Картатека игр на развитие эмоций
картотека
Картотека игр на развитие эмоций. Разные возрастные группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_razvitie_emotsiy.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие эмоций
Младший возраст
«Это я, узнай меня»
Цель: снять эмоциональное напряжение, агрессию, развивать эмпатию, тактильное восприятие, создать положительный эмоциональный климат в группе.
Ход: дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: “Это я. Узнай меня”. Ребенок, которого поглаживают, должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди имена участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
«Обзывалки»
Цель: познакомить детей с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Ход: Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов “А ты..”. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!». У детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения взрослого, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
«Маленькое приведение»
Цель: формировать у детей навык в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев.
Ход: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга: По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: “у-у-У!” Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но, помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить”. Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем детьми!».
«Волшебные шарики»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Ход: дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: “Возьмите шарик в ладошки, согрейте сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения”.
«Улитка»
Цель: снять эмоциональное напряжение, агрессию.
Ход: взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» - каждый обнимает за талию стоящего впереди. Взрослый говорит, что теперь они все вместе — большая улитка. По команде воспитателя “Лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “Лягушка ускакала” дети, не разрывая цепочки прохаживаются по комнате и хором говорят: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”. Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.
«Добрый бегемотик»
Цель: снять эмоциональное напряжение, агрессию.
Ход: дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи стоящего впереди. Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке... Затем воспитатель просит “бегемотика” походить по комнате, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую “кучу-малу” ко всеобщему удовольствию всех участников.
«Мой хороший попугай»
Цель: развивать эмпатию, быстроту реакции, снять агрессию, расширять словарный запас.
Ход: дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечами друг к другу. Педагог передает одному из них плюшевого попугая или другую мягкую игрушку. Ребенок должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать другому ребенку. Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как детям трудно найти ласковое имя для попугая, трудно передать игрушку другому ребенку. По мере освоения этих операций темп игры, как правило, ускоряется.
«Драка»
Цель: снизить эмоциональное напряжение у детей, расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Ход: дети становятся в пары, а взрослый дает им инструкцию: что вы с другом поссорилась. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание... А теперь задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
«Сделай так»
Цель: развивать мышечный контроль, умение владеть собой.
Ход: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточку и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый говорит: “По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д.” На счет “10” все замирают на несколько секунд до сигнала взрослого, , после чего меняются карточками и повторяют упражнение.
«Говори»
Цель: развивать умения контролировать импульсивные действия.
Ход: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них будет только один из вас и только тогда, когда я дам команду: ”Говори!”. давайте потренируемся: ”Какое сейчас время года?” (взрослый делает паузу). “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе потолок?”...”Говори!”; “Какой сегодня день недели?”...”Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т.д.
Упражнение можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.
«Коробка переживаний»
Цель: снизить эмоциональное напряжение у детей.
Ход: Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по
кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и
унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.
«Интонация»
Цель: познакомить с различными эмоциональными состояниями.
Ход: Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту ила иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: “Ну, вот и все!” Но сказать ее нужно...
«Эмоциональные руки»
Цель: познакомить с различными эмоциональными состояниями, анализ средств выражения, позволяющие окружающим правильно понять их.
Ход: В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции “написаны на лице”. Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, ах можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить: злость; грусть; испуг; радость; неприязнь.
Средняя группа
«Тренируем эмоции»
Цель: учить понимать эмоции других, выражать собственные эмоции, чувства и их оттенки.
Радость. Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.
Гнев. Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
Испуг. Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
«Лото настроений»
Цель: развивать умение понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
Ход: На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку и, не показывая ее никому, изображает ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
«Уходи, злость, уходи»
Цель. Развивать умение выплескивать негативные эмоции, формировать навык регуляции эмоционального состояния.
Ход: Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и громко кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
«Продолжи фразу»
Цель. Развивать у детей умения выражать собственные эмоции.
Ход: Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т.д.
«Обзывалки»
Цель. Помочь детям выразить негативные эмоции в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Ход: Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»
После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.
«Подушечные бои»
Цель. Снизить у детей эмоциональное и мышечное напряжение.
Ход: Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.
Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.
«Необычное сражение»
Цель. Снизить у детей эмоциональное и мышечное напряжение.
Ход: Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.
«Повтори движения»
Цель: Развивать умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.
Ход: Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.
«Час тишины – час можно»
Цель. Развивать умения регулировать свое состояние и поведение.
Ход: Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
«Молчание»
Цель. Развивать умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.
Ход: Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила — водит.
«ДА и НЕТ»
Цель. Развивать умения контролировать импульсивные действия.
Ход: При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?
Старшая группа
«Чувство страха»
Цель. Познакомить детей с эмоциональным чувством «страх». Уметь определять это чувство.
Ход. Давайте вспомним, о каком чувстве мы с вами говорили на прошлых занятиях?.. Да, о чувстве радости. Что нам помогало определить это чувство?.. Да, это выражение лица, интонация голоса. А теперь посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно... У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или кого-то. Какое же это может быть чувство?.. Да. Это чувство страха. Попытаемся изобразить его на своем лице.
"Паровозик с именем"
Цель. Настроить детей на совместную работу.
Ход. Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Све—та, Све—та...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя... Поехали! Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже втроем будем повторять его имя.
И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.
«Как котенок потерялся»
Цель. Научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека (животного), различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.
Ход. Послушайте историю – "Как котенок потерялся". Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает: "Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?". А котенок ей отвечает: "Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю".
Девочка приласкала котенка и проводила его домой.
Рассказ разбирается и проигрывается по ролям.
Педагог: «Замечательно! В заключение давайте встанем круг и поиграем в "Доброе животное".
Подготовительная группа
«Мимическая гимнастика»
Цель. Развивать способность детей изображать эмоции (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов.
Задания на карточках:
- улыбнуться, как веселый Буратино.
- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.
- рассердиться, как злой волк.
- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.
«Игра с платком»
Цель. Снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Ход. Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.
У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
- бабочку,
- принцессу,
- волшебника,
- бабушку,
- кошку,
- человека, у которого болит зуб,
- морскую волну,
- лису.
После показа каждого нового персонажа задать детям вопросы: "Кто может показать бабочку (принцессу, ...) иначе? Кто еще хочет попробовать?"
У вас прекрасно получилось. Кому понравилось исполнять роли?.. Кому понравилось смотреть?.. Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить еще что-нибудь?..
Игра-загадка «Маски»
Цель. Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.
Ход. На одного ребенка воспитатель надевает маску с настроением (ребенок не знает, что это за маска). Остальные дети рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз.
«Театр»
Цель. Развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.
Ход. Ребенок изображает с помощью мимики какое –то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги.) остальные должны догадаться, какое настроение было загадано.
«Угадай эмоцию на ощупь»
Цель. Развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.
Ход. Воспитатель дает сигнал: «Радость –замри». Дети изображают радость на лице, осторожно трогают своими пальчиками брови, рот, глазки.
«Изобрази настроение»
Цель. Развивать у детей умение передавать своё настроение при помощи рисунка, танца. Развивать мышление; воображение.
Ход. Настроение может быть весёлое, грустное, злое…. И каждому отыщется цветовая или образная ассоциация.
Игру можно провести как словесную: просто поговорить, на что моё настроение похоже. Взрослый подаёт пример: «Моё настроение похоже на грустный дождик».
Во втором варианте детям предлагается нарисовать своё настроение. Цветовыми пятнами, формами – не важно.
Третий вариант: настроение в танце. Детям включается музыка, и они двигаются в соответствии с настроением музыки.
«Выражение эмоций»
Цель. Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.
Ход. Воспитатель читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза». (Дети выражают жалость).
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет… ». (Дети выражают грусть (печаль) .
Воспитатель зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли». (Дети выражают мимикой лица – радость).
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».
(Дети выражают удивление).
Воспитатель читает отрывок из сказки «Репка»: «Тянут – потянут, вытащили репку». (Дети выражают восторг).
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… » (Дети выражают испуг).
Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»: «Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!» (Дети выражают радость).
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».
(Дети выражают мимикой лица печаль).
В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.
Упражнение на разыгрывание историй.
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.
Ход. «Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».
История 1 «Хорошее настроение»
«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».
Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
История 2 «Умка». «Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».
Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.
«Четвертый лишний»
Цель. Развивать внимание, восприятие, память. Продолжать развивать умение распознавать различные эмоции.
Ход. Воспитатель предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:
-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
-грусть, обида, вина, радость;
-трудолюбие, лень, жадность, зависть;
-жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;
-радуется, веселиться, восторгается, злиться;
-радость, веселье, счастье, злость.
«Скажи по-разному»
Цель. Развивать у детей умение передавать эмоциональное состояние, используя интонацию.
Ход. Ребята перед нами раскинулся лес, а лесу живет гном «Ах».
Когда гном радуется, он говорит так: «АХ» (дети произносят с интонацией радости).
Когда ему грустно, он говорит так…(дети говорят с интонацией горя).
Когда он удивляется, он говорит так (дети говорят с интонацией удивления).
Когда он боится, он говорит так…(дети говорят с интонацией страха).
«Закончи предложение»
Ход. Воспитатель предлагает детям послушать и ответить на вопросы:
-Когда ученик в школе получит пятерку, он чувствует …
Ответы детей: Радость.
Воспитатель Когда маленький зайчик видит большого волка, он чувствует…
Д.: Страх.
В.: Когда у маленькой девочки ломается красивая кукла, она чувствует..
Д.: Горе.
В.: Когда маленькая рыбка видит, кровожадного крокодила, она чувствует…
Д.: Страх.
В.: Когда на улице тепло, ярко светит солнце и поют птицы, люди чувствуют…
Д.: Радость.
В.: Когда ребята отбирают у малыша игрушку, он чувствует…
Д.: Горе, обиду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоций детей с нарушениями интеллектуального развития
Этот материал может быть полезен всем, кто работает с детьми инвалидами, с детьми, имеющими как легкую, так и умеренную степень умственной отсталости. ...
картатека игр для развития речевого дыхания
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ( «С», «З». «Ш». «Ж», «Р» )ребенок должен делать достато...
Методическая разработка Развитие эмоций и предупреждение эмоциональных отклонений для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Путешествие в страну эмоций»
Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность о...
"Развитие эмоций у дошкольников с задержкой психического развития"
В презентации предоставлен материал по работе над эмоциями с детьми ЗПР...
Развитие эмоций дошкольников со сложными дефектами в развитии через тактильно-двигательное восприятие (из опыта работы)
Статья адресована специалистам, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии, а также для осуществления помощи родителям, воспитывающих детей с проблемами в развитии....
В рамках проекта "Краски эмоций" "Этюды, упражнения, направленные на развитие эмоций". Провела: Азизова С.Г. 15.05.2019.
quot;Краски эмоций"....
Развивающая программа по развитию эмоций "Радуга эмоций".
Развивающая программа по развитию эмоций "Радуга эмоций"....