Конкурс "Воспитатель года 2021"
статья

Родина Наталия Владимировна

Заявление содержит кратко результаты моей деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Эссе.

«Современное дошкольное образование: границы и возможности».

 Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.

А. Шопенгауэр

В начале моего монолога давайте вспомним понятие образование. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. (ФЗ «Об образовании в РФ»   от 29.12.2012 N 273-ФЗ)

Давайте с вами продолжим углубление в терминологию образование и узнаем как это понятие трактуют ученые. В словаре обществоведческих терминов подчеркивается: «Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков». Значит образование обеспечивает передачу из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, о человеке. Люди учатся трудиться, осваивать новое. Слово «образование» часто выступает в качестве синонима слова «просвещение».

Сферы образования в моей деятельности дают возможность  формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Я горжусь что моя работа является самой первой общественно – государственной формой, в которой осуществляется профессионально –педагогическая работа с подрастающим поколением. Радует, что в системе дошкольного образования произошли серьезные изменения. Еще вчера, то есть до введения ФГОС ДО, на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сегодня передо мной стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную, креативную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Перед мной, педагогами, открылась новые линия горизонта в системе образования. Сейчас я имеем возможность применять нестандартные формы работы с детьми, строя процесс обучения так, что дети даже не догадываются, что их обучают, а наоборот, делают свои эвристические открытия, что очень их радует. Дети – активные участники, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И моя задача как педагога заключается в  умении создавать им организованную среду, не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность, обладать способностью за считанные секунды решать сложнейшие задачи воспитания, находить новые формы, методы, чтобы детям было интересно с тобой, и они ждали новой встречи на твоём занятии. Моя задача лишь слегка направлять ех движение в правильное русло.

        Я имею возможность в рамках образования совершенствовать свое мастерство, ежедневно пополнять образование хотя бы небольшим кусочком знания. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы воспитания и обучения, учиться и повышать свою квалификацию. Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче ему будет общаться с детьми. Передо мной, как педагогом и личностью открываются практически неограниченные возможности. Это и возможности использовать в своей практике разнообразные педагогические технологии и  методики; и материально техническая база; дидактические материалы, наглядные пособия, развивающие игры, все это позволяет сделать процесс обучения и воспитания ярче, увлекательней и интересней.  Открытое и доверчивое отношение, детей ко мне, как педагогу, готовность воспитанников впитывать в себя информацию, перенимать различные способы общения, практики, дающие им возможность исследовать окружающий мир, неограниченная поддержка и помощь родителей воспитанников тоже дают широкие возможности в области образования. И в моих планах на будущее  не быть ограниченной в расширение и углублении моего самообразования в профессиональной деятельности, в расширении кругозора. Воспитатель должен быть не просто носителем информации, а другом, помощником. Современные дети ценят в педагоге его образованность, информированность, доброту, эрудицию.

Информационно коммуникативные технологии  являются одними из эффективных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Я имею виду, под информационными технологиями для дошкольной организации не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук. Они могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным. Современные информационные технологии позволяют развивать творческие и познавательные способности детей, а также повышать мотивацию детей к образовательной деятельности. Узнавать много нового, выявлять и укреплять интерес детей к обсуждаемой теме, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе образовательной деятельности, повышать эффективность коррекционной работы. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие. Применяя в работе данные технологии, дети лучше и быстрее обучаются. Но в последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телевидение, телефонная связь, интернет), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребёнком и взрослыми. Возникает дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, как с взрослыми, так и в детском сообществе.

Именно поэтому в своей профессиональной деятельности я акцентирую внимание на социализации детей, которая не возможна без развития социально-коммуникативных навыков ребенка.

Родители часто игнорируют игровую деятельность детей, не ведая о том, что именно в игровой деятельности ребенок познает основы общения, знакомится с окружающим миром, в игре у него обогащается словарный запас, ребенок учится принимать участие в диалоге. В игре дети растут и взрослеют. У наших современных родителей нет понимания, что игра – движущая сила в дошкольном образовании. Многие родители приводят ребенка в детский сад с твердым убеждением того, что воспитатель и специалисты обязаны воспитать и обучить ребенка. Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. На мой взгляд, наиболее эффективной формой взаимодействия с родителями и детьми является «Клубный час». Наблюдая за родителями на клубных часах, у меня сложилось такое мнение, что родители сами ещё не наигрались! Поэтому воспитателям просто необходимо повышать педагогическую компетенцию родителей в обучении и воспитании детей. Нельзя в образовании ребенка родителям и педагогам увлекаться развитием одной области (познание, коммуникация, художественно-эстетическое, физическое, социальное) в ущерб другой. Не приемлемо в образовании игнорировать ту или иную направленность, это приведет к ущербности развития личности.

Содержание образования всегда определяется требованиями и условиями развития общества. Какой гражданин необходим стране, такие качества в нем и нужно формировать в процессе обучения и воспитания, которые в комплексе и представляют собой образование. Поэтому в каждой стране формируется и осуществляется образовательная политика, отвечающая на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Как учить?»

Но какой бы ни была эта политика, важно помнить, что любые преобразования в системе образования не должны приводить к отказу от того положительного, что есть в образовании. Компьютер не должен полностью заменить книгу или посещение театра, а поощрение индивидуальности, учет личностных интересов и особенностей каждого ребенка не надо понимать, как полный отказ от взаимодействия в коллективе, от чувства товарищества и сотрудничества. 

        Представим, что жизнь человека — это коридор по которому он идет. Продвигаясь вперед он по дороге встречает различные двери. Он может открыть дверь, и попасть в комнату изучить, рассмотреть комнату, обжить ее. (комната это- область образования). Человек идет дальше по коридору и открывает новые двери и обживает следующие, следующие комнаты. А другой человек идет по коридору и не проявляет интерес к дверям и идет дальше по узкому темному коридору. В конце, хочется пожелать, чтобы у всех людей была многокомнатная, комфортная «квартира».

      Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего! Дети – будущее нашей страны!



Предварительный просмотр:

Тема: «Моделирование изучаемых объектов и явлений»

Название: «Удивительные превращение воды»

Дата проведения: 06.11.2020г.

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Количество участников:1 взрослый, 8 детей

Цели: через создание моделей «круговорот воды в природе», «возникновение родника» расширить представления детей о процессах, происходящих с водой в природе.

Задачи: 

Обучающие. Формирование представлений о нагревании, охлаждении волы.  Закреплять знания об агрегатных состояниях воды. Развитие способностей к преобразованию.

Развивающие. Развивать мышление, внимание, память, познавательно-исследовательские способности детей через экспериментирование и познавательную деятельность.

Воспитательные. Воспитывать культуру поведения и общения, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей природе.

Дети проявляют познавательный интерес и бережное отношение к окружающей среде.

Учебно-методический комплект: схема «круговорот воды в природе»,

 предметы для экспериментирования.

Средства:

  • наглядные: схема круговорота воды в природе; схема слоев почвы; видео фильм о роднике, слайды с изображением родника, модель круговорота воды в природе; модель формирование родника.
  • литературные: стихотворение, загадка оборудование: мольберт, схема круговорота воды в природе, схема слоев почвы, макет для круговорота воды в природе, основа для макета «Подземный родник»; песок, камни, торф, глина в стаканчиках. Альбом для фиксирования результатов эксперимента, фотоаппарат.

Диагностический инструментарий.

Диагностика проводится через наблюдение.

  1. Ребенок проявляет интерес на всех этапах деятельности.
  2. Дети самостоятельно анализируют деятельность, выражают собственные суждения, делают выводы.
  3. Ребенок активно участвовал в процессе:

- задает вопросы;

- делает выводы;

- высказывается по теме обсуждения;

- рассуждает.

  1. Ребенок имеет представление о процессе нагревания, охлаждения и испарения.
  2. Ребенок способен действовать по инструкции воспитателя.
  3. Ребенок расширил активный словарь словами: круговорот воды в природе, формирование, модель.

Этапы совместной деятельность

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Целеполагание

Мотивация на совместную деятельность

Дети кто из вас знает, кто такие ученые и чем они занимаются?

Наверное, быть ученым это очень интересно.

Вы бы хотели бы попробовать стать учеными и изучать разные объекты и явления?

Дети делятся своими знаниями о деятельности ученых

Берут на себя роль ученого.

Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Организационный

Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, Эмоциональный настрой

Ученые изучают разные интересные явления, а мы попробуем сегодня с вами изучить различные превращения.

Какие превращения вы можете назвать?

Ставим цель.

Сегодня я вам предлагаю  для исследования  одно превращение. А вот какое, попробуйте угадать сами, внимательно послушав  стихотворение.

Я веселая вода

Я бегу туда-сюда.

Я и в ванне, и в реке,

И в близи, и вдалеке.

Превращаюсь в пар и лед, а могу наоборот!

Как вы думаете вода хвастается или на самом деле может превращаться в пар и лед?

Дети отвечают на вопросы педагога

Договаривают

Перечисляют  

Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.

Дети вспоминают разнообразные превращения (яйцо-цыплёнок; лист бумаги-самолет, кусок глины –кувшин и т.д.)

Содержательный

 Ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию

Давайте пройдем в нашу лабораторию и изучим это явление.

Как вы думаете, что случится с водой если воду нагреть на плите, на солнце или на огне?

-Над водой будет виден пар.  (педагог кипятит чайник, дети наблюдают за поднимающимся паром). Наблюдают вместе с детьми за паром.

А вот если он будет подниматься вверх все выше и выше, то что с ним будет? Куда он денется, во что превратится?

Педагог подытоживает суждения детей.

-Облака тоже получаются из пара.

Педагог загадывает загадку.

«Дождик вдруг полил из тучки

И накапал нам на ручки.              

Как вода попала в тучку?

Кто ответит мне получше?»

Инициирует поиск ответов на вопросы.

Вода испаряется –превращается в пар, пар поднимается наверх и образуется облачко, облако остывает, пар предрешается в воду и из облака начинает капать  дождь.

Кто из вас сможет догадаться где чаще всего мы можем наблюдать данное явление.

Инициируем к общему обсуждению

В научном мире - это явление  называется круговорот воды в природе.

Проявляют интерес к данному явлению

Дети высказывают предположения, обосновывают ответ.

Выражают собственные суждения

Отгадывают загадку

Поощряет детей к высказыванию;

Инициирует общее обсуждение;

Обобщение знаний о свойствах воды.

Развитие познавательных способностей.

Практический

В нашей лаборатории есть  макет круговорота воды в природе и мы сейчас сможем это явление пронаблюдать .

 Стимулирует любознательность, интерес;

Производит необходимые манипуляции (действия с макетом: наливает кипяток в поддон макета, закрывает крышку, для более ускоренного охлаждения конденсата , наливаем на поверхность крышки холодную воду, снимает крышку и брызгает водой на детей) демонстрирует результат.C:\Users\Юлия\Desktop\конкурсы 2015-16\К.ВОДА\IMG_20151117_150835.jpg

Понравилось вам работать с макетом? Было интересно? Что нового вы узнали о свойствах воды?

Опыты

Выстраивают порядок и последовательность действий

Выполняют действие в соответствии с установленными требованиями.

Дети наблюдают за обследовательскими действиями педагога.

наблюдают за преобразованием

Дети фиксируют получившиеся результаты.

Знания о свойствах воды.

развитие познавательного интереса.

Игра малой подвижности

Проводиться игра малой подвижности «Превращение воды». Воспитатель говорит слова:

Летом все в воде играют,

Летом вся вода журчит!

А зимою застывает,

А зимой вода молчит.

Ну-ка кто меня поймет,

Превращается вода в лед.

Скоро к нам тепло придет

И в реке растает лед.

Дети выполняют игровые движения:

Имитируют плавание;

выполняют руками волнообразные движения;

подносят указательный палец к рту;

руки разводят в сторону и замирают;

выполняют руками волнообразные движения.

Соблюдение правила игры, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка

Новое знание, расширение активного словаря (смоделируем)

-Мы с вами смоделировали круговорот воды в природе и пронаблюдали за этим.

Скажите мне, когда идет сильный дождь, и Вода скапливается в лужи на асфальте и потом испаряется, а если она попадает на землю, а дождь все продолжает лить, куда она исчезает, во что под землей превращается вода?

Поощряет детей к высказыванию; инициирует общее обсуждение;

Как выдающиеся ученые вы бы хотели проверить данные предположение?

В нашей лаборатории мы сейчас смоделируем слои почвы и зальем их водой и сможем увидеть, как формируется (рождается) родник.

согласовывает с детьми действия, их последовательность;

способствует групповой работе детей;

Совместно с детьми педагог изготавливает модель организует; поддерживает; советует; предоставляет возможность для сотрудничества детей;

-Наш макет готов и сейчас мы его зальем водой. Как вы думаете: что будет происходить с водой? Какие слои почвы она пройдет? Где остановится? Ваши предположения.

C:\Users\Юлия\Desktop\конкурсы 2015-16\К.ВОДА\вода\DSC07203.JPG

Воспитатель заливает почву водой. «Формируется родник» -совместно наблюдают.

Высказывания, рассуждения детей.

Участвуют в групповых действиях

Выражают собственные мысли;

Осваивают последовательность действий

Наблюдают за происходящим.

Фиксируют результаты.

Выполняют действия по образцу взрослого, по инструкции взрослого;

используют материалы, которые можно применить для изготовления модели родника; располагают предметы в определенном порядке; дети совместно с педагогом изготавливают действующий макет родника.

Дети фируют результаты.

Актуализирует знание детей о слоях почвы и возможности формирования родника.

Знаний о свойствах воды и слоях почвы, которые получили в результате экспериментальной деятельности.

Умение работать сообща, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.

Рефлексия

(контроль, оценка)

Принцип открытости

Задает вопросы:

Где вы сегодня побывали?

Что нового вы узнали?

Кто узнал что-то новое для себя?

Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Что вам понравилось больше всего?

Что бы вы хотели узнать еще, о свойствах воды?

Вы хотите поделиться новыми знаниями со своими близкими и друзьями?

Мы здорово потрудились как ученые сделали для себя несколько открытий.

Рассказывают о событиях

Делятся впечатлениями

Представить результат познавательнойдеятельности.

Познавательная активность.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года- 2021"

Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года -2021"...

Всероссийский конкурс «Воспитатель года – 2021» муниципальный этап

В данном разделе размещен материал для Всероссийского  конкурса "Воспитатель года - 2021", Заявка участника, анкета, представление, сочинение на тему "Эффективность использования и...

Информационная карта участника профессионального конкурса "Воспитатель года - 2021"

Информационная карта участника профессионального конкурса "Воспитатель года - 2021"...

Информационная карта участника конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2021"

Информационная карта участника конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2021"...

Символ года 2021

Праздничное интерьерное украшение «Символ 2021 года»...

Приказ о подготовке и проведении конкурса "Семья года- 2021" от 13.05.2021

Приказ о подготовке и проведении конкурса "Семья года- 2021" от 13.05.2021...