МОНИТОРИНГ по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству
учебно-методический материал
Цель мониторинга: выявить уровень сформированности знаний воспитанников о разных видах декоративно-прикладного творчества, умений расписывать декоративные изделия и результативность работы по усвоению детьми программы "Город мастеров."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.docx | 89.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ
по выявлению уровня сформированности знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству
Автор: кандидат педагогических наук Соломенникова О. А.
Цель: выявить уровень сформированности знаний воспитанников о разных видах народно-прикладного творчества, умений расписывать декоративные изделия и результативность работы по усвоению детьми программы «Город мастеров».
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста:
Старшая группа – 25 человек (октябрь 2016г)
Подготовительная к школе группа – 25 человек (апрель 2018г)
Содержание данного мониторинга направлено на выявление следующего:
- в какой степени ребенок освоил знания о народном декоративно-прикладном искусстве и характерных особенностях народных промыслов России;
- в какой степени ребенок приобщился к народному декоративно-прикладному искусству через самостоятельную творческую деятельность: умеет рисовать, лепить, расписывать готовое изделие в соответствии с особенностями народного промысла;
- в какой степени ребенок усвоил взаимосвязь декоративно-прикладного, фольклорного и музыкального искусства являясь активным участником творческих конкурсов и выставок, народных календарных праздников и фольклорных развлечений.
Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребёнком. Практические творческие задания выполнялись коллективно и по подгруппам. Для получения дополнительной информации так же осуществлялось наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, образовательной. Изучались творческие работы детей – рисунки, поделки. Во внимание бралась степень участия детей в творческих конкурсах и выставках различного уровня, участие в фольклорных праздниках и развлечениях, посещение творческих коллективов города и детского сада. Проводились беседы с детьми и родителями воспитанников.
Все диагностические задания сгруппированы по пяти разделам:
1.Знание видов и характерных особенностей декоративно-прикладного искусства
(анализ, сравнение, выражение отношений к произведениям декоративно-
прикладного искусства);
2.Рисование орнамента в различных геометрических формах, используя
геометрические и растительные элементы;
3.Украшение бумажных силуэтов в соответствии с представленной формой и
особенностями народного промысла (роспись);
4.Умение лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями
народного промысла;
5. Познание детьми народного фольклора, музыки, традиций, через включенность
в творческий процесс ( участие в мероприятиях различного уровня: конкурсы,
выставки, фольклорные праздники и пр. ).
Уровни сформированности знаний детей о народном
декоративно-прикладном искусстве.
В каждом разделе детям предлагался комплекс контрольных заданий. Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводился в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций кандидат педагогических наук Соломенниковой О. А, автора парциальной программы по декоративно-прикладному творчеству «Радость познания».
Баллы по результатам выполненных заданий фиксировались в протоколе обследования. Далее высчитывался средний балл, по которому определялся уровень сформированности знаний о декоративно-прикладном искусстве и развитие творческих способностях:
- от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;
- от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;
- от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.
Высокий уровень (15-13баллов) характеризуется проявлением устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок правильно называет виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись).
В процессе лепки точно передает форму, строение и пропорциональное соотношение предметов.
В изображении передает реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Умеет смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании использует яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеет навык работы кистями разных размеров. Закрашивает изображение в пределах контура.
Самостоятельно выбирает художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуется приемами народной росписи. Выполняет узоры в полосе, квадрате и круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира и из геометрических форм. Умеет самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.
В тематических рисунках достаточно четко передает пространственные отношения, движения изображаемых объектов и смысловую связь сюжета. Самостоятельно осуществляет перенос имеющихся знаний и навыков в целях совершенствования изображений. Обогащает предварительный замысел на основе наблюдений, рассматривания иллюстраций и произведений изобразительного искусства. Стремится к оригинальному решению, интересной деталировке изображений предметов и явлений. Эмоционально относится к процессу создания изображения. Рисует самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей.
Средний уровень (12-9 баллов) характеризуется проявлением интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок знает, но не всегда правильно называет виды народного декоративно-прикладного искусства. В основном знает характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись). В процессе лепки не всегда точно передает форму, строение и пропорциональное отношение предметов.
В изображении передает реальную окраску предмета, используя цвет как средство выразительности образа. Не всегда может самостоятельно смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка. В декоративном рисовании использует яркие тона, которые соответствуют народному характеру росписи. Закрашивает предмет в пределах контура; штрихи и мазки располагает в разных направлениях.
Владеет навыками работы различными изобразительными средствами и материалами. В процессе декоративного рисования владеет основными приемами народной росписи. Умеет составлять простейшие орнаменты и узоры из растительных и геометрических форм. В тематических рисунках в основном правильно передает пространственные отношения, движения изображаемых объектов и смысловую связь сюжета. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результата своей деятельности. Использует средства выразительности и полученные ранее умения и навыки для создания сюжетной композиции. В процессе рисования изредка обращается за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей деятельности и деятельности других детей.
Низкий уровень. (5-8 баллов) характеризуется слабым интересом к народному декоративно-прикладному искусству. Ребенок не знает многие виды народного декоративно-прикладного искусства. В процессе лепки ему не всегда удается правильно передать форму, строение и пропорциональное отношение предмета. Затрудняется в композиционном расположении изображения на листе бумаги.
Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их для раскрашивания. Затрудняется в смешивании красок для получения нового оттенка. В декоративном рисовании не знает, какие цвета нужно использовать. Не владеет приемами народной росписи. Закрашивает предмет хаотично, выходя за его контур.
Не умеет правильно работать с художественными материалами. Затрудняется в составлении растительных и геометрических узоров в полосе, круге, квадрате. Не соблюдает ритмическое и композиционное построение орнамента. Может самостоятельно придумать сюжет, но изображает его схематично, не соблюдая композиционное расположение на листе. Не может передать в рисунке простейшие движения объектов. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью к педагогу.
Содержание диагностического инструментария:
Контрольные задания.
Учитывать:
Для старшей группы (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, матрешки, фольклор)
Для подготовительной группы (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Матрешки, Хохлома, Каргопольская игрушка, Богородская игрушка, Жестово, Полхов-Майдан, Павлово-Посадские платки, Урало-Сибирская роспись, Вологодские кружева, быт русского народа)
1. Задание «Вернисаж» (индивидуальное)
Цель задания. Определить уровень знаний ребенка старшего дошкольного возраста о народном декоративно-прикладном искусстве.
Методы. Игра, беседа, запись действий и ответов ребенка.
Оборудование. Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, Городецкие изделия, хохломские изделия, гжельский фарфор, деревянные матрешки, богородские игрушки.
Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает ребенку помочь организовать «Вернисаж» - выставку по продаже предметов народного декоративно-прикладного искусства. Ребенок должен разложить предметы по промыслам; после того как он справится с заданием, педагог предлагает ему стать продавцом, а на себя берет роль покупателя: «Теперь ты будешь продавцом на вернисаже. Продавец должен знать все о своем товаре, суметь рассказать о нем так, чтобы покупатель захотел купить товар». Затем педагог задает ребенку вопросы: «Как называются эти изделия? Чем отличаются городецкие изделия от хохломских? Что общего между городецкими и хохломскими изделиями? Покажи филимоновские и дымковские игрушки? Чем отличаются филимоновские игрушки от дымковских? Покажи гжельскую посуду, что ты можешь рассказать о ней? Есть ли на выставке матрешки? Расскажи, пожалуйста, о них. А есть ли здесь богородские игрушки? Что ты можешь рассказать о них?»
После того как ребенок ответит на все вопросы, педагог говорит: «Мне очень понравилась выставка. Я бы хотела приобрести красивую вещь в подарок, что вы мне посоветуете?» Ребенок предлагает какое-либо изделие, педагог благодарит его за оказание помощи в выборе покупки.
Примечание. Предметы декоративно-прикладного искусства могут быть подобраны педагогом с учетом региональных особенностей.
Анализ результатов: показатель – знания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Высокий уровень. Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру; знает характерные особенности большинства народных промыслов; аргументирует выбор того или иного изделия. Ребенок знает и в основном правильно называет народные промыслы. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов. Не всегда правильно выделяет характерные особенности того или иного промысла. Часто аргументирует свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку.
Низкий уровень. Ребенок проявляет слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, неохотно вступает в игру; путает и не всегда правильно называет народные промыслы. С трудом выделяет характерные особенности того или иного промысла. Затрудняется аргументировать свой выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства затрудняется дать им эстетическую оценку.
Первичный мониторинг (октябрь 2016 года)
При проведении данного пункта диагностики было выявлено, что высокий уровень знаний ни показал, ни один ребенок (0%), средний уровень у 7 детей (28%). Дети проявляют интерес к игре , предметам народного декоративно-прикладного искусства. Но испытывают трудности в названии народных промыслов. Не точно выделяет характерные особенности промысла. При восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства может дать им эстетическую оценку. Большинство детей показали низкий уровень знаний-18 детей (72%). Воспитанники путают и не всегда правильно называет народные промыслы, выделяют характерные особенности промысла. Не могут дать эстетическую оценку изделию.
2. Задание «Нарисуй орнамент» (индивидуальное).
Цель. Определить уровень умения рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.
Материалы. Геометрические формы из бумаги белого цвета: квадрат (15x15 см); прямоугольник (8x22 см); равносторонний треугольник (15 см); овал (8x26 см); круг (Д-18 см). Круглая кисть №3-№4, печатка-тычок (Д-1см), гуашь 12 цветов, палитра, салфетка, баночки с водой.
Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает ребенку на выбор две любые бумажные геометрические фигуры. После того как ребенок выберет фигуры, педагог спрашивает: «Как называются эти геометрические формы? На что они могли бы быть похожи, если их украсить узором?» Затем педагог предлагает ребенку украсить одну форму геометрическим, а другую растительным орнаментом. После выполнения задания можно спросить ребенка, что у него получилось.
Анализ результатов: показатель – умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических формах.
Высокий уровень. Ребенок правильно называет все геометрические фигуры. Самостоятельно составляет узор из геометрических и растительных форм, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Умеет смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка. В процессе рисования владеет навыками кистевой росписи, без труда выполняет декоративные элементы – точки, кружки, прямые и волнистые линии, капельки, листики, завитки и т.д. Для украшения использует печатку-тычок.
Средний уровень. Ребенок не всегда правильно называет геометрические фигуры.
При составлении узора иногда обращается за помощью к педагогу. Допускает незначительные ошибки при украшении геометрических форм растительным и геометрическим орнаментом. Испытывает незначительные затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. В процессе рисования
в основном владеет навыками кистевой росписи, но затрудняется выполнять некоторые декоративные элементы (тонкие линии, капельки, листики и завитки). Для украшения использует печатку-тычок.
Низкий уровень. Ребенок затрудняется назвать основные геометрические фигуры. При составлении узора постоянно обращается за помощью к педагогу. Допускает значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим
орнаментом геометрических форм. Испытывает затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. В процессе рисования показывает слабые навыки кистевой росписи. Испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов (прямая и волнистая линии, точки, кружки, капельки, листики и т.д.). При украшении совсем не использует печатку-тычок.
После первичного мониторинга выяснилось, что высоким уровнем не обладает ни один ребенок -0%. Средний уровень у 5 человек (20%). Допускают небольшие ошибки при рисовании растительным и геометрическим орнаментом. Испытывают затруднения при смешивании на палитре красок для получения нужного оттенка. Владеют навыками кистевой росписи, но затрудняется выполнять некоторые декоративные элементы. Для украшения используют печатку-тычок. 20 детей (80%) показали низкий уровень. Допускают значительные ошибки при украшении растительным и геометрическим орнаментом геометрических форм. Имеют слабые навыки кистевой росписи. Испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов. Не используют печатку-тычок. Постоянно обращаются за помощью воспитателя.
3. Задание «Укрась бумажный силуэт».
Цель. Определить уровень умения украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла. Уточнить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве (предметы народного декоративно-прикладного искусства могут быть изменены с учетом региональных особенностей).
Материалы. Предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игруш-ки, филимоновские игрушки, каргопольские игрушки, полхов-майданские игрушки, городецкие изделия, хохломские изделия, вышитые изделия, гжельский фарфор, бого-родские игрушки, матрешки, павловопосадские шали и другие.
Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям рассмотреть раз-личные предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, полхов-майданские игрушки; городецкие изделия, хохломские изделия, вышитые из-делия, гжельский фарфор, богородские игрушки, матрешки, павловопосадские шали и другие. Затем педагог предлагает детям раскрасить на выбор два бумажных силуэта в соответствии с представленной формой и видом народной росписи.
Анализ результатов: показатель – умение украшать бумажный силуэт в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла.
Высокий уровень. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, ребенок безошибочно называет их. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает (без помощи взрослого) в соответствии с особенностями народной росписи. Самостоятельно подбирает цветовую гамму и при необходимости создания нужного цвета пользуется палитрой.
Средний уровень. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, ребенок иногда забывает их названия. Предложенные педагогом бумажные силуэты соотносит с реальными предметами и украшает в соответствии с особенностями народной росписи, изредка обращаясь к помощи взрослого. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы.
Низкий уровень. Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, ребенок затрудняется назвать и показать их. Предложенные педагогом бумажные силуэты не всегда соотносит с реальными предметами и украшает по своему усмотрению, без учета особенностей той или иной росписи, часто обращаясь к помощи взрослого. Затрудняется самостоятельно подбирать цветовую гамму.
При проведении данного пункта диагностики было выявлено, что высокий уровень имеют 2 ребёнка (8%). Дети соотносят бумажные силуэты с реальными предметами и украшают (без помощи педагога) в соответствии с особенностями народной росписи. Средний уровень - 7 детей (28%). Дети иногда забывают название промысла, затрудняются в подборе цветовой гаммы. При рисовании пользуются помощью педагога. Низкий уровень у 16человек (64%). Дети испытывают большие затруднения при выполнении задания.
4. Задание «Вылепи и распиши глиняную игрушку».
Цель. Определить уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.
Материалы. Глина, стеки, дощечки, вода в розетке, салфетки, гуашь, кисти №3, печатки-тычки.
Инструкция к проведению задания. Педагог предлагает детям вылепить из глины две глиняные игрушки: дымковскую и филимоновскую.
Затем (после того как игрушки просохнут) педагог предлагает детям расписать вылепленные из глины игрушки в соответствии с характерными особенностями промысла.
Анализ результатов: показатель – уровень умения лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с особенностями народного промысла.
Высокий уровень. Ребенок правильно передает форму дымковской и филимоновской игрушки; учитывает характерные особенности народного промысла. При лепке филимоновской игрушки использует пластический, а при лепке дымковской игрушки – конструктивный способ лепки. Расписывает игрушки в соответствии с характерными особенностями народной росписи (цвет, декоративные элементы, узор). При росписи изделий использует печатку-тычок. Самостоятельно лепит и расписывает игрушки из глины.
Средний уровень. Ребенок в основном правильно передает форму дымковской и филимоновской игрушки. Учитывает характерные особенности народного промысла. При лепке филимоновской и дымковской игрушки использует различные способы лепки. При росписи глиняных игрушек допускает незначительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При росписи изделий использует печатку-тычок. Во время выполнения работы иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень. Ребенок затрудняется в передаче формы дымковской и филимоновской игрушки. Не всегда учитывает характерные особенности народного промысла. При росписи допускает значительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При росписи изделий не использует печатку-тычок. При выполнении работы ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу.
Высоким уровнем обладают на начало диагностики 2 ребенка (8%). Самостоятельно лепят и расписывают игрушки из глины в соответствии характерными особенностями народного промысла. Средний уровень показали 8 человек (32%).В работе допускают незначительные ошибки. Низкий уровень имеют 15 детей (60%). Затрудняются в передаче формы игрушки. При росписи допускает значительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. При выполнении работы ребенок постоянно обращается за помощью к педагогу.
5. Наблюдение за детьми в свободной деятельности, во время проведения, занятий кружка, НОД и открытых мероприятий.
-Педагог организует музыкально-ритмическое и вокально-хоровое творчество детей, игры-хороводы, упражняет в музицировании на детских музыкальных инструментах.
-Вовлекает детей в исполнение, народных танцев, песен-хороводов и организует инсценирование фольклорных песен;
-Проводит досуги и развлечения с целью знакомства детей с произведениями словесного народного искусства: потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, присказки, поговорки;
-Учитывает степень участия в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества, фольклорных праздниках, досугах;
- Определяет знания детей о народных обычаях и традициях.
Диагностическая карта уровня знаний и умений детей по декоративно-прикладному искусству
Фамилия, имя ребенка | Знание характерных особенностей промыслов | Умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов | Украшение бумажных силуэтов в соответствии с промыслом | Умение лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с промыслом | Знание народного фольклора, музыки, традиций русского народа | Итог | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Динамика повышения уровня творческих способностей у дошкольников
по критериям показана в таблице в %:
Критерии оценки творческих способностей | Первичный мониторинг | Итоговый мониторинг | ||||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1.Знание характерных особенностей промыслов | 72% (18ч) | 28% (7ч) | 0% | 12% (3ч) | 40% (10ч) | 48% (12ч) |
2. Умение рисовать орнамент из растительных и геометрических элементов | 80% (20ч) | 20% (5ч) | 0% - | 16% (4ч) | 56%(14ч) | 28% (7ч) |
3. Украшение бумажных силуэтов в соответствии с промыслом (роспись) | 64% (16ч) | 28% (7ч) | 8% (2ч) | 12% (3ч) | 56% (14ч) | 32% (8ч) |
4. Умение лепить и расписывать глиняную игрушку в соответствии с промыслом. | 60% (15ч) | 32% (8) | 8% (2ч) | 24% (6ч) | 52% (13ч) | 24% (6ч) |
5. Знание народного фольклора, музыки, традиций. | 60% (15ч) | 28% (7ч) | 12% (3ч) | 12% (3ч) | 40% (10ч) | 48% (12) |
Итоговый мониторинг (апрель 2018 г.)
- Сравнительные результаты уровня сформированности знаний видов и характерных особенностей декоративно-прикладного искусства
Вывод: В процессе целенаправленной деятельности в рамках кружковой деятельности у дошкольников возрос уровень сформированности знаний видов и характерных особенностей декоративно-прикладного искусства.
Итоговый мониторинг выявил, что 12 воспитанников (48%) показали высокий уровень. Проявляют устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знают характерные особенности того или иного промысла (форма, цвет, роспись). 10 (40%, повышение на 12 %) детей показали средний уровень. Трое детей (12%) остались на низком уровне.
2. Сравнительный анализ сформированности умения рисовать орнамент в различных формах, используя геометрические и растительные элементы
Вывод: В результате итоговой оценки, можно отметить, что у детей высокий уровень умения рисовать орнамент в различных формах, используя геометрические и растительные элементы, увеличился на 28%(7 человек). Выполняют узоры в полосе, квадрате и круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира и из геометрических форм. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении. Стремятся к оригинальному решению, интересной деталировке изображений предметов. 14 детей (56%, повышение 36%) показали средний уровень. На низком уровне остались 4ребёнка (16%)
- Сравнительный анализ данных по уровню
сформированности умения росписи бумажных силуэтов в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла
Вывод: В результате итоговой оценки, можно отметить, что у детей высокий уровень практического умения росписи бумажных силуэтов в соответствии с представленной формой и особенностями народного промысла увеличились с 8% до32% (на 24%).. В процессе декоративного рисования пользуется приемами народной росписи, используя яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивает изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы
Показатели среднего уровня повысились с 28% до 56 % (на 28%). На низком уровне остались 3ребёнка (12%)
- Сравнительный анализ данных по уровню
сформированности навыков и умений по лепке и росписи
глиняной игрушки в соответствии с промыслом
Вывод: Итоговый мониторинг выявил повышение уровня сформированности навыков и умений по лепке и росписи глиняной игрушки в соответствии с народным промыслом.
У 6 детей (24%, повышение на 14%) он поднялся до высокого уровня. Дети в процессе лепки точно передают форму, строение и пропорциональное отношение предметов. Умеют самостоятельно украшать готовые изделия орнаментами и узорами в соответствии с промыслом, используют ритм и симметрию в композиционном построении. Эмоционально относятся к самостоятельному творческому процессу. 13 детей (52%, повышение на 20%) показали средний уровень. 6 воспитанников (24%) остались на низком уровне.
- Сравнительный анализ данных по уровню включенности детей в творческий процесс через участие в мероприятиях различного уровня
(фольклорные праздники, выставки, конкурсы и др.)
Вывод: Итоговый мониторинг выявил повышение уровня включенности детей в творческий процесс через участие в мероприятиях различного уровня.
У 13 детей (52%, повышение на 36%) он поднялся до высокого уровня. Дети стали активными участниками конкурсов, выставок по декоративно-прикладному творчеству. С большим желанием и интересом участвуют в народный праздниках и развлечениях, являются участниками детской фольклорной группы «Ладушки» и городских творческих кружках. Умеют адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности и деятельности других детей.
10 детей (40%, повышение на 12%) показали средний уровень. 3 воспитанника (12%) остались на низком уровне.
В результате систематической, планомерной и целенаправленной работы произошли существенные положительные изменения в развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством, которые способствуют:
• получению углубленных знаний о народных промыслах, о качестве и возможностях различных материалов;
• приобретению практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
• развитию художественного вкуса, умению видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления;
• выражению эмоционального отношения через свое творчество; возникновению желания участвовать в различных мероприятиях, овладевать особенностями мастерства; появлению интереса к истории и культуре нашего народа.
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута. На будущее планирую продолжать работу по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, расширить применение ИТК технологий. Продолжать внедрять проектно - исследовательский метод на своих занятиях.
Уровень включения родителей в творческий процесс через участие в мероприятиях различного уровня в области декоративно-прикладного искусства
№ | Группы | Критерии | 2016г. | 2018г. |
1 | Лидеры | Умеют и с удовольствием принимают активное участие в мероприятиях различного уровня в области декоративно-прикладного искусства, видят ценность данной деятельности | 3 семьи-12% | 10семей-40% |
2 | Исполнители | Принимают участие в мероприятиях в области декоративно-прикладного искусства при условии значимости мотивации | 7 семей- 28% | 9 семей-36% |
3 | Критические наблюдатели | Не принимают участие в мероприятиях различного уровня в области декоративно-прикладного искусства, не видят их ценность | 15 семей- 60% | 6 семьей- 24% |
Сравнительные результаты уровня включения родителей в творческую деятельность
На первом этапе реализации проекта 60% родителей были «наблюдателями» и не принимали участие в мероприятиях различного уровня в области декоративно-прикладного искусства, не видели их ценность. К итоговому этапу данное количество родителей уменьшилось до 24%. На ряду с этим увеличилось количество родителей-«лидеров» (с 12% до 40%), которые умеют и с желанием участвуют в различных творческих мероприятиях, видят ценность данной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня овладения знаниями и умениями декоративно-прикладной деятельности кружка "Мастерилка" (подг.гр.)
Диагностика разработана в результате изучения "Диагностического обследования детей по усвоению программы Радость творчества" О.Соломенниковой" и адаптирована для представленных видов деятельност...
Вопросы для бесед для первоначального диагностирования детей подготовительной к школе группе с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного района, села, деревни.
Вопросы для бесед для первоначального диагностирования детей подготовительной к школе группе с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного района, села...
Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста
Мониторинг по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста...
Статья _ Черкашина Т.А. Выявление уровня сформированности лексической системности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Обзор методик.
Черкашина Т. А. Выявление уровня сформированности лексической системности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Обзор методик / Т. А. Черкашина // Сборник авторских педагогиче...
Диагностический материал для выявления уровня сформированности экологических знаний у дошкольников
Диагностические методикипо экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С.Н.) Методика "Знатоки природы"Цель: определить уровень сформированности эко...
Диагностический комплекс для выявления уровня сформированности мелкой моторики у детей шести лет (методика Е. Архиповой)
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических знаний(по возрастам)
Диагностика (на разный возраст) по экологическому воспитанию дошкольников. Методика О. А. Соломенниковой....