Для педагогов
учебно-методический материал
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыка обладает магической силой и
может усмирить дикаря, смягчить
камень или согнуть кряжистый дуб.
У. Конгрив, британский драматург, XVII век.
В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти; таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
Терапия – в переводе с греческого «лечение».
Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Китае, Древней Греции, в Риме. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую эстетические свойства. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.
Ученые доказали, какое колоссальное влияние музыки оказывает на мозг, а, следовательно, и на тело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya.docx | 328.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыка обладает магической силой и
может усмирить дикаря, смягчить
камень или согнуть кряжистый дуб.
У. Конгрив, британский драматург, XVII век.
В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти; таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
Терапия – в переводе с греческого «лечение».
Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Китае, Древней Греции, в Риме. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую эстетические свойства. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.
Ученые доказали, какое колоссальное влияние музыки оказывает на мозг, а, следовательно, и на тело.
Влияние звучания музыкальных инструментов
на лечение и профилактику некоторых заболеваний.
Благодаря музыкотерапии укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.
В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.
В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
1) психосоматическое (в процессе, которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);
2) психотерапевтическое (в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).
Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.
Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:
- рецептивной;
- активной;
- интегративной.
Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми; имеющими эмоционально-личностные проблемы; конфликтные внутрисемейные отношения; переживающими состояние эмоциональной депривации; чувство одиночества; отличающимися повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.
Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.
Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.
Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?
Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.
Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.
Вокальная зарядка
Суть упражнения в том, что ребенок тянет звук как можно дольше на удобной высоте.
Звук «м-м-м» (при правильном произнесении губам должно быть щекотно) снимает напряжение и дает возможность расслабиться.
Звук «а-а-а»-мягко массирует гортань и щитовидную железу
Звук «и-и-и»-тонизирует, заставляет мозг работать интенсивнее, повышает активность
Звук «о-о-о»-помогает сконцентрироваться, дает активные вибрации в грудной клетке.
Звук «э-э-э»-благотворно действует на железы внутренней секреции.
По возрасту и интересам ребенка можно разыгрывать небольшие сценки, которые будут провоцировать ребенка на длительный выдох и тонирование.
Например, мы едем на машине «ж-ж-ж». Вдруг машина остановилась. Что такое? У нее спустило шину «с-с-с». А за окном дует сильный ветер «у-у-у» (можно пропеть этот звук вверх и вниз). Он поднял с земли листья, и они зашуршали «ш-ш-ш» и т.д.
Также можно поиграть с ребенком в «повторялки».
«Я буду издавать разные звуки. Сможешь их повторить? (Для разнообразия можно использовать не только звуки, но и хлопки, шлепки по разным частям тела, топанье ногами). А теперь давай поменяемся. Ты будешь издавать звуки, а я – повторять».
Музыка и пластика
Здесь ребенок может выражать свои чувства и переживания через жесты и пластику. Согласно концепции К. Юнга таким образом можно освободиться от подавленных желаний, конфликтов и избавиться от отрицательных эмоций. Также через снятие мышечного напряжения человек снижает уровень стресса.
Придумай танец
Ребенок танцует под любимую музыку так, как хочет. Если он затрудняется с выбором движений, покажите ему пример. Активизировать фантазию можно с помощью газового платка. Вот у нас ручеек (волнообразные движения вдоль пола), спрячемся (закрываем платочком лицо), а теперь сделаем салют (спрячем платок в ладошках и подбросим вверх). Можно придумать тему для танца. Например, «Мое хорошее настроение», «Как я устал» и др.
В темпе барабана
Кто-то из взрослых играет на барабане или другом ударном инструменте. Можно использовать даже кастрюли или смастерить маракас, засыпав крупу в пластиковую бутылку. Ребенок двигается, пока звучит барабан. Когда музыка прекращается, он должен замереть на месте. Затем можно поменяться ролями.
Вариант. Изменяем темп, играя на барабане (медленно, быстро, с ускорением). Ребенок должен следовать темпу.
Обретаем спокойствие
Композиции в медленном темпе заставляют человека непроизвольно замедлить дыхание, расслабиться и успокоиться.
Медитация «Ласковое солнышко»
На фоне спокойной музыки предложите ребенку положить руки в районе сердца и послушать, как оно стучит. «Представь, что у тебя в груди кусочек солнышка. Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам. Оно согревает тебя, наполняет энергией и хорошим настроением…»
Музыкальный сон
Прослушайте музыкальное произведение с закрытыми глазами и обсудите кому, что «снилось».
Рисуем музыку
Цвет в сочетании с музыкой усиливает психотерапевтическое воздействие на человека. Предложите ребенку нарисовать все, что захочется под музыку. Это может быть какой-либо сюжет, а могут быть абстрактные линии или пятна. Чтобы настроить юного художника, расскажите ему небольшую сказку. «Жила-была Кисточка. Она очень любила своего друга - Художника. С ее помощью на холсте получались красивые картины. Но однажды Художник загрустил и не хотел больше рисовать. Кисточка очень расстроилась и не знала, как помочь своему другу. Как-то раз Кисточка проснулась от удивительных звуков за окном. Оказывается, в их доме поселился Музыкант. (Звучит музыка.)
В них Кисточка услышала пение птиц и шум ветра, увидела утренний туман и заход солнца. Кисточке очень захотелось рисовать. Она даже попыталась встать, но... не смогла, потому что кисточки не умеют сами ходить. «А что, если музыку пригласить к нам и окунуть в краски», - подумала Кисточка и стала звать звуки к себе в гости. И музыка вплыла в комнату. Палитра ожила. От этих прекрасных звуков Художник проснулся. «Теперь я знаю, что и как рисовать", - воскликнул он и принялся рисовать ту музыку, что наполняла его комнату».
Вот такая удивительная история произошла с Кисточкой. У нас с тобой есть не менее волшебная кисточка, которая тоже сможет нарисовать музыку.
Даже несколько минут в день хорошей музыки помогут ребенку обрести душевное равновесие и получить заряд положительных эмоций. Через пение, фантазии, рисование, движение, игру на музыкальных инструментах он может выразить себя, стать общительнее, здоровее и умнее.
Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние.
Способ воздействия | Название произведения | Автор | Рекомендуемое время |
Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении) | «Утро», «Полонез» | Э. Григ, Огинский | 2-3 мин. 3-4 мин. |
При угнетённом, меланхолическом настроении | «К радости», «Аве Мария» | Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт | 4 мин. 4-5 мин. |
При выраженной раздражительности, гневности | «Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс» | Р. Вагнер, П. Чайковский | 2-4 мин. 3-4 мин. |
При снижении сосредоточенности, внимания | «Времена года», «Лунный свет», «Грёзы» | П. Чайковский, К. Дебюсси, Р. Дебюсси | 2-3 мин. 2-3 мин. 3 мин. |
Расслабляющее воздействие | «Баркарола», «Пастораль», «Соната до мажор» (ч 3), «Лебедь», «Сентиментальный вальс» романс из кинофильма «Овод», «История Любви», «Вечер», «Элегия», «Прелюдия №1», «Прелюдия №3», Хор, «Прелюдия №4», «Прелюдия №13», «Прелюдия №15», «Мелодия», «Прелюдия №17» | П. Чайковский, Бизе, Лекана, Сен-Санс, П. Чайковский, Д. Шостакович, Ф. Лей, Д. Леннон, Форе, И. С. Бах, И. С. Бах, И. С. Бах, Ф. Шопен, Ф. Шопен, Ф. Шопен, К. Глюк, Ф. Шопен | 2-3 мин. 3 мин. 3-4 мин. 2-3 мин. 3-4 мин. 3-4 мин. 4 мин. 3-4 мин. 3-4 мин. 2 мин. 4 мин. 3 мин. 2 мин. 4 мин. 1-2 мин. 4 мин. 2-3 мин. |
Тонизирующее действие | «Чардаш», «Кумпарсита», «Аделита», «Шербургские зонтики» | Монти, Родригес, Пурсело, Леграна | 2-3 мин. 3 мин. 2-3 мин. 3-4 мин. |
Музыка, оказывающая седативное действие:
- В.Моцарт: Симфония №4 – Andante
- Л.Бетховен:Лунная соната – Adagio sostenuto
- И.Бах: Бранденбургский концерт №1 – Adagio
- П.Чайковский: Мелодия
- Э.Григ: сюита «Пер Гюнт» - Песня Сольвейг
- Й.Гайдн: Симфония №96 – Andante
- К.Дебюсси: Лунный свет
- Ф.Шопен: Фортепианный концерт№2 – Larghetto
- А.Вивальди: Времена года – Весна
- С.Рахманинов: Вокализ
- Ф.Шуберт: Музыкальный момент
- Т.Альбинони: Адажио
Произведения, оказывающие тонизирующее действие
- П.Чайковский: Лебединое озеро - Вальс
- И.Бах: Бранденбургский концерт №2 и №3 -1 часть
- А.Рубинштейн: Мелодия
- Э.Григ: Пер Гюнт – Утро
- И.Штраус: Вальс «Голубой Дунай»
- В.Моцарт: «Маленькая ночная серенада»
- И.Пахельбель: Канон (Ре мажор)
- Р.Шуман: Симфония№3 (Ми-бемоль мажор)
- Р.Клейдерман: «Mamma Mia»
- Ф.Синатра: «Forget Domani»
Подготовили: педагог-психолог Кизерова О.С.,
музыкальный руководитель ДавиденкоЕ.Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"
В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.
Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...
«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...