МОНИТОРИНГ по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству
учебно-методический материал

Суханова Светлана Николаевна

 Цель мониторинга: выявить уровень сформированности знаний воспитанников о разных видах декоративно-прикладного творчества, умений расписывать декоративные изделия и результативность работы по усвоению детьми программы "Город мастеров."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx89.82 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ

по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству

Автор: кандидат педагогических наук Соломенникова О. А.

Цель: выявить уровень сформированности знаний воспитанников о разных видах народно-прикладного творчества, умений расписывать декоративные изделия и  результативность работы по усвоению детьми программы «Город мастеров».

   

  В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста:

Старшая группа – 25 человек (октябрь 2016г)

Подготовительная к школе группа – 25 человек (апрель 2018г)

Содержание данного мониторинга направлено на выявление следующего:

- в какой степени ребенок освоил знания о народном декоративно-прикладном искусстве и характерных особенностях народных промыслов России;

- в какой степени  ребенок приобщился к народному декоративно-прикладному искусству через самостоятельную творческую деятельность: умеет рисовать, лепить, расписывать готовое изделие  в соответствии с особенностями народного промысла;

- в какой степени ребенок усвоил взаимосвязь декоративно-прикладного, фольклорного и музыкального искусства являясь активным участником творческих конкурсов и выставок, народных календарных праздников и фольклорных развлечений.

Диагностика проводилась  индивидуально с каждым ребёнком. Практические творческие задания выполнялись коллективно и по подгруппам. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось  наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой,  образовательной. Изучались творческие работы детей – рисунки, поделки. Во внимание бралась степень участия детей в творческих конкурсах и выставках различного уровня, участие в фольклорных праздниках и развлечениях, посещение творческих коллективов города и детского сада.  Проводились  беседы с детьми и  родителями воспитанников.

Все диагностические задания сгруппированы по пяти разделам:

 

1.Знание  видов и характерных  особенностей  декоративно-прикладного искусства

   нализ, сравнение, выражение отношений к произведениям декоративно-

    прикладного искусства); 

 2.Рисование орнамента в различных геометрических формах, используя  

     геометрические и растительные элементы; 

3.Украшение бумажных силуэтов в соответствии с представленной формой и

    особенностями народного промысла (роспись);

 4.Умение лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями  

    народного промысла;

 5. Познание  детьми народного  фольклора, музыки, традиций, через включенность

    в творческий процесс ( участие в мероприятиях различного уровня: конкурсы,

    выставки, фольклорные  праздники и пр. ).

Уровни сформированности знаний детей о народном

декоративно-прикладном искусстве.

     В каждом разделе детям предлагался  комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводился в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций кандидат педагогических наук Соломенниковой О. А, автора парциальной программы по декоративно-прикладному творчеству «Радость познания».

Баллы по результатам выполненных заданий фиксировались в протоколе обследования. Далее высчитывался средний балл, по которому определялся уровень сформированности  знаний о декоративно-прикладном искусстве и развитие творческих способностях:

- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

Высокий уровень (15-13баллов) характеризуется проявлением устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок правильно называет виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись).

В процессе лепки точно передает форму, строение и пропорциональное соотношение предметов.

     В изображении передает реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Умеет смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании использует яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеет навык работы кистями разных размеров. Закрашивает изображение в пределах контура.

Самостоятельно выбирает художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуется приемами народной росписи. Выполняет узоры в полосе, квадрате и круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира и из геометрических форм. Умеет самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.

      В тематических рисунках достаточно четко передает пространственные отношения, движения изображаемых объектов и смысловую связь сюжета. Самостоятельно осуществляет перенос имеющихся знаний и навыков в целях совершенствования изображений. Обогащает предварительный замысел на основе наблюдений, рассматривания иллюстраций и произведений изобразительного искусства. Стремится к оригинальному решению, интересной деталировке изображений предметов и явлений. Эмоционально относится к процессу создания изображения. Рисует самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей.

Средний уровень (12-9 баллов) характеризуется проявлением интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок знает, но не всегда правильно называет виды народного декоративно-прикладного искусства. В основном знает характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись). В процессе лепки не всегда точно передает форму, строение и пропорциональное отношение предметов.

     В изображении передает реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Не всегда может самостоятельно смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка. В декоративном рисовании использует яркие тона, которые соответствуют народному характеру росписи. Закрашивает предмет в пределах контура; штрихи и мазки располагает в разных направлениях.

     Владеет навыками работы различными изобразительными средствами и материалами. В процессе декоративного рисования владеет основными приемами народной росписи. Умеет составлять простейшие орнаменты и узоры из растительных и геометрических форм. В тематических рисунках в основном правильно передает пространственные отношения, движения изображаемых объектов и смысловую связь сюжета. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результата своей деятельности. Использует средства выразительности и полученные ранее умения и навыки для создания сюжетной композиции. В процессе рисования изредка обращается за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей.

Низкий уровень.  (5-8 баллов) характеризуется слабым интересом к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок не знает многие виды народного декоративно-прикладного искусства. В процессе лепки ему не всегда удается правильно передать форму, строение и пропорциональное отношение предмета. Затрудняется в композиционном расположении изображения на листе бумаги.

    Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их для раскрашивания. Затрудняется в смешивании красок для получения нового оттенка. В декоративном рисовании не знает, какие цвета нужно использовать. Не владеет приемами народной росписи. Закрашивает предмет хаотично, выходя за его контур.

Не умеет правильно работать с художественными материалами. Затрудняется в составлении растительных и геометрических узоров в полосе, круге, квадрате. Не соблюдает ритмическое и композиционное построение орнамента. Может самостоятельно придумать сюжет, но изображает его схематично, не соблюдая композиционное расположение на листе. Не может передать в рисунке простейшие движения объектов. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью к педагогу.

Содержание диагностического инструментария:

Контрольные задания.  

Учитывать:

Для старшей группы (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, матрешки, фольклор)

Для подготовительной группы (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Матрешки, Хохлома, Каргопольская игрушка, Богородская игрушка, Жестово, Полхов-Майдан, Павлово-Посадские платки, Урало-Сибирская роспись, Вологодские кружева, быт русского народа)

 1. Задание «Вернисаж» (индивидуальное)

Цель задания. Определить уровень знаний ребенка старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.

Методы. Игра, беседа, запись действий и ответов ребенка.

Оборудование. Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, Городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает ребенку помочь организовать «Вернисаж» - выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Ребенок должен разложить предметы по промыслам; после того как он справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя: «Теперь ты будешь продавцом на вернисаже. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы покупатель захотел купить товар». Затем педагог задает ребенку вопросы: «Как называются эти изделия? Чем отличаются городецкие изделия от хохломских? Что общего между городецкими и хохломскими изделиями? Покажи филимоновские и дымковские игрушки? Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских? Покажи гжельскую посуду, что ты можешь рассказать о ней? Есть ли на выставке матрешки? Расскажи, пожалуйста, о них. А есть ли здесь богородские игрушки? Что ты можешь рассказать о них?»

После того как ребенок ответит на все вопросы, педагог говорит: «Мне очень понравилась выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете?» Ребенок предлагает какое-либо изделие, педагог благодарит его за оказание помощи в выборе покупки.

Примечание. Предметы декоративно-прикладного искусства могут быть подобраны педагогом с учетом региональных особенностей.

Анализ результатов: показатель – знания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Высокий уровень. Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру; знает характерные особенности большинства народных промыслов; аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного промысла. Часто аргументирует свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.

Низкий уровень. Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру; путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.

Первичный мониторинг (октябрь 2016 года)

При проведении данного пункта  диагностики было выявлено, что высокий уровень знаний ни показал, ни  один ребенок (0%), средний уровень у 7 детей (28%). Дети проявляют интерес к игре , предметам народного декоративно-прикладного искусства. Но испытывают трудности в названии народных промыслов. Не точно выделяет характерные особенности промысла. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку. Большинство детей показали низкий уровень знаний-18 детей (72%). Воспитанники путают и не всегда правильно называет народные промыслы, выделяют характерные особенности промысла. Не могут дать эстетическую оценку изделию.

2. Задание «Нарисуй орнамент» (индивидуальное).

Цель. Определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.

Материалы. Геометрические формы из бумаги белого цвета: квадрат (15x15 см); прямоугольник (8x22 см); равносторонний треугольник (15 см); овал (8x26 см); круг (Д-18 см). Круглая кисть №3-№4, печатка-тычок (Д-1см), гуашь 12 цветов, палитра, салфетка, баночки с водой.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает ребенку на выбор две любые бумажные геометрические фигуры. После того как ребенок выберет фигуры, педагог спрашивает: «Как называются эти геометрические формы? На что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?» Затем педагог предлагает ребенку украсить одну форму геометрическим, а другую растительным орнаментом. После выполнения задания можно спросить ребенка, что у него получилось.

Анализ результатов: показатель – умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.

Высокий уровень. Ребенок правильно называет все геометрические фигуры. Самостоятельно составляет узор из геометрических и растительных форм, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы – точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д. Для украшения использует печатку-тычок.

Средний уровень. Ребенок не всегда правильно называет геометрические фигуры.

 При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Допускает незначительные ошибки при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом. Испытывает незначительные затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. В процессе рисования

 в основном владеет навыками кистевой росписи, но затрудняется выполнять некоторые декоративные элементы (тонкие линии, капельки, листики и завитки). Для украшения использует печатку-тычок.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется назвать основные геометрические фигуры. При составлении узора постоянно обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим

 орнаментом геометрических форм. Испытывает затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. В процессе рисования показывает слабые навыки кистевой росписи. Испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики и т.д.). При украшении совсем не использует печатку-тычок.

После первичного мониторинга выяснилось, что высоким уровнем не обладает ни один ребенок -0%. Средний уровень у 5 человек (20%). Допускают небольшие ошибки при рисовании  растительным и геометрическим орнаментом. Испытывают затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. Владеют навыками кистевой росписи, но затрудняется выполнять некоторые декоративные элементы. Для украшения используют печатку-тычок. 20 детей (80%) показали низкий уровень. Допускают значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом геометрических форм. Имеют слабые навыки кистевой росписи. Испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов. Не используют печатку-тычок. Постоянно обращаются за помощью воспитателя.

3. Задание «Укрась бумажный силуэт».

Цель. Определить уровень умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Уточнить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве (предметы народного декоративно-прикладного искусства могут быть изменены с учетом региональных особенностей).

Материалы. Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игруш-ки, филимоновские игрушки, каргопольские игрушки, полхов-майданские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, вышитые изделия, гжельский фарфор, бого-родские игрушки, матрешки, павловопосадские шали и другие.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям рассмотреть раз-личные предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, полхов-майданские игрушки; городецкие изделия, хохломские изделия, вышитые из-делия, гжельский фарфор, богородские игрушки, матрешки, павловопосадские шали и другие. Затем педагог предлагает детям раскрасить на выбор два бумажных силуэта в соответствии с представленной формой и видом народной росписи.

Анализ результатов: показатель – умение украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла.

Высокий уровень. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, ребенок безошибочно называет их. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает (без помощи взрослого) в соответствии с особенностями народной росписи. Самостоятельно подбирает цветовую гамму и при необходимости создания нужного цвета пользуется палитрой.

Средний уровень. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, ребенок иногда забывает их названия. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает в соответствии с особенностями народной росписи, изредка обращаясь к помощи взрослого. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы.

Низкий уровень. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, ребенок затрудняется назвать и показать их. Предложенные педагогом бумажные силуэты не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета особенностей той или иной росписи, часто обращаясь к помощи взрослого. Затрудняется самостоятельно подбирать цветовую гамму.

        При проведении данного пункта диагностики было выявлено, что высокий уровень имеют 2 ребёнка (8%). Дети соотносят бумажные силуэты с реальными предметами и украшают (без помощи педагога) в соответствии с особенностями народной росписи. Средний уровень - 7 детей (28%). Дети иногда забывают название промысла, затрудняются в подборе цветовой гаммы. При рисовании пользуются помощью педагога. Низкий уровень у 16человек (64%). Дети испытывают большие затруднения при выполнении задания.

4. Задание «Вылепи и распиши глиняную игрушку».

Цель. Определить уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.

Материалы. Глина, стеки, дощечки, вода в розетке, салфетки, гуашь, кисти №3, печатки-тычки.

Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям вылепить из глины две глиняные игрушки: дымковскую и филимоновскую.

Затем (после того как игрушки просохнут) педагог предлагает детям расписать вылепленные из глины игрушки в соответствии с характерными особенностями промысла.

 Анализ результатов: показатель – уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.

Высокий уровень. Ребенок правильно передает форму дымковской и филимоновской игрушки; учитывает характерные особенности народного промысла. При лепке филимоновской игрушки использует пластический, а при лепке дымковской игрушки – конструктивный способ лепки. Расписывает игрушки в соответствии с характерными особенностями народной росписи (цвет, декоративные элементы, узор). При росписи изделий использует печатку-тычок. Самостоятельно лепит и расписывает игрушки из глины.

Средний уровень. Ребенок в основном правильно передает форму дымковской и филимоновской игрушки. Учитывает характерные особенности народного промысла. При лепке филимоновской и дымковской игрушки использует различные способы лепки. При росписи глиняных игрушек допускает незначительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При росписи изделий использует печатку-тычок. Во время выполнения работы иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется в передаче формы дымковской и филимоновской игрушки. Не всегда учитывает характерные особенности народного промысла. При росписи допускает значительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При росписи изделий не использует печатку-тычок. При выполнении работы ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу.

        Высоким уровнем обладают на начало диагностики 2 ребенка (8%). Самостоятельно лепят и расписывают игрушки из глины в соответствии характерными особенностями народного промысла. Средний уровень показали 8 человек (32%).В работе допускают незначительные ошибки. Низкий уровень имеют 15 детей (60%). Затрудняются в передаче формы игрушки. При росписи допускает значительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При выполнении работы ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу.

 5. Наблюдение за детьми  в   свободной  деятельности, во   время  проведения, занятий кружка,   НОД и  открытых  мероприятий.

-Педагог организует музыкально-ритмическое и вокально-хоровое творчество детей, игры-хороводы, упражняет в музицировании на детских музыкальных инструментах.

-Вовлекает детей в исполнение, народных танцев, песен-хороводов и организует инсценирование фольклорных песен;

-Проводит досуги и развлечения с целью знакомства детей с произведениями словесного народного искусства: потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, присказки, поговорки;

-Учитывает степень участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества, фольклорных праздниках,  досугах;

- Определяет знания детей о народных обычаях и традициях.

          Диагностическая  карта  уровня знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству

Фамилия, имя

ребенка

Знание характерных особенностей промыслов

Умение рисовать

орнамент из растительных и геометрических элементов

Украшение бумажных силуэтов в соответствии с промыслом

Умение лепить и расписывать

глиняную игрушку в соответствии с промыслом

Знание  народного  фольклора, музыки, традиций русского народа

Итог

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

   

 Динамика повышения уровня творческих способностей у дошкольников

по критериям показана в таблице в %:

Критерии оценки творческих способностей

Первичный мониторинг

Итоговый мониторинг

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.Знание характерных особенностей промыслов

72% (18ч)

28% (7ч)

0%

12% (3ч)

40% (10ч)

48% (12ч)

2. Умение рисовать

орнамент из растительных и геометрических элементов

80% (20ч)

20% (5ч)

0%

-

16% (4ч)

56%(14ч)

28% (7ч)

3. Украшение бумажных силуэтов в соответствии с промыслом (роспись)

64% (16ч)

28% (7ч)

8% (2ч)

12% (3ч)

56% (14ч)

32% (8ч)

4. Умение лепить и расписывать

глиняную игрушку в соответствии с промыслом.

60% (15ч)

32% (8)

8% (2ч)

24% (6ч)

52% (13ч)

24% (6ч)

5. Знание  народного  фольклора, музыки, традиций.

60% (15ч)

28% (7ч)

12% (3ч)

12% (3ч)

40% (10ч)

48% (12)

                             

Итоговый мониторинг (апрель 2018 г.)

                 

  1. Сравнительные  результаты  уровня   сформированности знаний видов и характерных особенностей декоративно-прикладного искусства

Вывод: В процессе целенаправленной деятельности в рамках кружковой деятельности у дошкольников возрос уровень сформированности знаний видов и характерных особенностей декоративно-прикладного искусства.

      Итоговый мониторинг выявил, что 12 воспитанников (48%) показали высокий уровень. Проявляют устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знают характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись). 10 (40%, повышение на 12 %) детей показали средний уровень. Трое детей (12%) остались на низком уровне.

                           

2. Сравнительный анализ сформированности умения рисовать орнамент в различных формах, используя геометрические и растительные элементы

       Вывод: В результате итоговой оценки, можно отметить, что у детей высокий уровень умения рисовать орнамент в различных формах, используя геометрические и растительные элементы, увеличился на 28%(7 человек). Выполняют узоры в полосе, квадрате и круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира и из геометрических форм. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Стремятся к оригинальному решению, интересной деталировке изображений предметов. 14 детей (56%, повышение 36%) показали средний уровень. На низком уровне остались 4ребёнка (16%)

       

  1. Сравнительный анализ данных по уровню

сформированности  умения росписи бумажных силуэтов в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла

Вывод: В результате итоговой оценки, можно отметить, что у детей высокий уровень практического умения росписи бумажных силуэтов в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла увеличились с 8% до32% (на 24%).. В процессе декоративного рисования пользуется приемами народной росписи, используя яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивает изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы

Показатели среднего уровня повысились с 28% до 56 % (на 28%). На низком уровне остались 3ребёнка (12%)

  1. Сравнительный анализ данных по уровню

сформированности   навыков и умений по  лепке и росписи

глиняной игрушки в соответствии с промыслом

 Вывод: Итоговый мониторинг выявил повышение уровня  сформированности   навыков и умений по  лепке и росписи  глиняной  игрушки в соответствии с народным промыслом.

    У 6 детей (24%, повышение на 14%) он поднялся до высокого уровня. Дети в  процессе лепки точно передают форму, строение и пропорциональное отношение предметов. Умеют самостоятельно украшать готовые изделия орнаментами и узорами в соответствии с  промыслом, используют ритм и симметрию в композиционном построении. Эмоционально относятся к самостоятельному творческому процессу. 13 детей (52%, повышение на 20%) показали средний уровень. 6 воспитанников (24%) остались на низком уровне.

   

  1. Сравнительный анализ данных по уровню включенности детей в творческий процесс через участие в мероприятиях различного уровня

(фольклорные праздники, выставки, конкурсы и др.)

Вывод: Итоговый мониторинг выявил повышение уровня  включенности детей в творческий процесс через участие в мероприятиях различного уровня.

    У 13 детей (52%, повышение на 36%) он поднялся до высокого уровня. Дети стали активными участниками конкурсов, выставок по декоративно-прикладному творчеству. С большим желанием и интересом участвуют в народный  праздниках и развлечениях, являются участниками детской фольклорной группы «Ладушки» и городских творческих кружках. Умеют адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности и деятельности других детей.  

    10 детей (40%, повышение на 12%) показали средний уровень. 3 воспитанника (12%) остались на низком уровне.

     В результате систематической, планомерной и целенаправленной  работы произошли существенные положительные изменения в развитие творческих способностей  у детей  старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством, которые способствуют:

•  получению углубленных знаний о народных промыслах, о качестве и возможностях различных материалов;

•  приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;

•  развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;

•  выражению эмоционального отношения через свое творчество; возникновению желания участвовать в различных мероприятиях, овладевать особенностями мастерства; появлению интереса к истории и культуре нашего народа.

  Цель, поставленная в начале работы, была достигнута. На будущее планирую продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, расширить применение ИТК технологий. Продолжать внедрять проектно - исследовательский метод на своих занятиях.

Уровень включения родителей в творческий процесс через участие в мероприятиях различного уровня в области декоративно-прикладного    искусства

Группы

Критерии

2016г.

2018г.

1

Лидеры

Умеют и с удовольствием принимают  активное участие в мероприятиях различного уровня в области декоративно-прикладного искусства, видят ценность данной деятельности

3 семьи-12%

10семей-40%

2

Исполнители

Принимают участие  в мероприятиях в области декоративно-прикладного искусства при условии значимости мотивации

7 семей-

28%

9 семей-36%

3

Критические

наблюдатели

Не принимают участие в мероприятиях различного уровня в области декоративно-прикладного искусства, не

 видят их ценность

15 семей-

60%

6 семьей-

24%

Сравнительные результаты уровня включения родителей в творческую деятельность

    На первом этапе реализации проекта 60% родителей были «наблюдателями» и не принимали  участие в мероприятиях различного уровня в области декоративно-прикладного искусства, не видели их ценность. К итоговому этапу данное количество родителей уменьшилось до 24%. На ряду с этим увеличилось количество родителей-«лидеров» (с 12% до 40%), которые умеют и с желанием участвуют в различных творческих мероприятиях, видят ценность данной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня овладения знаниями и умениями декоративно-прикладной деятельности кружка "Мастерилка" (подг.гр.)

Диагностика разработана в результате изучения "Диагностического обследования детей по усвоению программы Радость творчества" О.Соломенниковой"  и адаптирована для представленных видов деятельност...

Вопросы для бесед для первоначального диагностирования детей подготовительной к школе группе с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного района, села, деревни.

Вопросы для бесед для первоначального диагностирования детей подготовительной к школе группе с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного района, села...

Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста

Мониторинг  по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста...

Статья _ Черкашина Т.А. Выявление уровня сформированности лексической системности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Обзор методик.

Черкашина Т. А. Выявление уровня сформированности лексической системности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Обзор методик / Т. А. Черкашина // Сборник авторских педагогиче...

Диагностический материал для выявления уровня сформированности экологических знаний у дошкольников

Диагностические методикипо экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С.Н.)  Методика "Знатоки природы"Цель: определить уровень сформированности эко...

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических знаний(по возрастам)

Диагностика (на разный возраст) по экологическому воспитанию дошкольников. Методика О. А. Соломенниковой....