применение методов и пособий ТРИЗ
план-конспект занятия
мастер класс ознакомление педагогов с использованием пособий и игр ТРИЗ в совместной работе
с детьми и их практическое освоение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master_klassa.docx | 38.56 КБ |
методика работы с кругами Луиля | 791.15 КБ |
сценарий летнего праздника | 19.34 КБ |
нод по ознакомлению с пейзажем | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Районное методическое объединение педагогов дошкольных
образовательных учреждений
Козловского района Чувашской Республики
Семинар по теме
«Современные образовательные технологии в ДОУ»
«Применение методов и пособий ТРИЗ
в повседневной жизни детского сада»
Подготовила: Майкова Л.С. воспитатель
Дата проведения: 16.02.2018
Козловка 2018
Цель: ознакомление педагогов с использованием пособий и игр ТРИЗ в совместной работе
с детьми и их практическое освоение.
Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе
воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.
Задачи: Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью
развития познавательных и творческих способностей.
Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;
Формировать желание помогать ребенку, умение находить с ним контакт.
Пособия: круги Луллия, предметные картинки, мольберт
Теоретическая часть
Приветствие Утром рано вы проснулись, потянулись (потягиваются)
Где же,Солнышко? Солнышко! (фонарики вверху)
Выпивали чашку чая (одна ладошка - блюдце, другая - чашка,
подносим ко рту, как - будто пьём)
До донышка, до донышка (стучим кулачком по ладошке)
Ели на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)
С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно скажем: Здравствуйте!
- Здравствуйте, уважаемые коллеги
Деток вы любите? Да или нет?
Проблемы детей решать нужно всегда? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас тогда:
Активными все будете? (Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика. Это самая молодая
из известных и популярных инновационных педагогических систем.
Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ (теория развития
творческой личности), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом
Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из
семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста,
но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это
недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников
и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее
время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у
дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения,
диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под условным
названием «Умка».
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!
Достоинствами использования элементов ТРИЗ является то, что это универсальный
инструментарий, применимый во время обязательных занятий, игровой деятельности,
режимных моментов; позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
стимулирует взаимообмен оригинальными идеями ,творчески активное самостоятельное
мышление;
помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической,
художественной деятельности;
помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти
выход из затруднительной ситуации,
помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
Принцип проведения занятий - от простого к сложному
Данная работа проводится поэтапно:
I этап работы – научить ребенка находить и разрешать противоречия,
которые окружают его повсюду. (Найти обще между деревом и цветком – цветок растет
и дерево растет).
II этап - учим детей изобретать.
Задание: попали на необитаемый остров с коробкой жвачки.
Как выжить? (несуществующие растения).
III этап – решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных
методов ТРИЗ.
Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать?
IV этап: Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные,
оригинальные решения проблем Здесь взрослые только наблюдатели; ребенок
рассчитывает на собственные силы, используя свой умственный и творческий
потенциал
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять
основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.
Практическая часть
Перед вами пустое поле, которое символизирует ваши знания о данном методе. Чтобы его
превратить в цветущий луг предлагаю вам, представить себя цветком, который будет
соответствовать вашему внутреннему миру и настроению и рассказать о себе
Выберите цветок, а затем объясните, например: «Сегодня я приветливая и нежная, как
ромашка".
Ну вот наше поле превратилось в цветущий луг, который расцвел благодаря нашему общению
Двигаемся дальше. Для этого мы с вами разделимся на команды, пройдя при этом первый
этап и мозговой штурм
У вас в руках цветы это вас объединяет. А чем цветы отличаются друг от друга
(ответы педагогов).
Деление команд по принципу садовые – луговые.
Первый этап
1 задание.
Игра «Да-нетки» «Угадай, что я загадала
Пособия сундучок, 1-2 игрушки.
Предложить командам отгадать что в сундуке по наводящим вопросам «это животное?,
Оно зеленое? Это квадратное? И т.п. ведущий отвечает только «да» и «нет» и
«несущественно»
«Четвертый лишний»
Пособия карточки с изображением предметов (по 2 на каждую команду)
Рассмотреть карточки, сказать какой предмет лишний, обосновать ответ
Игра «Теремок»
Цель: развивает аналитические способности ребенка, при помощи этой игры можно
научиться сравнивать, выделяя общее и находя различия.
Использовать для игры можно игрушки, картинки или любые другие, окружающие
вас предметы.
Правила игры. Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один
из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и
просятся в него. Диалог строится на примере сказки:
- Кто в теремочке живет?
- Я, зайчик. А ты кто?
- А я – мячик. Пусти меня к себе жить?
- Скажешь, чем на меня похож – пущу.
Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится
хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.
Второй этап
2 задание «Эмпатия»
Цель: научить отождествлять себя с предметами, вхождение в роль кого-нибудь,
чего-нибудь
Предложить представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления
в проблемной ситуации:
1 изобразить будильник, который забыли выключить;
2 показать походку человека, которому жмут ботинки;
3 изобразить рассерженного поросенка, встревоженного кота.
4 представьте, что вы животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет
спеть песню.
Прохрюкать «В лесу родилась елочка…»,
Промяукать «Солнечный круг…»
Третий этап
3 задание кольца Луллия
определение признаков объекта.
1-й круг – образцы материалов: шерсть, кожа, резина, стекло, дерево, бумага, металл, мех.
2-й круг – природные и рукотворные объекты.
3-й круг – эталоны формы (бесформенность, круг, овал, треугольник, квадрат,
прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция).
Раскрути круги, совмести сектора кругов, чтобы получился предмет с
фантастическими, нереальными признаками. Усложнение: прошу рассказать о необычных
функциях этих сказочных предметов. Пример: круглый меховой домик перекатывается по
дорожке – путешествует, может подружиться с дикими животными…
1. Тренинг по признаку «Форма (объемная, плоскостная)»
Цель: научить детей переносить форму одного объекта на другой.
1-й круг – объекты природного мира (цветок, рыба, дерево, заяц и т.д.)
2-й круг – объекты рукотворного мира (чашка, самолет, здание, блузка и т.д.)
- Нарисуй или слепи рукотворный предмет в форме природного.
(Самолет – цветок: изображение самолета в форме цветка; рыба – часы: часы изображены
в виде рыбы)
Четвертый этап
Находить выход из любой сложной ситуации
«Кот в одном сапоге».
Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. Босиком ходить отвык, в одном неудобно.
Как быть коту?
«Вот так игра»
Ира потеряла варежки в школе, искала - не нашла. А на улице мороз, до дома далеко.
Как дойти, не заморозив руки?
«Маша и Медведь»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь
навестить своего друга, Маша напекла пирожков, положила их в узелок. Зацепилась в густом
лесу за куст, узелок порвался, пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места,
где живет медведь?
«Помоги Золушке»
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет.
А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем золушке раскатать тесто?
«Подготовка к празднику»
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери.
«Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все
магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха
сможет изготовить печенье разной формы?
Пятый этап
Игра «Создание лимерика»
Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут
постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже
использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)
Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)
Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)
Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)
Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.
Наш мастер-класс подошел к концу. И как сказал римский философ Сенека:
"НЕ ДАНО ЛЁГКИХ ПУТЕЙ ОТ ЗЕМЛИ К ЗВЕЗДАМ" надо просто иметь желание достичь
своей мечты, цели и все тогда получится.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс:
свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер - классе
нового. Одновременно хлопнем в ладоши и объединим все в единое и скажем друг другу
"Спасибо!"
А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие. Надеюсь, что знания,
приобретенные вами на сегодняшнем мастер - классе помогут в решении творческих задач
не только на занятиях с детьми, но и в жизни.
Благодарю за сотрудничество.
Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!
Предварительный просмотр:
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка. Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р.Луллия - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
ИГРЫ С ПОСОБИЕМ «КРУГИ ЛУЛЛИЯ»
1. Тренинг по признаку «Форма (объемная, плоскостная)»
Цель: научить детей переносить форму одного объекта на другой.
1-й круг – объекты природного мира (цветок, рыба, дерево, заяц и т.д.)
2-й круг – объекты рукотворного мира (чашка, самолет, здание, блузка и т.д.)
- Нарисуй или слепи рукотворный предмет в форме природного. (Самолет – цветок: изображение самолета в форме цветка; рыба – часы: часы изображены в виде рыбы).
2. Тренинг по признаку «Материал»
Цель: формировать обобщенное понятие о том, что каждый объект создан из какого-либо материала.
1-й круг – образцы материалов: стекло, пластмасса, бумага, кожа, резина, шоколад, металл.
2-й круг – картинки с изображениями предметов, сделанных из этих материалов: очки, неваляшка, тетрадь, кожаный портфель, шина, шоколадный заяц, монета.
- Найди материал, из которого сделан объект
- Найди материал, из которого сделана часть предмета.
- Соедини объекты и объясни необычное сочетание.
2.1.Задание на определение признаков объекта.
1-й круг – образцы материалов: шерсть, кожа, резина, стекло, дерево, бумага, металл, мех.
2-й круг – природные и рукотворные объекты.
3-й круг – эталоны формы (бесформенность, круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция).
Раскрути круги, совмести сектора кругов, чтобы получился предмет с фантастическими, нереальными признаками. Игра «Хорошо-плохо». Например, чем хорош круглый меховой домик или бесформенное бумажное платье.
Усложнение: прошу рассказать о необычных функциях этих сказочных предметов. Пример: круглый меховой домик перекатывается по дорожке – путешествует, может подружиться с дикими животными…
3. «Составь сказку»
Цель: развивать связную речь детей, закреплять умение составлять простые предложения с однородными членами, соединительными союзами.
1-й круг – карточки с изображениями сказочных героев.
2-й круг – изображения природных и рукотворных объектов.
3-й круг – закодированные черты характера (веселый, любопытный, трудолюбивый, добрый, жадный, злой, печальный, умный)
Задание: раскрутить круги, выбрать объекты, составить сказку по схеме:
- Жил-был кто? Каким он был?
- С кем подружился?
- Какая беда случилась?
- Как друзья справились с бедой?
Пример: золушка, злой, жук
Жила-была добрая, трудолюбивая Золушка. Она дружила с феей. Однажды злой жук позавидовал этой дружбе. Он спрятал волшебную палочку феи, чтобы Золушка не смогла попасть на бал. На помощь пришли веселые воробьи, которых Золушка кормила каждое утро зернышками, они вернули волшебную палочку фее.
"Путешествие по сказкам"
Цель: развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки.
- развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки.
- учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки.
- развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, укреплять навыки содружества педагога и детей.
Оборудование:
1 круг сказочные герои: Аладдин, Золушка, Красная Шапочка, чудище, Спящая красавица, Заколдованная лягушка, Кот в сапогах, Гуси-лебеди
2 круг: место, где происходят сказочные действия: арабский город, дворец короля, лес, заколдованный сад, чердак замка, болото, замок Людоеда, избушка на курьих ножках.
3 круг: предметы: волшебная лампа, хрустальная туфелька, корзинка с пирожками, аленький цветочек, веретено, стрела, сапоги, Иванушка.
Для игровых упражнений используются сказки "Волшебная лампа Аладдина", "Золушка", "Красная Шапочка", "Аленький цветочек", "Спящая красавица", "Царевна лягушка", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди".
1 часть:
Ведущий:
Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие.
Ребята, послушайте такие выражения и скажите, где вы можете встретить такие выражения: Жили-были; В некотором царстве, в некотором государстве; Давным-давно; И я там был, мёд, пиво пил. Правильно, ребята, эти выражения встречаются в сказках.
- Ребята, мы сегодня вспомним сказки, которые вам знакомы.
Ребята, есть у меня хитрые сказки, имена героев сказаны неверно, только вы и сможете мне помочь.
- В этой сказке живут братец Козленочек, и сестрица Гуленушка. (Аленушка)
- Как зовут закадычных врагов Ивана Царевича? Змей Равниныч и Кощей Бесстрашный? (Змей Горыныч и Кощей Бессмертный).
- А вот эту сказку вы знаете? Называется «Царевна-индюшка» (Царевна- лягушка)
- Она красива и мила, а имя ее от слова зола. (Золушка) и т.д.
2 часть:
- Собери картинки. Угадай сказку. Расскажи, в каких местах происходят действия и с какими предметами.
- Соедини картинки. Объясни необычное соединение.
Избушка на курьих ножках - Кот в сапогах - аленький цветочек. Все это может быть в одном месте, если это сборник мультфильмов на диске или книга "Сборник сказок".
3 часть:
Решение сказочных проблем.
Воспитатель: Вы хорошо знаете сказки. А сейчас вы сами будете придумывать разные сказки.
У меня в руках волшебное колечко. Мы будем произносить слова, и у кого окажется колечко, тот и будет рассказывать сказку.
Покатилось, покатилось, светлое колечко
Покатилось, покатилось, с нашего крылечка.
Кто колечко возьмёт, тот и сказку начнёт.
- Придумай историю - сказку о том, как Кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках и как ему помог спастись от Бабы-Яги аленький цветочек.
- Придумай как Золушке вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
- Машенька из сказки Гуси-лебеди.
Машенька просит нас помочь найти дорогу через лес к избушке Бабы-Яги, чтобы быстрее спасти братца.
3 часть:
Игра "Перевирание сказки"
Дети выбирают на круге одну сказку и взрослый предлагает ее переврать, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перевирание сам взрослый.
Например: "Сказка про Красную Шапочку".
Жил-был мальчик, которого звали Желтый Беретик. Позвал его как-то папа и говорит: "Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты". Пошел Желтый Беретик, а навстречу ему медведь..." и т.д. Взрослый наравне с детьми участвует в перевирании и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающую ситуацию.
Воспитатель:
А теперь я предлагаю вам рассказать эту сказку своему другу по телефону.
Вы должны постараться правильно передать содержание сказки по телефону, чтобы ваш друг понял какая эта сказка и кто в ней главные герои.
Пересказ сказки по телефону.
В XIII веке французский философ Раймунд Луллий создал бумажную машину виде бумажных кругов, построенных по троичной логике – кольца Луллия. Впоследствии авторы технологии ТРИЗ признали их очень эффективным.
Простота конструкции позволяет изготовить их своими руками и использовать в детском саду, как в организованной, так и самостоятельной образовательной деятельности детей.
С помощью Колец Луллия можно такие решать задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников:
- учить детей на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание;
- закрепить состав числа из двух меньших чисел;
- учить называть последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;
- учить распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения;
- развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить предметы одинаковой и разной формы.
К данному пособию разработала дидактические игры:
«Сочиняем задачи»,
«Кто соседи?»,
«Продолжи цепочку»,
«Подбери цифру»,
«Найди фигуры»;
«Из чего состоит число» и др.
Кольца Луллия позволили мне, создавая непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия математикой увлекательным и эффективным.
Дидактическая игра «Сочиняем задачи»
Цель: закрепить умение составлять и решать арифметические задачи.
Ход игры: На нижнее кольцо раскложить предметные картинки, на среднее – цифры 1 или 2 со знаком на сложение или на вычитание, на верхнее – цифры от 1 до 9. Кольца раскрутить и с помощью стрелки определить, какую задачу будут составлять. Например, стрелка показала: шарики, +1, 6. Дети составляют задачу на сложение о шариках. «У Маши было 6 шариков. Папа купил ещё один. Сколько шариков стало у Маши?»
Дидактическая игра «Найди фигуры»
Цель: развивать у детей геометрическую зоркость, закрепить умение определять из каких фигур состоит предмет.
Ход игры: На нижнее кольцо разложим изображения, состоящие их геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбираем изображение, затем совмещаем с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит.
Дидактическая игра «Подбери цифру»
Цель: закрепить умения соотносить цифру и количество предметов.
Ход игры: Используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо раскладываем цифры, на нижнее – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю детям рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
Дидактическая игра «На что похоже»
Цель: учить детей соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Ход игры: Используем два круга. На нижний круг раскладываем предметные картинки, на средний - геометрические фигуры. С помощью стрелочки определяем геометрическую фигуру, затем находим картинки с похожими предметами по форме.
Дидактическая игра «Продолжи цепочку»
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: На нижнее кольцо разложить карточки с цепочкой из геометрических фигур, на среднее и верхнее – отдельные геометрические фигуры. С помощью стрелки выбрать карточку и продолжаем цепочку, поворачивая средний и верхний круг.
Дидактическая игра «Из чего состоит число»
Цель: закрепить состав числа из двух меньших чисел.
Ход игры: На все три круга разложить цифры. Стрелкой выбрать число на верхнем круге и с помощью цифр на среднем и нижнем круге найти состав числа.
Дидактическая игра"Кто соседи"
Цель:учить называть последующее и предыдущее число.
Кольца Луллия позволили мне, создавая непринуждённую и увлекательную атмосферу процесса обучения, сделать занятия математикой увлекательным и эффективным.
Предварительный просмотр:
Конспект досугового занятия «День Нептуна»
Дети строятся на спортивной площадке. Звучит музыка. Появляется Ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, ребята!
Добрый день и добрый час
Мы не зря собрали вас!
Ведь сегодня всем на диво
В садике у нас красиво.
Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети. Лето!
Ведущая: Мы встречаем праздник лета!
Праздник солнца, праздник света!
Солнце, солнце, жарче грей,
Будет праздник веселей!
Ведущая: предлагает детям прочитать стихи.
1й ребенок Что такое лето? Это много света.
Это поле, это лес, это тысячи чудес.
2й ребенок Это в небе облака, это быстрая река.
Это яркие цветы, это синь высоты!
3й ребенок Это в мире сто дорог
Для ребячьих ног!
Ведущая: Дети, а давайте свами поиграем в игру «Солнце. Вода. Земля».
А знаете ли вы, какой сегодня день?
Дети отвечают.
Ведущая: Да, сегодня день Нептуна. А вы знаете, кто такой Нептун?
Дети отвечают.
Ведущая: Да, Нептун – это правитель подводной страны, повелитель море и океанов. Сегодня у нас необычный день - мы прибыли в «подводное царство», в гости к Нептуну.
Загадки:
Ох, и злющее оно! По реке плывёт бревно.
Тем, кто в речку угодил, нос откусит…. (крокодил)
Живёт тихонько, не спешит,
На всякий случай носит щит
Под ним, не зная страха,
Гуляет….(черепаха)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток (рыба)
На опушке пруд
В нём рыбёшки живут
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков (аквариум)
Над тобой, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Налетел на дальний лес,
Прохудился и исчез. (туча)
Игры - развлечения:
- Игра «Водоносы»
Группа делится на две команды по 4 человека в каждой. Из одного ведра наполненного водой дети переносят воду стаканчиком в другое ведро. Побеждает команда, которая перенесёт воду первой.
- Игра «Попади в цель»
Дети водным пистолетом должны попасть в пластмассовую бутылку.
- Игра «Снайперы»
Водным пистолетом попади в воздушный шар.
4. Игра - конкурс «Мыльные пузыри»
- А теперь, прошу, берите вы флаконы поскорей.
Поиграем: кто же больше напускает пузырей!
Выдуваем пузыри вот такие – посмотри!
Все они воздушные и очень непослушные!
Как бы нам их поймать на ладошке подержать!
Как красивы – посмотри - мыльные пузыри.
Стайкой по ветру летят и на солнышке блестят.
5. Игра «Море волнуется»
Нептун:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура на месте замри!
Все должны быстро "замереть".
Итог занятия.
Нептун
-Молодцы ребята, порадовали, развеселили Владыку морей.
Понравился ли Вам наш праздник?
- А я уйду в пучину моря и буду время коротать.
Прощайте! Следующим летом
Мы вас здесь снова будем ждать
Предварительный просмотр:
Цель: активизация интереса, эмоционального отклика на художественные произведения, желания внимательно рассматривать натюрморт.
Задачи:
образовательные:
1. Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства.
2. Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией,
подбором цвета предметов.
3. Дать представления о том, какие предметы изображаются в натюрморте.
развивающие:
1. Стимулировать эстетические оценки и суждения.
2. Развивать способности детей анализировать закономерности изображения
в построении натюрморта (композиции, перспективы, формы предметов).
3. Развивать связную речь детей.
4. Развивать умение рисовать цветы мятой бумагой.
5. Развивать чувство пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.
6. Расширять словарный запас детей, обозначающий названия предметов, действий, признаков.
воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.
Предварительная работа:
-чтение глав из рассказа Н. Носова "Приключение Незнайки и его друзей" ;
-рассматривание картин жанров живописи "пейзаж" и "портрет"
-изготовление комочков из мятой бумаги (дети).
Материалы и оборудование:
1) д/и " Составь натюрморт"
2) акварель на каждого ребенка, восковые мелки, комочки мятой бумаги, гуашь 3-4 цвета в тон цветов, ваза, цветы, стаканы с водой на каждого ребенка.
3) аудио_письмо
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на адрес нашей группы пришло аудио-письмо, хотите узнать, что в нем?
Ответы детей.
Дети рассаживаются полукругом, слушают письмо.
Тюбик:(аудиозапись) Здравствуйте, ребята. Меня зовут Тюбик, я живу в "Цветочном городе", я очень люблю живопись и рисовать. А вы любите (слайд 1 с изображение Тюбика)
Ответы детей.
Тюбик: (аудиозапись) Тогда, отгадайте загадки.
Воспитатель: Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина или поле и шалаш,-
Обязательно картина называется. ПЕЙЗАЖ
Если видишь,что с картины смотрит кто-нибудь на нас,-
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька,твой сосед,-
Обязательно картина называется портрет.
Тюбик: Умницы вы угадали мои загадки. Ребята, вы хорошо разбираетесь в жанрах живописи. Молодцы. Тогда я вас попрошу организовать выставку картин в детском саду вместе с Незнайкой.
Ответы детей.
Незнайка:(аудиозапись)Здравствуйте, ребята! Тюбик попросил меня организовать выставку, но я перепутал все картинки и не знаю в каком зале их надо расположить.
(слайд 2 с изображением Незнайки)
Воспитатель: ребята, что нужно сделать?
Ответы детей: Помочь незнайке. (как) Развешать картины в нужном зале.
Воспитатель: Тогда начинаем.
Воспитатель показывает картинки, дети называют, в каком жанре они написаны. И развешивают по жанрам.
(После каждого ответа ребенка, воспитатель задает ему вопрос " Почему ты так думаешь?")
Незнайка:(аудиозапись) ребята, здесь не хватает еще одного жанра живописи- натюрморта.
Дети: Мы не знаем что такое натюрморт.
Воспитатель: Мы еще не знакомы с этим видом живописи. Сегодня, я расскажу вам о нем.
А начну я свой рассказ с стихотворения:
Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу или торт,
Или все предметы сразу,- знай, что это натюрморт.
На натюрмортах всегда изображены различные предметы-овощи, фрукты, цветы в вазе, посуда, книги и другие предметы.
Дети внимательно рассматривают предметы, изображенные на картинках. (слайд Воспитатель: на натюрмортах, никогда не изображают людей и природу. Художник, прежде чем писать натюрморт, продумывает как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга. А вы хотите побыть настоящими художниками.
Ответы детей.
Дидактическая игра:" Составь натюрморт".
Воспитатель: а у меня для вас есть сюрприз. Подойдите к столам, на них у каждого из вас лежат тарелочки с силуэтами ваз и цветов. Попробуйте составить из них натюрморт.
Какие замечательные натюрморты у вас получились!
Вы наверное устали? Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка: «Сказка про краски»
Если б все на свете было одинакового цвета,
(Вращательные движения головой.)
Вас бы это рассердило или радовало это? (Наклоны головы вперед-назад.)
Видеть мир привыкли люди белым, желтым, синим, красным.
(Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)
Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным!
(Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах.)
(Е. Руженцев)
Воспитатель:Пока мы с вами отдыхали, я все думала как же мы с Незнайкой устроим выставку картин без натюрмортов?
Ответы детей: давайте нарисуем натюрморт с натуры.
Воспитатель приглашает детей за столы и поднимает ткань, которая закрывала уже составленный за ранее натюрморт.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно все детали натюрморта, сколько предметов составляют его? Перечислите их? Какого они цвета? Какой формы ваза, цветы?
Ответы детей.
Воспитатель: У вас на столах уже лежат альбомные листы. Как вы расположите листы? В какой части листа будет располагаться ваза? С какого предмета вы начнете свой рисунок? Чем вы будете рисовать вазу, а цветы? Вазу, стебель и листья цветов рисуем восковыми мелками, а фон закрашиваем акварелью-это делаем в первую очередь, затем мы рисуем смятой бумагой цветы, используем несколько красок, наносим их друг на друга. .Теперь приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность
Рефлексивно- оценочный этап.
По окончанию работы дети вывешивают свои работы на выставку.
Взаимооценка: Воспитатель просит выбрать самый удачный, по их мнению, натюрморт и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Ответы детей: Помогали Тюбику и Незнайке организовать выставку.
Воспитатель: В каком жанре мы сегодня рисовали наши работы?
Ответы детей: Натюрморт.
Аудиозапись: Спасибо ребята! Вы нам помогли, выставка получилась очень красивой.
До свидания и до новых встреч!
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
Конспект ООД
по рисованию в старшей группе
«Знакомство с натюрмортом»
Подготовила
и провела: Майкова Л.С.
Дата проведения: 14.11.2018г
Козловка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение методов и приёмов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Недоразвитие речи у детей дошкольного возраста и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. Одним из способов решения...
Применение методов и приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста
laquo; Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»...
применение методов и пособий ТРИЗ
мастер класс...
Статья "Применение методов и приемов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетенции у старших дошкольников"
Методы и приемы ТРИЗ-педагогики позволяют традиционный способ обучения перевести в активно - деятельностный. У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают нов...
"Развитие творческого воображения и абстрактного мышления посредством применения методов и приёмов ТРИЗ"
Консультация для родителей по применению методов и приёмов ТРИЗ. Примеры игр на развитие логики, вариативности воображаемых образов, воображения; игры способствующие расширению и активизации словарног...
Газета для родителей по применению методов и приёмов ТРИЗ с детьми
В этих газетах раскрывается информация о работе с детьми по применению методов и приёмов ТРИЗ с детьми...
Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в ДОУ
Применение методов и приемов ТРИЗ на занятиях в ДОУ...