Перспективное планирование по развитию социальных компетентностей дошкольников
материал (старшая, подготовительная группа)

Плотникова Анна Николаевна
Перспективное планирование по развитию социальных компетентностей дошкольников
 (старший возраст)
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по развитию социальных компетентностей дошкольников

 (старший возраст)

Сентябрь

нед

Тема

Содержание

1

Какой он - культурный человек?

Образовательные

  • Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;
  • закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни;
  • учить осознанно относится к поступкам людей, уметь правильно оценивать эти поступки;
  • побуждать к нравственным поступкам, вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки.
  • Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений.

Развивающие

  • Развивать коммуникативные навыки; мышление, память.

Воспитательные

  • Воспитывать нравственные качества вежливость, честность, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.

2

 Я среди людей

Цель: Осознание и нахождение своего места в коллективе.

3

Мои достоинства и недостатки

Задачи:

  • Учить  различать полезные и вредные привычки.
  • Познакомить с понятиями «достоинства» и «недостатки».
  • Учить преодолевать отрицательные черты характера.
  • Развивать речь, мышление.
  • Воспитывать терпимость к недостаткам других людей.

4

Не хочу быть неряхой

Цель: продолжать работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков.

Задачи:

  • прививать у детей привычку следить за своим внешним видом;
  • воспитывать самостоятельность;
  • побуждать детей к самостоятельным рассуждениям и выводам;
  • формировать диалогическую речь детей

Октябрь

1

Маленький, да удаленький

Цель: создание психолого-педагогических условий для  формирования духовно-нравственных начал  через произведения устного народного творчества.

Задачи:

  • Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.  
  • Воспитывать любовь и уважение к труду, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками.
  • Формировать  бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку через произведения русского народного фольклора.

2

В царстве вежливых наук

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
  • Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.
  • Учить детей формировать свои взгляды, интересы.
  • Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.
  • Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
  • Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой.
  • Закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

3

Рыцарский этикет

Задачи:

  • Научить детей, опираясь на ранее усвоенные навыки культурного поведения, понимать смысл «рыцарского этикета», эпического поведения человека, в доступной форме раскрыть их. 
  • Воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям, формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
  • Учить уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных эпических ситуаций.

4

Красота. Многообразие   красоты

Цель: формировать осознанные, дифференцированные, утонченные эстетические чувства.

Задачи:

  • Помочь  осознать одну мысль - красота многообразна.
  • Воспитывать  нравственные качества детей (красоту не только надо создавать, но и бережно к ней относиться).

Ноябрь

1

Наша дружная семья

Задачи: 

  • Формировать представление о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации.
  • Воспитывать  любовь и уважение к своим родным. 

2

Дом, в котором ты живешь

Задачи: 

  • Познакомить  детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.
  • Формировать способность к социальной безопасности.
  • Правильно оценивать себя и других.
  • Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица города).
  • Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок. 

3

Страна эмоций

Задачи: -

  • Учить детей самостоятельно создавать на песке разные города.
  • Познакомить детей со способами избавления от страха.
  • Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике.
  • Развивать эмоциональную сферу, кинестетическую чувствительность, творческое воображение, умение фантазировать, размышлять, самостоятельно делать выводы, развивать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к другим.

4

В мире вежливых слов

Задачи:

  • Продолжать знакомство с правилами этикета.
  • Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
  • Показать какое значение имеют вежливые слова в жизни людей.
  • Учить вежливому общению, используя вежливые слова. 
  • Воспитывать у детей желание быть культурным и вежливым человеком

Декабрь

1

Радость

Задачи:

  • Содействовать  развитию эмоционального интеллекта и обогащению эмоциональной компетентности детей.
  • Знакомить  детей с эмоцией радости, учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
  • Учить  эмоционально воспринимать радостное настроение других людей.
  • Формировать  положительные чувства и эмоции через улыбку, развивать эмпатию.

2

Почему ты обиделся?

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников.

Задачи:

Создавать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви.

  • Обучать умению слушать и слышать другого.
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях.
  • Учить использовать формулы речевого этикета адресно и мотивировано.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
  • Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, творчество.

3

Секреты дружбы

Задачи:

  • Познакомить детей с секретами дружбы (Улыбка, помощь, доброта, мир, честность)
  • Продолжать развивать диалогическую речь.
  • Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти  друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
  • Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.
  • Воспитывать понимание и умение  оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения.
  • Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам.
  • Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения.

4

Что значит быть добрым?

Цели: способствовать формированию понятия «доброта»; формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств; вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Задачи:

  • Учить  воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках.
  • Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Формировать  умение работать на занятии, выражать свое мнение, рассуждать.
  • Воспитывать  доброе отношение друг к другу, к взрослым.

Январь

1

Умеешь ли ты дружить

Задачи:

  • Усвоение  понятий о дружбе и дружеских взаимоотношениях.
  • формирование представлений о своих умениях дружить; умение использовать свой жизненный опыт в дружбе и взаимопомощи со сверстниками.
  • Формировать  понятия о качествах настоящей дружбы; воспитывать умение дорожить дружбой; учить понимать и уважать индивидуальные особенности своих друзей.
  • Формировать  адекватные представления о своих способностях в дружбе.
  • Развивать  воображение; учить использовать и закреплять собственный положительный опыт общения (дружбы).

2

Ты и другие люди

Задачи:

  • Формировать  положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям; стремление избегать конфликтов во время общения с другими; придерживаться основных норм культуры общения.
  • Развивать  эмоциональную чувствительность малышей; воспитывать любовь к родным, привязанность к друзьям, вежливость и толерантность по отношению к малознакомым и незнакомым людям.
  • Учить  малышей ценить тех, кто любит их и заботится о них.
  • Уточнить понятие о категории людей, которые окружают ребенка.
  • Формировать  умение классифицировать их по различным признакам, сравнивать между собой.

Февраль

1

Неразлучные друзья -   взрослые и дети

Задачи:

  • Формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие  о том, как появляется семья, из кого она состоит.
  • Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
  • Показать детям, что семья похожа на могучее дерево,  учить составлять рассказ о своей семье

2

Мои мечты

Задачи:

  • Создать  комфортную атмосферу в группе.
  • Вызвать  у детей интерес друг к другу.
  • Развивать  воображение, творческие способности.
  • Повышать  у детей уверенность в себе, своих силах.
  • Развивать  у детей способность чувствовать других, поддерживать и сопереживать.
  • Научить  элементам саморасслабления и анализу чувств.

3

Дом дружбы

Цель: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Задачи:

развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

  • Формировать  социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость).
  • Воспитывать  дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.
  • Закладывать  нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе.
  • Конкретизировать  знания детей пословиц о дружбе.

4

Мы идем в гости

Задачи:

  • Изучение  и закрепление правил и этикетных норм поведения в гостях, «застольный этикет».
  • Научить  ребенка вежливо беседовать со своим гостем, говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями, не вульгаризировать речь словами-сорняками.
  • Познакомить с русским этикетом. 

Март

1

Учимся принимать гостей

Задачи:

  • Формирование у детей представления о гостеприимстве.
  • Развивать навыки гостеприимства.
  • Воспитывать у детей умения следовать этикету.

2

Как приятно дарить подарки

Задачи: 

  • Учить красиво преподносить свой подарок: с улыбкой на лице и глядя в глаза тому, для кого подарок предназначен, с добрыми и приятными словами.
  • Развивать умение соблюдать правила приема подарка: стоя, а не сидя; улыбаясь дарителю; подарок желательно рассмотреть и поблагодарить за него; любой подарок принимают с радостью, поскольку он является знаком внимания и любви. 
  • Развивать стремление получать радость от процесса дарения подарков. Подарок дарят тому, кого любят и хотят порадовать, поэтому он всегда радость для дарителя и получателя подарка. 
  • Познакомить с правилами выбора, вручения и принятия подарков. 
    Воспитывать доброжелательность и положительное отношение к близким, друзьям. 

3

Подарки мамочкам любимым

Цель: расширить представления детей о роли самого доброго и близкого человека – мамы в нашей жизни.

Задачи:

  • Совершенствовать  речь, как средство общения.
  • Совершенствовать умение рисовать по представлению и по иллюстрации.
  • Развивать  память, мышление, внимание, творческое воображение.
  • Умение  высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Воспитывать  заботливое отношение к мамам через стремление  сделать подарки своими руками.
  • Формировать   интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

4

Долг платежом красен

ЦЕЛЬ: 

  • Формировать доброжелательные отношения.
  • Дать детям понятие долга.
  • Учить детей анализировать поведение персонажей.
  • Развивать внимание к сверстникам.

Апрель

1

Мы пешеходы

Цель: Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения, дать понятие о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; закрепить умение пользоваться светофором; вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. 
Задачи: 

  • продолжать  закреплять правила поведения на проезжей части.
  • Развивать  у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД. 
  • Расширять  знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора.
    расширение кругозора детей. 
  • Формировать  дружеские, доброжелательные отношения между детьми. 
  • Воспитывать  умение слушать своего товарища, не перебивая.
  • Формировать  желание соблюдать правила дорожного движения.
  • Воспитывать  внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы. 
  • Воспитать  грамотного пешехода. 
  • Применять  изученные правила. 

2

Мы пассажиры

Задачи:

  • Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте.
  • Познакомить детей с правилами этического поведения в городском транспорте.
  • Показать детям, что транспорт – это место повышенной опасности.
  • Расширять активный словарь детей - пассажиры, пешеходы.
  • Развивать внимание и усидчивость.

3

Учусь сочувствовать

Задачи:

  • Закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие, оказывать помощь. 

4

Чем отличается фантазия от лжи

Задачи:

  • научить детей различать обман и выдумку-фантазию;
  • подвести к пониманию, что обманывать нельзя, а фантазировать можно. 

Май

1

Посещение театра

Задачи:

  • Создать условия для практической реализации интереса детей к театру.
  • Развивать уверенность в себе.
  • Расширять словарный запас.
  • Передавать образ персонажа через выразительность речи и движений.
  • Помочь детям эмоционально воспринимать увиденное
  • Закрепить правила поведения в театре.
  • Способствовать установлению ролевого взаимодействия и ролевых взаимоотношений.
  • Прививать любовь к театру.

2

Мы воспитанные дети

Задачи: 

  • Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 
  • Закрепление навыков культурного поведения в детском саду, дома, на улице. 
  • Развивать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. 
  • Формировать умение отчетливо произносить слова, короткие фразы; формирование грамматического строя речи. 
  • Развивать умение читать наизусть небольшие авторские стихи. 

3

Спорь, но не вздорь

Цель: способствовать формированию культуры поведения и положительных взаимоотношений между дошкольниками.

Задачи: 

  • Способствовать  формированию умения поддерживать разговор.
  • Дать  понятие о споре как способе отстаивания своей точки зрения, соблюдая правила культуры речевого общения.

4

В мире доброты

  Задачи: 

  • Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища).
  • Искренне высказывать свое мнение.
  • Проявлять доброжелательность к суждениям других людей.. 
  • Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции. 

ррррррррр.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социальной компетентности старших дошкольников.

Формирование социально-коммуникативной компетентности является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире....

Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"

Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...

Использование речевых игр как средство развития социальной компетентности дошкольников

Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять с...

Рекомендации педагогам по развитию социальной компетентности дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения....

Художественная литература, как средство развития социальной компетентности дошкольников.

Ознакомление с художественной литературой направлено на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста....

Статья " ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности старших дошкольников. Основываясь на положениях нормативных документов, автор рассматиривает развитие социальной компетентности как составл...