкина»

в группах компенсирующей направленности №2 и №12

2021 г.

Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей и подготовительной групп, родители.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

AКТУАЛЬНОСТЬ

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играет важную роль в процессе общего развития ребенка (речь, мышление, познание, развитие личности). В наше время родители в силу своей занятости, часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек или уповают на дошкольное учреждение, мол, там научат. Дома же ребенок больше времени проводит у телевизора или с «гаджетами». В связи с этим можно считать особо актуальной проблему приобщения детей к художественной литературе в условиях ДОУ.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Развивать творческий потенциал посредством приобщения детей к художественной литературе.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Образовательные:

- познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;

- сформировать высокий познавательный интерес детей к творчеству великого русского поэта;

- обогащать и расширять словарный запас детей;

- формировать грамматический строй речи, используя игры на согласование числительных с существительными, глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- познакомить с новыми словами: прялка, невод, дуэль, молвить, землянка и т.д.

Развивающие:

- развивать память посредством заучивания отрывков из произведений поэта;

- развивать артистические способности.

Воспитательные

- воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;

- воспитывать чувство прекрасного.

ТИП ПРОЕКТА

Творческий.

Информационно-исследовательский.

Краткосрочный (2 недели).

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

(с детьми)

1. Развитие духовно-богатой личности ребенка.

2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка

3. Развитие эмоциональной отзывчивости к героям произведений.

4. Повышение интереса к произведениям А. С. Пушкина

5. Активизация потребности к чтению, узнаванию нового.

6. Получение детьми более глубоких знаний о культуре, быте и традициях русского народа, расширение кругозора.

7. Обогащение развивающей среды по данной тематике

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

(с родителями)

1. Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми литературных произведений разной сложности.

2. Помочь почувствовать и понимать язык сказок А.С.Пушкина

3. Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.).

4. Помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А.С.Пушкина

5. Активизировать интерес к творческой деятельности детей

6. Принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап. Подготовительный

  • Обсуждение целей и задач проекта.
  • Составление плана работы.
  • Работа с родителями по теме проекта.
  • Создание информационной базы (книги, иллюстрации, мультфильмы по сказкам А. С. Пушкина).

2 этап. Основной

  • Планирование работы с детьми, проблемная ситуация, мотивация на деятельность.
  • Пропаганда знаний родителей воспитанников о влиянии художественной литературы на развитие ребенка.
  • Создание базы данных о сказках А. С. Пушкина.
  • Создание развивающей среды по теме проекта.
  • Оформление в книжном уголке выставки произведений А. С. Пушкина.
  • Создание коллективной работы «Волшебный пластилин» - лепка по мотивам стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый».

3 этап. Заключительный

  • Проведение итоговой викторины по сказкам А. С. Пушкина.
  • Подведение итогов проделанной работы.
  • Определение перспективы на будущее.
  • Подготовка отчетных материалов.

1-й этап

Сроки реализации: 1.02.2021-12.02.2021 г.

Планируемые мероприятия:

  1. Беседа «Какие сказки Пушкина мы знаем?»
  2. Рассказ о великом поэте Пушкине.
  3. Привлечение родителей к созданию выставки «Моя домашняя библиотека сказок А.С. Пушкина».

2-й этап

Мероприятия:

  1. Беседа «Биография А.С. Пушкина». Задачи: продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина; воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта; обогащать и развивать словарный запас детей, обращать внимание на выразительность и поэтичность пушкинских строк.
  2. Рассматривание иллюстраций изображений А. С. Пушкина (портреты, картины, фотографии памятников поэту). Задачи: продолжать знакомить детей с фактами биографии поэта, привить интерес к личности сказочника, пробуждать в детях интерес к книге, расширить их литературный кругозор.
  3. Организация выставки книг со сказками А. С. Пушкина разных изданий. Задачи:  знакомство с многообразием изданий сказок Пушкина.
  4. Художественное творчество: лепка на тему «У Лукоморья дуб зеленый».  Задачи:  продолжать учить приемам лепки различных предметов и героев, продолжать учить передавать отличительные особенности сказочных героев, предметов,  передавая форму и пропорции, закрепить интерес к лепке из пластилина.
  5. Чтение художественной литературы:

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о Царе Салтане»;

-        отрывок из сказки «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зеленый».

Задачи: способствовать развитию художественного восприятия текста; учить понимать поэтический язык А. С. Пушкина; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память.

  1. Заучивание наизусть отрывков из сказок А. С. Пушкина. Задачи: развивать память детей, прививать навык публичного выступления, прививать любовь к творчеству поэта.
  2.  Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:

-        «Воротился старик ко старухе» Т. А. Маврина;

-        «Избушка там на курьих ножках» Т. А. Маврина;

-        «Царевна – Лебедь»  М. Врубель;

-        «Бочка по морю плывет» И.Билибин;

-        «Тридцать три богатыря» И.Билибин;

-        «Царевна – Лебедь» И.Билибин;

-        Иллюстрации детских книжек «Сказки Пушкина».

Задачи: обсудить разнообразие сказок в творчестве А. С. Пушкина, привить любовь к литературе, сформировать умение анализировать сказку, обогащать и развивать устную речь детей.

  1. Выставка. Коллективная работа «Волшебный пластилин» по стихотворению «У Лукоморья дуб зеленый». Задачи: развитие творческого потенциала, всестороннее эстетическое развитие, доставить радость от результатов собственного труда, воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.

9.        Просмотр мультфильмов:

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о царе Салтане»;

-        «Сказка о золотом петушке».

Задачи: закрепить знания о сказках Пушкина. Обобщить знания, полученные в ходе работы над проектом.

10. Заучивание отрывков из сказок А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане». Задачи: развивать умение внимательно слушать произведение, интерес к художественной литературе, совершенствовать звукопроизношение, выразительность речи.

11.        Дидактические игры:

«Скажи наоборот»;

«Вспомнить сказку»;

- Пазлы «Сказки Пушкина».

Задачи: расширять знания об А. С. Пушкине, развивать интерес к его творчеству. Развивать внимание, память, мышление.

3-й этап

Подведение итогов проведенной работы.

Проведение викторины по сказкам А. С. Пушкина

Презентация проекта.

Вывод:

Все дети группы познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе Салтане, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, читали дома произведения поэта, заучивали отрывки  из сказок А. С. Пушкина.



Список использованной литературы:

  1. А. С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. Детская литература, М.,1974г.
  2. А.Самарцев. А. С. Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
  3. И. Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  4. Г. Светлова. А. С. Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  5. К. Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
  6. Н. И. Попова. Музей-квартира А. С. Пушкина. Лениздат, 1989г.
  7. Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
  8. Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
  9. Л. Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г.
  10. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
  11. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.



Приложение № 1

Дидактические игры

«Скажи наоборот»

Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.

Игра с мячом.

-        Старик добрый, а старуха…(злая).

-        Сначала море спокойное, а потом…(бурное).

-        Землянка была старая, а терем…(новый).

-        Землянка была низкой, а терем…(высокий).

-        одежде старика была бедной, а у боярыни..(богатой).

«Вспомнить сказку»

Цель: развитие памяти, ловкости.

Игра с мячом.

-Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мне мяч обратно.

-        Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?

-        У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?

-        В какой сказке на берег выходят 33 богатыря и как зовут их дядьку?

-        В какой сказке главный герой превращался в насекомых, и в каких?

Приложение 2

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10» г. Всеволожска

ВИКТОРИНА

«У Лукоморья»

по сказкам А.С.ПУШКИНА

           

Авторы: педагоги группы №2 и №12

Участники: педагоги, дети старшей и подготовительной групп

Цели и задачи:

- организация досуга;

- активизация познавательной деятельности детей;

- закрепление  знаний  сказок и биографии А.С.Пушкина;

- развитие умения поддерживать разговор.

Оборудование: 

портрет А.С.Пушкина, выставка книг, конверт с вопросами, жетоны.

Ход мероприятия

Ведущий:

Ребята. Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать?», думаю, что большинство из вас ответит: «Сказки». Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы  их слышим совсем маленькими  от наших мам и пап, бабушек и дедушек, а потом с удовольствием читаем их сами. Есть русские народные сказки, есть авторские. А среди авторов сказок есть один, чья слава  вот уже не меркнет 2 столетия. Угадайте, о ком идёт речь.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Ведущий:

Правильно. Александр Сергеевич Пушкин. Родился в Москве в небогатой дворянской  семье. С детских лет он всегда был окружён заботой и вниманием. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения Пушкин вынес прекрасное знание французского и любовь к чтению. Ещё в детстве Пушкин познакомился  с русской поэзией XVIII века. Любовь к родному  языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал и знаменитая няня Арина Родионовна, которая как никто другой пела песни и рассказывала сказки маленькому Сашеньке. Александр Сергеевич очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Благодаря Арине Родионовне любовь Пушкина к сказкам переросла в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем и читаем в любом возрасте.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь узнать сказки, о которых идёт речь.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было, и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски,

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух,  в них Русью пахнет!

То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зелёный»

Я с упоеньем  повторял.

Передо мною кот учёный

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели –

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

         («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)

Ведущий:

Какие сказки Пушкина вы ещё знаете?

(«Сказка о мёртвой царевне…», «Сказка о попе и его работнике Балде»)

Ведущий:

Очень хорошо. Я  рада, что вы знаете его сказки. Время начинать нашу викторину. У нас на столе лежит  конверт с вопросами.

Если команда правильно ответит на вопрос, она получает  жетон.

1 конкурс «Ответь на вопрос»

1.    Под каким  деревом грызла орешки белка ?

( Под елью)

2.    На каком острове  в златоглавом городе правил князь Гвидон?

(На острове Буяне)

3.    Какое было последнее желание вредной старухи?

(Стать владычицей морской)

4.    От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?

(от Чародея. Ты  не коршуна убил. Чародея погубил).

5.    В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана?

(В комара, муху, шмеля)

6.     Из чего состояли орешки, которые грызла белка?

(«Орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд»).

7.     Из какой сказки А.С.Пушкина эти слова?

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

(Сказка о царе Салтане)

8.   Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?

«В третий раз закинул он невод,-

Пришёл невод с одною рыбкой…»

(2 раза)

9. Из какого материала сделана цепь на дубе в сказке?

10. Кто ходит по цепи кругом?

2 конкурс: «Кто лишний?»


Ведущий: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок А.С. Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названные герои не относятся к произведениям А.С.Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка,
 братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь,  кот Леопольд, царь Салтан,  Карабас-Барабас, сестрица Аленушка,  рыбка,  князь Гвидон,  Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.

Молодцы!

3 конкурс «Подскажи словечко»

1.     Жил старик со своею старухой

        У самого синего …(моря)

3.     И днем и ночью кот ученый

        все ходит по цепи …(кругом)

4.     Белка песенки поет, да орешки все …(грызет)

3 конкурс:  «Угадай-ка!»

В этом волшебном сундуке находятся разные предметы (картинки) из сказок А.С. Пушкина. Каждый из вас подойдет и с закрытыми глазами достанет предмет и назовет, из какой он сказки. В сундуке лежат предметы (орех, белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).

4 конкурс: «Собери картинку»


У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображён на них герой. Та команда, которая быстрее всех справиться с заданием получит 2 жетона. Вторая команда – 1 жетона.

Скажите, ребята, чем отличаются сказки  А.С.Пушкина от сказок других сказочников? (его сказки написаны в стихах). Верно, А.С.Пушкин впервые стал писать сказки в стихах. А как вы думаете, хорошо это или плохо, что сказки написаны в стихах? (дети объясняют).

5 конкурс: Ребята, назовите свою любимую сказку Пушкина и объясните, чем она вам нравится (дети отвечают). А сейчас скажите, в какой из сказок больше всего волшебства? Назовите эти чудеса (дети отвечают). А кто из вас хотел бы попасть в эту сказку? Кем из героев вы хотели бы быть в этой сказке? (дети отвечают).

6 конкурс:   А  в завершении,  мы поиграем в игру «Море волнуется…»  Вы должны  изобразить героя из любой сказки А.С.Пушкина,  а мы попробуем угадать, какого героя вы изобразили.

Дети выполняют задание, викторина заканчивается.

Ребята, мы с вами справились со всеми заданиями (подводится итог.) Молодцы! Вы самые лучшие знатоки сказок Александра Сергеевича Пушкина.  Награждение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...

Стихотворение "По жизни с Пушкиным" материал для сценария праздника, посвященному А.С.Пушкину.

Ко дню 177-летия со дня гибели поэта Александра Сергеевича Пушкина....

Досуг, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам Пушкина"

Досуг для старших групп детского сада, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина...

Сценарий праздника, посвящённого А.С.Пушкину "Пушкин в нашем сердце навсегда".

Сценарий прздничного мероприятия, посвящённого великому русскому поэту с использованием ИКТ....

Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по развитию речи о творчестве А.С. Пушкина с детьми старших групп, «Пушкиниана».

Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп  объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней ...

«А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с детством и юностью А.С.Пушкина»

А.С. Пушкин - великий русский поэт. Знакомство с детством и юностью А.С. Пушкина. ...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...