Конспект НОД "Знакомство со светом и тенью"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svet_i_ten.docx | 59.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы «А»
«Знакомство со светом и тенью»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Автор: Сердюк Оксана Валерьевна
Надым 2021 г.
Тема: Познавательное развитие «Знакомство со светом и тенью».
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: формирование представлений детей о свойствах света и тени.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами света и тени.
2. Развивать стремление к поисково — познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Способствовать воспитанию интереса детей к деятельности сверстников, развивать умение детей взаимодействовать в парах.
Материалы и оборудование: ноутбук, смарт доска, фонарики (по количеству детей), карточки – подсказки с изображением схем положения рук, для показа животных при помощи тени.
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность детей | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности (помочь) | Воспитатель собирает детей около себя. - Ребята, сегодня у нас в саду на первом этаже будут отключать свет, надо будет проверить электрическую проводку. У нас на втором этаже свет будет, а на первом нет. - У вас была такая ситуация, когда выключали свет? - А что вы делали в такой ситуации? - Воспитательница из младшей группы просит вас помочь, рассказать, чем можно заняться, когда нет света. Ведь дети маленькие, они могут испугаться, им может стать скучно. - Хотите помочь воспитательнице? Расскажете, чем можно заняться, когда темно? - Сможете? | Постановка детской цели | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Ответы детей |
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Актуализация мыслительных операций, необходимые для открытия новых знаний | - Ребята, какие источники света вы знаете? (Свет от солнца, свет от луны, от звёзд, от лампочки, от свечи, от костра, от падающей кометы, от жука Светлячка, от молнии, от извергающего вулкана, от фонарика) - Ребята, источники света бывают естественные, созданные природой и искусственные, которые придумал человек. - Например, солнце и луна, это какой источник света? (естественный), а лампочка, какой? (искусственный) Игра на смарт доске «Свет бывает разный» - Нужно распределить картинки на две группы: естественный и искусственный источник света. (игра из сборника «Совушка») - А что мы обычно делаем, когда в квартире отключают свет? (включаем фонарик) Выключить незаметно экран. - Ребята, у нас сегодня тоже есть фонарики. − А вы знаете, правила пользования фонариками. (Не светить друг другу в глаза, не ронять фонарик, не играть выключателем ...). − Я предлагаю всем взять фонарики и включить их. − Что изменилось в зале? (Стало светлее). - Посветите на экран фонариком, что вы видите? (световое пятно) - Отойдите подальше от экрана , что происходит со световым пятном? (оно уменьшается) - А если мы приближаемся? (световое пятно увеличивается) | Предполагают варианты решения проблемы, опираясь свой на опыт и знания | Выполнение действий | Выполнение упражнений |
Затруднение в ситуации | Моделирование ситуации, сталкивание детей с затруднением | (на экране появляется тень от руки). - Ребята, а что появилось на экране? (Тень) - А вы знаете, как образуется тень? (нет) - А что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но хочешь узнать? - А хотите узнать путем эксперимента? | Анализ возникшей ситуации | Работа по показу Обдумывание и планирование своих действий | |
Открытие нового знания | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера | Помещаем предметы по очереди напротив экрана (книга, лист бумаги, прозрачный лист пластика, картон черного цвета, фонарик). Светим на каждый предмет фонариком. - Ребята, за всеми предметами образуется тень? (Нет, за листом пластика тени нет, только расплывчатое пятно, а за другими предметами есть). - А пластик какой прозрачный или нет? (Прозрачный) - А остальные предметы какие? (непрозрачные) - Значит, какой можно сделать вывод? (Непрозрачные предметы являются преградой для света фонарика, свет через них пройти не может, а падает на сам предмет и за предметом образуется тень. А пластик прозрачный, свет через него проходит и тени за ним нет). - Так как образуется тень? ( Когда на пути света появляется преграда, образуется тень) - Ребята, а давайте проверим, что будет происходить с тенью, если светить фонариком с разного расстояния? (проверяют) - Какой сделаем вывод? (Тень, как и световое пятно, с близкого расстояния увеличивается, а с дальнего уменьшается.) | Формирование успешного преодоления затруднения | Планирование Контроль и корректировка | Выполнение задания |
Включение нового знания в систему знаний. | Создание ситуации для использования новых знаний | - Ребята, а хотите превратиться в фокусников, которые умеют изображать при помощи луча света и тени различные фигуры? − Раз, два, три, повернись и в фокусника превратись. − Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай животное». (Воспитатель показывает тень животного на экране, а дети отгадывают, какое это животное: заяц, кошечка, краб) - Ребята, хотите сами загадать теневые загадки друг другу? - Для этого нам нужно разбиться на пары. Выберите для себя пару. Договоритесь, кто из вас будет показывать тень, а кто будет светить фонариком. А как изобразить животное на экране вам подскажут карточки - подсказки. Только вы другим парам карточки свои не показывайте. (Дети выбирают по одной карточке со схематичным изображением положения рук для показа животного.) По очереди каждая пара показывает животное на экране, а другие дети отгадывают, какое это животное. - Ребята, а вы знаете, что с помощью света и тени, можно показывать спектакли. Такой театр называется театр теней. (слайды на экране ) | Практическое выполнение задания | Выполнение действий по правилам игры Самоконтроль Корректировка Обдумывание своих действий | Соблюдение правил игры |
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности | Воспитатель собирает детей около себя. - Ой, ребята, мы с вами заговорились, а через пять минут уже выключат свет на первом этаже. - Вы готовы сказать, чем можно заняться детям без света? - Говорите, я за вами записываю в блокнот. - Я все записала, сейчас, попрошу няню и она отнесет, отдаст наши записи воспитательнице младшей группы. - Вам понравилось сегодня? - А что вам больше всего понравилось? - А почему мы смогли загадывать теневые загадки? (Узнали, как образуется тень) - Так как же образуется тень? | Осмысление деятельности, рефлексия (личная оценка) | Самооценка | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект прогулки в летний период для детей 5-6 лет. Тема: «Свет и тень».
данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов....
Конспект занятия познавательско-исследовательской деятельности «Свет и тень»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...
Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Свет и тень"
Задачи: формирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно-исследовательскую деятельность, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Знакомство со светом и тенью»
Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с...
Презентация к конспекту "Свет и тень"
Презентация содержит демонстрационный материал...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы ДОУ "Свет и тень"
Предлагаю вам конспект СОД по экспериментированию в средней группе ДОУ. Здесь дети помогают сказочному герою Патрику узнать, что такое тень и как она появляется....