Проект по развитию личностных качеств дошкольников .
методическая разработка

Васько Татьяна Александровна

Проект по развитию личностных качеств дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_syuzhetno-rolevym_igram.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  

«Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры».

Учим детей играть

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам (социально-личностное воспитание). Поэтому перед нами стоит задача воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду  и и для этого необходимо использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры. Необходимо наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Этому способствуют следующие задачи:

•        научить ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре;

•        тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

 Работа по развитию сюжетно-ролевых игр должна осуществляться в двух направлениях:

•        Создание необходимой игровой среды

•        Непосредственное руководство играми детей.

Для оборудования предметной среды можно привлечь родителей. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т.д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью широко использовать вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводится показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей можно начать играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдают за вашими действиями. Продолжать игру, а затем передавать куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращать внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводятся дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.

Использовать такой приём как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию использовать и тогда, когда надо поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Если замечаете, что интерес к игре не ослабевает, побуждать к решению новой игровой задачи – предложить напоить куклу Катю чаем.

Для обогащения игр детей подбирать простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В  группе сюжет игры простой, но постепенно он усложнялся, вводятся новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т.д.

В результате совместной игровой деятельности, дети учатся переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовать в своей работе игры-показы. Так, во время игры с говорить: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться» Во время одевания рассматривать одежду куклы, называть её имя. Затем  последовательно одевать  куклу, если дети наблюдают за вашими действиями. Чтобы закрепить навыки предложить повторить ваши действия. Вначале малышам требуется ваша помощь, а затем они учатся самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом обращать внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает малышам активней участвовать в игре.

Если при руководстве игрой возникают трудности использовать следующие приемы:

•        выяснить у родителей как они играют дома.

•        В ходе общения побуждать использовать знакомые ситуации

Например: В группу пришли дети, которые не играли вообще. Настя  Не проявляла интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамой выяснила, что дома она играет с одним медвежонком, даже с ним ложится спать. Вечером я попросила Настю  принести мишку в детский сад, ему здесь будет веселее, а дома одному скучно. Утром я ласково поздоровалась с мишкой и пригласила его в гости к нам. Так, в течение всего дня я обращалась к мишке как к живому существу. В последующие дни Настя  приносила разные игрушки и проигрывала с ними уже знакомые ей игровые действия: кормила, укладывала спать. В ходе общения с девочкой, я побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу. Таким образом, у Насти  появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Девочка стала общительная, весёлая.

Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей воспроизводят только предметные действия, многие из них просто манипулируют с игрушками.  Задача воспитателя  направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводятся  наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовывать целевые прогулки, на которых обращать внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращать внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомить детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставят кастрюли на плиту, а «варят» суп, компот и т.д.

Например: В первое время, когда некоторые дети не знают друг друга, они играют в одиночку и довольно разнообразно. Необходимо помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы Дети должны научиться  играть небольшими группами, причём проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, уступать игрушки товарищам. Снизить конфликтные ситуаций. Использовать сюрпризные моменты, игрушки Матрёшку и Колобок, весёлый Гномик и Клоун, интерактивные игрушки. С их помощью научить детей  запоминать некоторые правила игры.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, провести в группе анкетирование. Анализ ответов поможет выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе можно оформить стенд «Играют дети» Провести ряд консультаций: «Малыши начинают играть», «Малыши и его игрушки», «От скуки на все руки». «Играйте вместе с детьми». Вся эта работа способствует развитию у детей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимают все рекомендации, что очень поможет вам в работе.

Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала. Дети начинают играть более уверенно, самостоятельно. Если дети  с удовольствием принимают воспитателя в игру, даже уступая ему главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Роль воспитателя – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появляются лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются крайне редко, и их они учатся улаживать самостоятельно.

Исходя, из вышесказанного,  определяются следующие пути решения обучения детей сюжетно-ролевым играм:

Задачи:

Образовательные:

1.        Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга.

2.        Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.

3.        Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.

4.        Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.

5.        Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.

6.         Учить выполнять установленные правила.

7.        Учить игровым действиям, умению договариваться на игру

Развивающие:

1.        Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

2.        Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.

3.        Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.

4.        Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.

5.        Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.

6.        Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

7.        Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

Воспитательные:        

1.        Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.        

2.        Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.

3.        Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

4.        Закрепить положительные чувства и привычки.

5.        Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.

6.        Воспитывать чувство юмора.

7.        Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.

8.        Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.

9.        Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.

10.     Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

11.        Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

Правила игры для детей:

1.        Прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.

2.        Подумай, чем ты будешь играть.

3.        Игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.

4.        Играй дружно.

5.        Бережно относись к игрушкам.

6.        Содержи игрушки в порядке.

Руководство игрой:

1.        Не подавлять инициативу и творчество детей.

2.        Способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.

3.        Побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

4.        Приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-самоделок, игрушек- заменителей.

5.        Учить использовать навыки, полученные на занятиях по развитию речи, рисованию, аппликации, музыкальных.

6.        На занятиях учить вступать в диалог от имени действующих лиц.

7.        Побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.

8.        Помогать детям договариваться в игре.

9.        Не заставлять играть в то, что они не видели.

10.        Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребенок попросит.

11.        Наблюдать за играми детей.

12.        Анализировать увиденное в игре.

Общение воспитателя с детьми:

1.        Включаться в игру детей осторожно, не разрушая замысел детей.

2.        Побуждать задавать больше вопросов по содержанию игры.

3.        Помогать договариваться в игре.

4.        Учить вступать в диалог от имени действующего лица.

5.        Брать роль в игре на себя только тогда, когда ребёнок сам попросит.

6.        Наблюдать за играми детей.

7.        Анализ увиденного в игре.

8.        Учить детей ставить в ситуации, но, не указывая конкретные способы действия.

Вывод:

Таким образом, через сюжетно-ролевые игры, и предварительную работу решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявляется следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.

В процессе сюжетно-ролевых игр и общения с детьми, воспитатель:

1.        Дает информацию детям о социальной жизни человека через чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение,  дидактические игры и так далее.

2.        Помогает ребенку определиться с ролью в игре, что в дальнейшем позволит делать это ребенку самостоятельно.

3.        Помогает ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.

4.        Постепенно от совместной деятельности ребенок переходит к самостоятельной  деятельности со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.

5.        В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Построение игровой деятельности должно происходить на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Опираясь на эти примерные схемы подготовки проведения сюжетно-ролевых игр, воспитатель может разработать  план работы с детьми и родителями на год в соответствии с комплексно-тематической рабочей программой своей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию, лепке, аппликации, к...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Развитие личностных качеств дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность – «это специфическое образное познание действительности. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для...