Квилинг как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
статья

Волкова Ирина Михайловна

Квилинг как средство развития мелкой моторики   детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квилинг как средство развития мелкой моторики                                                       детей старшего дошкольного возраста

И.М.Волкова,                                                                                                                          

воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 27», г. Орел

В настоящее время, в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), происходит переориентировка целей, и одной из приоритетных задач является обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Поэтому одним из направлений работы, реализующей задачи, является, по нашему мнению, развитие мелкой моторики.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.

Под термином «мелкая моторика» мы понимаем высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы [5, с. 56].

Согласно педагогическим исследованиям, в старших группах дошкольных образовательных организаций у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, некоординированные, затруднены изолированные движения пальцами.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму.

Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом; деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать,повелевать.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [6, с. 13].

По данным М. М. Кольцовой существует тесная связь функции руки и речи, морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Если речевое развитие ребенка задерживается, рекомендуется стимулировать его путем тренировки движений пальцев рук [6].

Проблема развития мелкой моторики в структуре психомоторного развития дошкольников изучалась такими отечественными и зарубежными учеными в психологии как Л. С. Выготский, С. С. Прищепа, С. П. Соснина; в педагогике М. М. Кольцова, Т. А. Ткаченко и др.

М. М. Кольцова, М. С. Рузина, М. В. Яковлева занимались изучением проблемы развития мелкой моторики старших дошкольников.

Квиллинг как вид декоративно-прикладного искусства изучали Н. В. Кузьмичёва, Г. Д. Сорокина, Н. И. Фирсова, возможности квиллинга в развитии мелкой моторики рассматривали такие педагоги как, В. В. Стеблецова, О. В. Терешкевич, А. С. Штрих, С. И. Щедрина. Но такой вид конструирования из бумаги, как квиллинг, мало представлен в методической литературе дошкольного образования: А. А. Зайцева, Л. В. Сипкина, А. В. Цветкова.

По результатам изучения проблемы мы пришли к выводу, что развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста можно успешно проводить на занятиях по квиллингу. Несмотря на большой интерес, проявляемый всеми участниками образовательного процесса по данному виду декоративно-прикладного искусства, на сегодняшний день эта проблема недостаточно разработана.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма [10].

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита [8].

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук [6].

Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык [8].

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать [10].

Дети старшего дошкольного возраста могут использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Старший дошкольник обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме [7]. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами [7].

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий [8].

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, особенно важно, так как предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.

Таким образом, мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [8].

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Одним из одних условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Особенно велико влияние двигательной активности на физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Несвоевременное развитие движения оказывает пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте [9].

Согласно данным психологов и физиологов (А. Н. Бернштейн, Л. С. Выготский, Л. Ф. Обухова) у детей пяти–шести лет слабо развиты мелкие мышцы руки, не совершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении, находятся на стадии развития. Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребёнок начинает осознавать, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде [9].

Развитию мелкой моторики рук, по мнению Г. Г. Григорьевой, Т. Г. Казаковой, В. С. Мухиной, способствуют такие  виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из бумаги, проволоки.

В многочисленных педагогических исследованиях подчеркивается важность художественно-творческой деятельности, способствующей развитию ручной умелости, регуляции движения и микродвижения кистей рук, что является одним из показателей готовности ребенка к школе, а также уровня интеллектуального и сенсорного развития. Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу движений, что положительно сказывается на формировании творчества у детей.

В педагогической науке существует понятие «тонкая моторика», под этим понятием педагоги-исследователи Н. С. Жукова, М. М. Кольцова понимают разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития [6].

Роль мелкой моторики в психофизическом развитии детей было охарактеризовано Р. С. Прищепой.

Таким образом, систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста играет важную роль, так как является одним из показателей готовности к школьному обучению. В результате анализа психолого-педагогической литературы нами выявлено, что навыки мелкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество и формируются в том числе в художественно-творческой деятельности.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к поделкам из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в технике квиллинг [3, с. 155].

Квиллинг (в переводе с англ. guilling — «птичье перо») — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию [1].

Считается, что это искусство возникло в средневековой Европе (по другим  сведениям  — на Ближнем Востоке и в Древнем Египте), где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В XV–XVI веке квиллинг считался искусством, в XIX веке —дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

Корейская школа квиллинга (в Корее эту технику называют бумагокручение) несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей [4].

В психолого-педагогической литературе понятие «техника» трактуется как комплекс умений, который позволяет успешно воздействовать на воспитанников, добиваться эффективных результатов [3].

Техника квиллинга — это умение скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции [11].

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для «квиллинга» на кончик стержня. Но не всем детям это удобно и они предпочитают крутить без него, иные предпочитают зубочистки. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для «квиллинга». Таким образом, дети подушечками пальцев чувствуют, однородно ли формируется рулон, и вовремя могут скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После этого бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для «квиллинга», но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, дети всегда сами могут придумать новые элементы «квиллинга».

Сколько интересных идей для применения этой техники можно найти. Это и изготовление открыток к праздникам, и оформление стенгазет с элементами квиллинга, и создание композиций, поделок и многое другое. Создавая свой мир из бумаги, ребенок становится созидателем нового, необычного, раскрывает свою душу, делится сокровенным.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Она предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Тематика занятий выбирается совместно с детьми с учетом их интересов, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания работы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе, учитываются индивидуальные особенности и заинтересованность.

Считаю, что работа с детьми с использованием техники «квиллинг» является важной и значимой для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Так как «квиллинг»:

- Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.                                                                                                                            - Разовьет конструкторское мышление – собрать целое из кусочков.

- Разовьет тактильные ощущения и моторику.                                                                - Поможет в изучении цветов и форм.                                                                                 - Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию.

Список литературы:

                                                                                                                                                             1. Бартковски Э. Чудесный квиллинг. Композиции из бумажных лент. Методическое пособие Харьков: Книжный клуб, 2013. — 128 c.

 2.  Выготский, Л. С. Педагогическая психология М.: Педагогика, 2011. с.341

 3. Гнатко А. В.  Квиллинг – красота из бумаги Дошкольное воспитание. 2010. № 12. с. 115.

 4. Дронова, Т. В. Квиллинг как способ развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие М., 2016.  с.32

 5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь. Методическое пособие М.: Академия, 2003. с. 176

 6.  Кольцова, М. М.,  Рузина, М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Методическое пособие Екатеринбург:                 У-Фактория, 2004. с.224

 7. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика. Методическое пособие Е. А. Лобанова. Балашов, 2005. с.76

 8. Носачева Н. В Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения Молодой ученый. 2017. № 11.     с. 44–47.

 9.  Пастухова И. В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи. Молодой ученый. 2016. №   10. с. 1370–1372.

 10. Прищепа С. Р.  Мелкая моторика в психофизическом развитии детей Дошкольное воспитание. 2005. № 1.с. 60–64.

 11. Фирсова, Н. И. Инновационный опыт на тему: «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». Методическое пособие М.: Эксмо, 2014. c.10

 12. Цветкова, А. В. Техника квиллинг и её роль в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Методическое пособие СПб.: Питер, 2016. c.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Консультация «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя....

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.Научно доказано что на подушечках наших пальцев множество точек, которые при массировании влияют на работу го...

Самообразование педагога «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно р...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...