«Приключения в шахматной стране «Белая ладья»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению детей дошкольного возраста в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priklyucheniya_v_shahmatnoy_strane_belaya_ladya_podgot_gr.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Приключения в шахматной стране «Белая ладья»
Подготовила воспитатель: Дегтярева Е.А. , подготовительная группа.
Цель: закрепление основных терминов и приемов игры в шахматы.
Задачи:
- повторить правила расположения и названия шахматных фигур на доске, правила их движения;
- закрепить умение решать простые шахматные задачи, ориентироваться на шахматной доске.
- развивать логическое мышления, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, умение планировать свои действия, рассуждать, искать правильный ответ;
- воспитывать навыки работы в коллективе; вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.
- прививать интерес к полезной игре.
Оборудование:
- воздушные шары
- флешка с музыкальным сопровождением
- веревка
- прищепки
- черно-белые квадраты с буквами (БЕЛАЯ ЛАДЬЯ)
- «чудесный мешочек»
- шахматные фигуры по количеству детей
- черные и белые шахматные фигуры, вырезанные из бумаги
- шахматные столы с комплектами фигур
- 2 пустые коробки
- фломастеры
- кукла Шахматеюшка
Ход мероприятия:
Организационный этап:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (На самолете, на корабле, на велосипеде, на машине).
– Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чем? На воздушных шариках.
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, давайте скажем наш девиз:
На воздушных шариках
Отправляемся мы в путь
Знания, смекалку, ловкость
Взять с собой не позабудь.
Берем шарики и в путь….
Мотивационно- ориентировочный этап:
( Дети с воздушными шарами заходят в образовательный холл, где находится шахматная студия «Белая Ладья»)
Воспитатель: Посмотрите, мы попали в необычное место. Вокруг нас портреты каких – то знаменитостей, черно-белые столы, Клетки тут везде, квадраты, куда же мы интересно попали, ребята? Как же это место называется? Ответы детей.
Вот конверт с большим вопросом? Здесь есть задание -надо собрать название, прикрепив на веревочку с помощью прищепок черно-белые квадраты по порядку от 1 до 10.Прочитайте, что получилось? («БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»)
Действительно, мы с вами попали в шахматную страну, которая называется «Белая ладья», где живет наша знакомая Шахматеюшка. Она всегда нас сопровождала на пути знакомства с шахматами. Но что же сейчас нас не встречает? Может, что-то случилось? Попробуем тогда все узнать сами. Пройдем в городские ворота.
Воспитатель: Ребята, смотрите, ворота закрыты. Пройти в эти ворота сможет лишь тот, кто угадает фигуру из волшебного мешочка (дети поочередно достают фигуру, называют ее, получают эмблему с изображением этой фигуры и занимают соответствующие места в черной и белой команде).
Воспитатель: Добро пожаловать в город шахматных фигур «Белая Ладья». Отныне вы не просто его гости, а самые настоящие жители. На Белой улице живут Белые фигуры, на Черной улице – Черные. Все жители этого города подчиняются определенным правилам. А за соблюдением этих правил в городе следит вовсе не полиция, а наш Шахматный гроссмейстер – Наталья Ивановна.
Жителям Белой и Черной улиц предстоит сегодня сложное испытание. Нашу дорогую и любимую Шахматеюшку похитил злой колдун. Он заключил ее в башню, запер на 10 замков! Чтобы спасти ее, вам придется применить все свои знания, ум и смекалку. Готовы ли вы встретиться с испытаниями лицом к лицу? (ответы детей) Будем надеяться, что вы достойно с ними справитесь.
Практический этап:
1. Эстафета «Расставь фигуры по местам»
Воспитатель: Чтобы победить злого колдуна, надо быть очень быстрым и внимательным. Вот вам первое задание – эстафета на скорость: бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение (команды на старте, рядом контейнеры с фигурами белого и черного цвета, участники по очереди берут по одной фигуре, добегают до своего шахматного стола и ставят фигуры на свои места).
Гроссмейстер следит за соблюдением правил расстановки фигур.
2. Игра «Чего не стало?»
Быстроту мы вашу проверили. Но ведь чтобы справиться с злым колдуном, нужно быть еще и очень внимательным. Вот вам следующее задание – игра «Чего не стало?» (Фигуры стоят .на столе в исходном положении, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо убирает с поля. Задача участников – определить, что изменилось на доске).
3. Игра «Интересные вопросы»
Чтобы справиться с колдуном, нужно хорошо знать правила игры в Шахматы. А вы их знаете? Сейчас проверим. Вот вам новое испытание – вопросы от фигур. (Участники команд по очереди подходят к шахматному столу и берут любую фигуру противоположной команды. На основании фигуры приклеен номер вопроса. Если участник не может ответить на вопрос, ему помогает команда. Если ответ верный, фигура считается побежденной и убирается с доски. Каждая команда должна как можно быстрее победить фигуры противника).
Гроссмейстер следит за правильностью ответов участников и команд.
ВОПРОСЫ БЕЛОЙ КОМАНДЕ:
- Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
- Чей ход всегда первый?
- Что такое «вертикаль»? Сколько их?
- Что такое «диагональ»? Какого цвета бывают?
- Как бьёт (рубит) пешка?
- Какая фигура не может встать на белые поля?
- Чем конь отличается от всех остальных фигур?
- Назови правило постановки короля.
- Каких фигур больше всего на шахматной доске, сколько их?
- Какая фигура ходит по диагоналям?
- Что такое «шах»?
- Как ходит ферзь?
- Когда заканчивается шахматная партия?
- Где в начале игры располагаются пешки?
- Может ли ладья самостоятельно выйти в игру?
- Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути), можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа?
ВОПРОСЫ ЧЕРНОЙ КОМАНДЕ:
- Между какими фигурами на доске стоит конь?
- Что такое «горизонталь»? Сколько их?
- Как ходит пешка?
- Расскажи правило расположения шахматной доски перед началом игры.
- Назови порядок букв на шахматной доске.
- Как ходит ладья?
- Что такое «мат»?
- Как ходит король?
- Что такое «превращение пешки»?
- Может ли слон самостоятельно выйти в игру?
- Какая фигура остается на доске до конца игры: не снимается и не уничтожается?
- Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?
- Сколько рядов занимает на шахматной доске построение каждой армии?
- Как называются участники шахматной партии?
- Каких фигур меньше всего на шахматном поле? Сколько их?
- Какие поля бывают на шахматной доске?
Физкультминутка «Приветствие»
Все фигуры (дети) встали в круг. Проверим вашу внимательность и доброжелательность. Названные фигуры выходят в круг и жмут друг другу руки: ферзи…, пешки…, короли…, ладьи…, слоны…, кони…
А теперь прошу:
- пешек – похлопать,
- слонов – потопать,
- коней– попрыгать,
- ладей – повернуться вокруг себя,
- ферзей – дать «пять»,
- королей – обняться.
4. «Шахматный турнир – открой 10 замков»
Вот и настал самый опасный и ответственный момент. Наша Шахматеюшка томится в башне, запертая на 10 замков. Чтобы сломать замки , нужно победить в партии 10 фигур. Как только фигуры будут срублены, замки исчезнут, и наша Шахматеюшка окажется на свободе. Вы готовы начать партию? Приступим! (каждый участник команды делает по очереди ход, игра продолжается до 10 побежденных фигур).
Воспитатель: Ребята, спасибо вам! Вы помогли освободить нашу Шахматеюшка из плена злого колдуна! (воспитатель выносит куклу под аплодисменты детей). Вы доказали, что являетесь настоящими любителями этой замечательной и очень полезной игры – Шахматы. Слово нашему гроссмейстеру….
Рефлексивно – оценочный этап :
А прежде, чем возвращаться из Шахматной страны обратно в детский сад, давайте снимем наши шахматные фигуры (эмблемы) и с помощью фломастеров нарисуем на их лицах наше настроение, которое осталось у нас после посещения этой страны.
Ну а теперь в обратный путь, на воздушных шариках.
Вот мы и в саду. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Что особенно запомнилось? Что было трудным? Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа шахматного клуба "Белая ладья"
Шахматы — это настольная игра для двоих, история которой берет начало полторы тысячи лет назад. В этой игре побеждает тот, у кого наиболее развита логика, кто умеет думать на несколько ходов впер...
Сценарий шахматного турнира "Белая ладья" для педагогов дополнительного образования
Цель – создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста....
Шахматный кружок "Белая ладья"
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. В...
Отчёт о работе шахматного кружка "Белая ладья".
В отчете можно увидеть, как строилась работа по обучению детей шахматной игре....
Шахматная секция "Белая ладья"
Шахматная секция "Белая ладья"...
Шахматные турниры "Маленькая ладья"
Игра в шахматы – одно из самых популярных увлечений среди детей. Закономерным результатом обучения правилам, стратегии и тактике игры является турнир, во время которого юный шахматист может испы...
Приказ № 203 "О проведении шахматного турнира "Алая Ладья - 2024"
Среди влспитанников МБДОУ "Детский сад №10 "Снежинка"...