Для педагогов
учебно-методический материал

Кизерова Ольга Сергеевна

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

 

Музыка обладает магической силой и

может усмирить дикаря, смягчить

камень или согнуть кряжистый дуб.

        У. Конгрив, британский драматург, XVII век.

 

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям.  Одним из таких методов является музыкотерапия.

 

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти; таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Терапия – в переводе с греческого «лечение».

 

Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

 

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Китае, Древней Греции, в Риме. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую эстетические свойства. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

Ученые доказали, какое колоссальное влияние музыки оказывает на мозг, а, следовательно, и на тело.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx328.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыка обладает магической силой и

может усмирить дикаря, смягчить

камень или согнуть кряжистый дуб.

        У. Конгрив, британский драматург, XVII век.

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям.  Одним из таких методов является музыкотерапия.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти; таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Терапия – в переводе с греческого «лечение».

Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Китае, Древней Греции, в Риме. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую эстетические свойства. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорейцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

Ученые доказали, какое колоссальное влияние музыки оказывает на мозг, а, следовательно, и на тело.

Влияние звучания музыкальных инструментов

на лечение и профилактику некоторых заболеваний.

Благодаря музыкотерапии укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе, которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Именно катарсистическое  (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

  • рецептивной;
  • активной;
  • интегративной.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми; имеющими эмоционально-личностные проблемы; конфликтные внутрисемейные отношения; переживающими состояние эмоциональной депривации; чувство одиночества; отличающимися повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте. https://activityedu.ru/file_storage/download?entity=sxid33f2-5608-426b-9493-87dda9f5ab12

Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.

Вокальная зарядка

Суть упражнения в том, что ребенок тянет звук как можно дольше на удобной высоте.

Звук «м-м-м» (при правильном произнесении губам должно быть щекотно) снимает напряжение и дает возможность расслабиться.

Звук «а-а-а»-мягко массирует гортань и щитовидную железу

Звук «и-и-и»-тонизирует, заставляет мозг работать интенсивнее, повышает активность

Звук «о-о-о»-помогает сконцентрироваться, дает активные вибрации в грудной клетке.

Звук «э-э-э»-благотворно действует на железы внутренней секреции.

По возрасту и интересам ребенка можно разыгрывать небольшие сценки, которые будут провоцировать ребенка на длительный выдох и тонирование.

Например, мы едем на машине «ж-ж-ж». Вдруг машина остановилась. Что такое? У нее спустило шину «с-с-с». А за окном дует сильный ветер «у-у-у» (можно пропеть этот звук вверх и вниз). Он поднял с земли листья, и они зашуршали «ш-ш-ш» и т.д.

Также можно поиграть с ребенком в «повторялки».

«Я буду издавать разные звуки. Сможешь их повторить? (Для разнообразия можно использовать не только звуки, но и хлопки, шлепки по разным частям тела, топанье ногами). А теперь давай поменяемся. Ты будешь издавать звуки, а я – повторять».

Музыка и пластика

             Здесь ребенок может выражать свои чувства и переживания через жесты и пластику. Согласно концепции К. Юнга таким образом можно освободиться от подавленных желаний, конфликтов и избавиться от отрицательных эмоций. Также через снятие мышечного напряжения человек снижает уровень стресса.

Придумай танец

             Ребенок танцует под любимую музыку так, как хочет. Если он затрудняется с выбором движений, покажите ему пример. Активизировать фантазию можно с помощью газового платка. Вот у нас ручеек (волнообразные движения вдоль пола), спрячемся (закрываем платочком лицо), а теперь сделаем салют (спрячем платок в ладошках и подбросим вверх). Можно придумать тему для танца. Например, «Мое хорошее настроение», «Как я устал» и др.

В темпе барабана

               Кто-то из взрослых играет на барабане или другом ударном инструменте. Можно использовать даже кастрюли или смастерить маракас, засыпав крупу в пластиковую бутылку. Ребенок двигается, пока звучит барабан. Когда музыка прекращается, он должен замереть на месте. Затем можно поменяться ролями.

Вариант. Изменяем темп, играя на барабане (медленно, быстро, с ускорением). Ребенок должен следовать темпу.

Обретаем спокойствие

               Композиции в медленном темпе заставляют человека непроизвольно замедлить дыхание, расслабиться и успокоиться.

Медитация «Ласковое солнышко»

              На фоне спокойной музыки предложите ребенку положить руки в районе сердца и послушать, как оно стучит. «Представь, что у тебя в груди кусочек солнышка. Яркий и теплый свет разливается по телу, рукам, ногам. Оно согревает тебя, наполняет энергией и хорошим настроением…»

Музыкальный сон

              Прослушайте музыкальное произведение с закрытыми глазами и обсудите кому, что «снилось».

Рисуем музыку

            Цвет в сочетании с музыкой усиливает психотерапевтическое воздействие на человека.  Предложите ребенку нарисовать все, что захочется под музыку. Это может быть какой-либо сюжет, а могут быть абстрактные линии или пятна. Чтобы настроить юного художника, расскажите ему небольшую сказку. «Жила-была Кисточка. Она очень любила своего друга - Художника. С ее помощью на холсте получались красивые картины. Но однажды Художник загрустил и не хотел больше рисовать. Кисточка очень расстроилась и не знала, как помочь своему другу. Как-то раз Кисточка проснулась от удивительных звуков за окном. Оказывается, в их доме поселился Музыкант. (Звучит музыка.)

           В них Кисточка услышала пение птиц и шум ветра, увидела утренний туман и заход солнца. Кисточке очень захотелось рисовать. Она даже попыталась встать, но... не смогла, потому что кисточки не умеют сами ходить. «А что, если музыку пригласить к нам и окунуть в краски», - подумала Кисточка и стала звать звуки к себе в гости. И музыка вплыла в комнату. Палитра ожила. От этих прекрасных звуков Художник проснулся. «Теперь я знаю, что и как рисовать", - воскликнул он и принялся рисовать ту музыку, что наполняла его комнату».

Вот такая удивительная история произошла с Кисточкой. У нас с тобой есть не менее волшебная кисточка, которая тоже сможет нарисовать музыку.

Даже несколько минут в день хорошей музыки помогут ребенку обрести душевное равновесие и получить заряд положительных эмоций. Через пение, фантазии, рисование, движение, игру на музыкальных инструментах он может выразить себя, стать общительнее, здоровее и умнее.

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние.

Способ

воздействия

Название

                произведения

Автор

Рекомендуемое

время

Моделирование  настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

 Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Музыка, оказывающая седативное действие:

  • В.Моцарт: Симфония №4 – Andante
  • Л.Бетховен:Лунная соната – Adagio sostenuto
  • И.Бах: Бранденбургский концерт №1 – Adagio
  • П.Чайковский: Мелодия
  • Э.Григ: сюита «Пер Гюнт» - Песня Сольвейг
  • Й.Гайдн: Симфония №96 – Andante
  • К.Дебюсси: Лунный свет
  • Ф.Шопен: Фортепианный концерт№2 – Larghetto
  • А.Вивальди: Времена года – Весна
  • С.Рахманинов: Вокализ
  • Ф.Шуберт: Музыкальный момент
  • Т.Альбинони: Адажио

Произведения, оказывающие тонизирующее действие

  • П.Чайковский: Лебединое озеро - Вальс
  • И.Бах: Бранденбургский концерт №2 и №3 -1 часть
  • А.Рубинштейн: Мелодия
  • Э.Григ: Пер Гюнт – Утро
  • И.Штраус: Вальс «Голубой Дунай»
  • В.Моцарт: «Маленькая ночная серенада»
  • И.Пахельбель: Канон (Ре мажор)
  • Р.Шуман: Симфония№3 (Ми-бемоль мажор)
  • Р.Клейдерман: «Mamma Mia»
  • Ф.Синатра: «Forget Domani» 

Подготовили: педагог-психолог Кизерова О.С.,

музыкальный руководитель ДавиденкоЕ.Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...