Шахматный кружок "Белая ладья"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. В детском саду для детей средней группы организован шахматный кружок «Белая ладья». Шахматная игра является наиболее безопасной игрой, где развивается, не сила мышц, а сила мысли. Невероятно сколько эмоций дает эта с виду спокойная игра. На шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры. Шахматы заставляют задуматься над самостоятельной постановкой задачи и нестандартном решении их, стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения, умению находить оригинальный способ решения. Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля. Совершенствуясь в игре, шахматист неизбежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контролировать свои действия, не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире. В процессе обучения шахматной игре развивается память, а так же решаются воспитательные задачи, связанные сформированием личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_ladya.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. В детском саду для детей средней группы организован шахматный кружок «Белая ладья». Шахматная игра является наиболее безопасной игрой, где развивается, не сила мышц, а сила мысли. Невероятно сколько эмоций дает эта с виду спокойная игра. На шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры. Шахматы заставляют задуматься над самостоятельной постановкой задачи и нестандартном решении их, стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения, умению находить оригинальный способ решения. Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля. Совершенствуясь в игре, шахматист неизбежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контролировать свои действия, не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире. В процессе обучения шахматной игре развивается память, а так же решаются воспитательные задачи, связанные сформированием личности ребенка.
Актуальность. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Практическая значимость программы состоит в том, что она направлена на то, что дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Особенность программы в том, что занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме
Цель программы: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.
Задачи:
-Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;
-Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.
-Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
-Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.
Принципы:
1.Комплексная реализация целей: воспитательной, развивающей, практической;
2. Коммуникативная направленность;
3. Систематичности и последовательности (от простого к сложному);
3. Индивидуализации и дифференциации.
Формы занятий:
1.Рассказ.
2.Объяснение.
3. Беседа.
4.Показ.
5.Игра.
Приёмы и методы:
1. Словесный .
2. Наглядный .
3. Практический.
Материально-техническое оснащение кружковых занятий:
Шахматные фигуры.
Шахматные доски.
Особенности возрастной группы детей, которой адресована программа:
Группа является профильной, её состав постоянный. Дети в группу набирались по желанию (свободно). Программа разработана на один год.
Режим занятия: Занятия проводятся 1 раз в неделю, в среду/четверг, по 20 минут, с 15.50 – 16.10 .
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми среднего дошкольного возраста –4- 5 лет.
Форма проведения занятия: подгрупповая в составе 6 человек, индивидуальная.
Формы подведения итогов – мониторинг.
Периодичностьзанятий в неделю | Продолжительностьзанятия | Количествозанятий в месяц | Количествозанятий в год |
1раз | 20мин | 4 | 31 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
-различать и называть шахматные фигуры;
-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
-иметь представление об элементарных правилах игры;
-играть малым числом фигур;
-иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
-владеть основными шахматными терминами;
-правильно применять элементарные правила игры;
-иметь представление о некоторых тактических приемах.
-играть в парах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе | |
теоретические | практические | |||
1. | Шахматная доска. | 1 | 1 | |
2. | Шахматная доска. | 1 | 1 | |
3. | Шахматная доска. | 1 | 1 | |
4. | Шахматные фигуры. | 1 | 1 | |
5. | Начальное положение | 1 | 1 | |
6. | Начальное положение | 1 | 1 | |
7. | Начальное положение | 1 | 1 | |
8. | Ладья | 1 | 1 | |
9. | Ладья | 1 | 1 | |
10. | Слон | 1 | 1 | |
11. | Слон | 1 | 1 | |
12. | Ладья против слона | 1 | 0,5 | 0,5 |
13. | Ферзь | 1 | 1 | |
14 | Ферзь | 1 | 1 | |
15 | Ферзь против ладьи и слона | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Конь | 1 | 1 | |
17 | Конь | 1 | 1 | |
18 | Конь против ферзя, ладьи, слона. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Пешка | 1 | 1 | |
20 | Пешка | 1 | 1 | |
21 | Превращение пешки | 1 | 1 | |
22 | Превращение пешки | 1 | 1 | |
23 | Король. | 1 | 1 | |
24 | Король. | 1 | 1 | |
25 | Король против других фигур. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Шах. | 1 | 1 | |
27 | Шах. | 1 | 1 | |
28 | Шахматная партия | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Шахматная партия | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Шахматная партия | 1 | 1 | |
31 | Мониторинг |
Месяц | Количествочасов | ||
в месяц | занятий в неделю | в год | |
октябрь | 4 | 1 | 31 |
ноябрь | 5 | 1 | |
декабрь | 4 | 1 | |
январь | 3 | 1 | |
февраль | 3 | 1 | |
март | 5 | 1 | |
апрель | 4 | 1 | |
май | 3 | 1 |
Структура кружкового занятия включает в себя следующие этапы реализации:
Вводную часть.
Основную часть.
Заключительную часть.
Перспективный план
Месяц | Тема | Цель | Содержание | Оборудование |
Октябрь | Шахматная доска. | Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. | Шахматная доска |
Шахматная доска. | Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные; расположение доски между партнерами. | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. | Шахматная доска | |
Шахматная доска. | Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски, диагональю. | Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. | Шахматная доска | |
Шахматные фигуры. | Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. | Знакомство с шахматными фигурами. | Шахматы. | |
Ноябрь | Начальное положение | Учить правильно, располагать фигуры перед партией. | Места фигур в начальном положении. | Шахматная доска. Шахматы. |
Начальное положение | Учить правильно, располагать фигуры перед партией. | Места фигур в начальном положении. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Начальное положение | Закрепить умение правильно, располагать фигуры перед партией. | Места фигур в начальном положении. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Ладья | Освоить ход ладьи. | Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Ладья | Продолжать осваивать ход ладьи. | Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых". | Шахматная доска. Шахматы. | |
Декабрь | Слон | Освоить ход слона. Научить детей, что очень важно, чтобы слон точно передвигался наискосок. Учить, что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят | Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. | Шахматная доска. Шахматы. |
Слон | Продолжать осваивать ход слона. | Ход слона, взятие. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Ладья против слона | Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из- под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает. | Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Ферзь | Освоить ход ферзя, | Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Игра на уничтожение». | Шахматная доска. Шахматы. | |
Январь | Ферзь | Продолжать осваивать ход ферзя | Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Игра на уничтожение». | Шахматная доска. Шахматы. |
Ферзь против ладьи и слона | Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь». | Ферзь против ладьи и слона. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Конь | Обучить детей ходу коня; учить ребенка играть конем против коня. | Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Февраль | Конь | Продолжать обучение детей ходу коня; учить ребенка играть конем против коня. | Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. | Шахматная доска. Шахматы. |
Конь против ферзя, ладьи, слона. | Учить детей играть конем против ферзя, ладьи, слона | Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». | Шахматная доска. Шахматы. | |
Пешка | Обучить детей ходу пешки; Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали. | Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». | Шахматная доска. Шахматы. | |
Март | Пешка | Продолжать обучать детей ходу пешки; Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали. | Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». | Шахматная доска. Шахматы. |
Превращение пешки | Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя. | Превращение пешки в ферзя. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Превращение пешки | Закрепить умение детей превращать пешку в другую фигуру; объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя. | Превращение пешки в ферзя. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Король. | Обучить детей ходу короля. Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя | Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Апрель | Король. | Продолжать обучать детей ходу короля. Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя | Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. | Шахматная доска. Шахматы. |
Король против других фигур. | Продолжать обучать детей ходу короля против других фигур. | Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Шах. | Научить детей, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах. Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя… | Знакомство с шахматным понятием «шах». | Шахматная доска. Шахматы. | |
Шах. | Учить детей ставить открытый и двойной шах. Учить детей из нескольких вариантов шаха выбирать лучший. | Открытый и двойной шах. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Май | Шахматная партия | Научить детей расставлять фигуры в начальное положение. | Расстановка фигур в начальное положение. | Шахматная доска. Шахматы. |
Шахматная партия | Закрепить умение детей расставлять фигуры в начальное положение. | Расстановка фигур в начальное положение. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Шахматная партия | Закрепить умение детей расставлять фигуры в начальное положение. | Расстановка фигур в начальное положение. | Шахматная доска. Шахматы. | |
Мониторинг |
Список литературы
1. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2. В. Гончаров. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984
3. В. Гришин, Е. Ильин. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
4. В. Князева. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
5. И. Г. Сухин Шахматы для самых маленьких- АСТ, Астрель ,Москва,2007
Критерии диагностики.
Высокий уровень: ребенок имеет представление о шахматах. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.
Средний уровень: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.
Низкий уровень: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах», «мат». ребенок не может вести игру.
Мониторинг
детей 4-5 лет на начало года
№ п/п | Ф. И. | Различает и называет шахматные фигуры. | Знает ходы шахматных фигур и их отличия | Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». | Делает правильные ходы. |
1 | Абушаев Самат | ||||
2 | Байбиков Салим | ||||
3 | Байрамова Нурай | ||||
4 | Годяев Миша | ||||
5 | Козеева Полина | ||||
6 | Кочеткова Ульяна |
Мониторинг
детей 4-5 лет на конец года
№ п/п | Ф.И. | Различает и называет шахматные фигуры. | Знает ходы шахматных фигур и их отличия | Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». | Делает правильные ходы. |
1 | Абушаев Самат | ||||
2 | Байбиков Салим | ||||
3 | Байрамова Нурай | ||||
4 | Годяев Миша | ||||
5 | Козеева Полина | ||||
6 | Кочеткова Ульяна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа шахматного клуба "Белая ладья"
Шахматы — это настольная игра для двоих, история которой берет начало полторы тысячи лет назад. В этой игре побеждает тот, у кого наиболее развита логика, кто умеет думать на несколько ходов впер...
Сценарий шахматного турнира "Белая ладья" для педагогов дополнительного образования
Цель – создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста....
Проект по шахматному образованию для детей 5-7 лет «Белая Ладья»
Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, у...
Отчёт о работе шахматного кружка "Белая ладья".
В отчете можно увидеть, как строилась работа по обучению детей шахматной игре....
Шахматная секция "Белая ладья"
Шахматная секция "Белая ладья"...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста на тему: « Шахматная фигура - Ладья»
Конспект « Шахматная фигура - Ладья»...
" Знакомство с шахматной фигурой - ладья"
Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возроста...