Выступление на педсовете из опыта работы. Тема: «Привитие счётных навыков у детей с ОВЗ в свободной деятельности».
консультация по математике
Выступление из опыта работы для педагогов. Тема: «Привитие счётных навыков у детей с ОВЗ в свободной деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx | 24.81 КБ |
Презентация | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете из опыта работы
Тема: «Привитие счётных навыков у детей с ОВЗ в свободной деятельности».
Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
Нам математика дана
Уж много сотен лет.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
А первый поезд, самолет
Ракета в первый путь
Без математики, друзья,
Могли с пути свернуть.
Без математики нельзя
Нам ничего купить.
Ведь деньги очень любят счет,
Не устают твердить.
Счет - одно из ведущих понятий в математике. Люди научились считать в глубокой древности. Начало развития счета ученые находят уже у первобытных народов. С возникновением цивилизации потребность в счете и в умении производить арифметические действия резко увеличилась.
Дошкольная педагогика тоже не обошла своим вниманием обучение детей счету.
В повседневной жизни, в быту, в играх ребенок рано начинает встречаться с ситуациями, требующими применения математического решения: приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д., знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить и выбрать количество предметов во множестве. Сначала с помощью взрослых, далее самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы.
Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Первоначальное усвоение счетных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления.
У детей нашей группы с задержкой психического развития замедленно формируются навыки счета т.к. им свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, слабое внимание к содержанию заданий, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль.
Поэтому актуальность формирования навыков счёта в нашей группе неоспорима, так как формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития требует большой настойчивости, четкой системы и последовательности.
Чтобы достигнуть положительного результата коррекционные задания детям стараюсь подбирать доступные и вызывающие интерес. Их усложнения произвожу с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним.
В своей работе, по привитию счётных навыков у детей с задержкой психического развития в свободной деятельности, я стремлюсь к тому, чтобы счёт использовался детьми повсеместно, и число наряду с количественными и пространственными признаками предметов помогало бы детям лучше ориентироваться в окружающей действительности.
Ежедневно, у нас в группе в течение дня возникают ситуации, требующие от детей выполнения счёта. Например: при подготовке к занятиям: по заданию педагога дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий (коробок с карандашами, подставок, кисточек пр.); во время сервировке стола дежурные считают количество детей и необходимой посуды. Любят ребята и просто пересчитывать предметы, которые встречаются по пути, например: ступеньки у лестницы, птичек сидящих на ветке, легковых машин проезжающих мимо детского сада и пр.
Обучая детей счету, необходимо включать различные анализаторы: кинестетический, зрительный, рече - двигательный, слуховой, осязательный. Для этого использую игровые упражнения, где надо считать на слух, по осязанию, считать движения. Например, предлагаю подпрыгнуть столько раз, сколько ударов бубна прозвучит; хлопнуть в ладоши столько раз, сколько шариков в мешочке они смогут нащупать.
Учитывая, что у дошкольников с задержкой психического развития трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, стараюсь использовать разнообразный счётный материал.
Так для счёта используем разные камушки, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, счётные палочки.
А совсем недавно благодаря родительнице в группе появилась ещё одна игра «Математический счётный конструктор». Она сразу же привлекла внимание наших детей своей многофункциональностью, красочностью, которая помогает упражнять детей и в счёте, в составе числа, и в решение примеров.
В процессе привития счётных навыков у детей с ОВЗ в свободной деятельности включаю упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме.
Такие упражнения оживляют работу с детьми, вносят элемент занимательности, развивают гибкость ума, дают возможность детям упражняться в применении своих знаний. Например:
1. Сколько ушек
У двух мышек?
2. На лугу сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенков?
3. Это первая ступенька.
Я держусь рукой за стенку.
Вот ступенька номер два.
Не споткнулась я едва.
За второй - ступенька третья.
Буду под ноги смотреть я.
Если сделать шаг по - шире,
Пропустив ступень четыре,
Можно прямо с третьей встать,
На ступеньку номер пять.
На ступеньке номер шесть,
Захотелось мне присесть,
Чтоб немножко отдохнуть.
И опять пуститься в путь.
За шестой - ступень седьмая.
Здесь копеечку нашла я.
Семь - счастливое число,
Мне с ним тоже повезло!
На восьмую ловко скок!
Завязать пришлось шнурок.
Вот девятая ступенька.
У меня дрожат коленки!
За перила я держусь,
Посмотреть назад боюсь.
Снова ногу подняла.
Десять! Мама, я пришла
Использование считалок так же направлены за закрепление количественных представлений.
1. Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
2. Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет
Пиф-паф, не попал,
Быстрый зайчик убежал.
Для уточнения и закрепления у детей знаний, о количественных представлений полученных детьми вовремя организованной образовательной деятельности использую дидактические и настольно - печатные игры такие как: «Считаем до 10», «Сосчитай правильно», «Какой по счету», «Где больше?», «Назови следующее число», «Считай дальше» (с мячом), «Найди столько же», «Отгадай, какое число пропущено?», «Встань на свое место», «Пальчики», «Кого больше?» (девочек или мальчиков, машин или кукол и т. д.), «Я знаю пять названий цветов» (с мячом), «Которой игрушки не стало?» «Какое число я задумала?», «Назови число на единицу больше - меньше», «Какие числа пропущены?», «Назови соседей» и др.
Подбор дидактических игр проводится в соответствии с программными требованиями, учитывая возможности участия детей в игре и интерес к ним. Играм с более трудным математическим заданием предшествуют игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.
Количественный счет и его навыки закрепляем в сюжетно - ролевых играх «Салон красоты», «Автобус», «Супермаркет» и др. Ребенок в «кассе» получает «чек» - карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки» и, выбрав игрушки, расплачивается за них карточкой.
Народные и авторские сказки, которые дети от многократных прочтений уже, знают наизусть, являются нашими бесценными помощниками. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Сказка «Теремок», например поможет запомнить не только количественный и порядковый счет: первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Ребёнок легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек или театра.
Сказки «Колобок» и «Репка» особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим?
Вывод
И так, привитие счётных навыков у детей с ОВЗ в свободной деятельности немыслимо без использования развивающих игр и упражнений. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов сделать так, чтобы детям было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без математики, друзья, Никак нам не прожить: Ничто не сможем посчитать, Ничто нельзя сравнить. Нам математика дана Уж много сотен лет. Ведь даже мамонтов считал Древнейший человек. А первый поезд, самолет Ракета в первый путь Без математики, друзья, Могли с пути свернуть. Без математики нельзя Нам ничего купить. Ведь деньги очень любят счет, Не устают твердить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение собственного педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность...
Сообщение на педсовете из опыта работы. Тема: "Как мы расширяем представления детей о важности для здоровья движений, гигиенических процедур, сна и питания"
Сообщение на педсовете из опыта работы по теме "Как мы расширяем представления детей о важности для здоровья движений, гигиенических процедур, сна и питания" подготовила воспитатель средней группы "Со...
Обмен опыта работы. Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.» (Составить рассказ – образец описания игрушки, соблюдая композицию описания).
Обмен опыта работы.Тема: «Задачи формирования навыков рассказывания.» (Составить рассказ – образец описания игрушки,соблюдая ком...
Выступление на педсовете. Из опыта работы. Планирование работы по формированию элементарных математических представлений в повседневной жизни
Из опыта работы. В зависимости от педагогических задач по математике планируется работа в повседневной жизни. Математику рекомендуется связать максимально с окружающей жизнью. На протяжении всего дня ...
Выступление на педсовете из опыта работы. Тема: «Взаимодействие с родителями по воспитанию личных качеств дошкольников с ОВЗ средствами патриотического воспитания».
Выступление на педсовете из опыта работы на тему: «Взаимодействие с родителями по воспитанию личных качеств дошкольников с ОВЗ средствами патриотического воспитания»....
Выступление на Педсовете (из опыта работы) "Разнообразие приемов и методов при знакомстве воспитанников с правилами безопасности в быту"
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной ...
Выступление на педсовете Представление опыта работы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....