Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Беседа «Рождество : традиции и празднование »
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Голубец Светлана Юрьевна , Чибрикова Надежда Анатольевна Самарская область
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста.
Беседа «Рождество : традиции и празднование »
Цель :
познакомить детей с историей праздника Рождества Христова в России, с событиями, связанными с праздником;
Задачи:
1.Прививать любовь к традиционным праздникам;
2.Развивать понимание названий праздников.
3.Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Педагогические технологии: игровые, личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
Предварительная работа: беседы об обычаях зимних новогодних праздников на Руси, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, прослушивание обрядовых песен, заучивание прибауток, закличек, стихов, песенок-колядок.
Материал: проектор; экран; компьютер; книги о Рождестве; иллюстрации ; старинные рождественские открытки; нарядная елочка; валенки. Вводная часть : воспитатель входит в русском народном костюме; звучит музыкальное произведение "Заинька вокруг сада"
Вступительная беседа.
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы,
Добры молодцы, да, красны девицы
Поведём мы с вами беседу,
Не простую, а о русских праздниках.
Но прежде, ребята, скажите, какое сейчас время года?
А какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?
Воспитатель: Какой праздник отмечается после Нового года?
Воспитатель: Верно, а сейчас садитесь на стулья, а я вам расскажу как этот праздник отмечали наши предки.
Ход беседы:
Наши предки умели и любили веселиться. Ребята, а вы любите праздники? А почему? А кто такие предки? (ответы детей)
Наши предки - русские люди - всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать, как? (Хотим.) Ну, тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? Закройте глаза…мы отправляемся в путешествие по прошлому (звучит русская народная мелодия).
Воспитатель начинает рассказ.
Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирели, балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды , по особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. А сейчас я хочу рассказать вам о русском народном празднике Рождество.
Этот праздник тоже был одним из самых известных и любимых. Святые вечера начинаются с 7 января и заканчиваются 19 января. Пожалуй, нет другого такого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Раньше на Руси Святки совпадали с Новым годом, с новогодней елкой, переодеваниями, ряжениями, гаданиями девушек, плясками, всеобщим весельем. (Дети рассматривают иллюстрации.) Две недели православные ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам Петр I ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц, дарили их друг другу. Ребята, хотите узнать, почему на Рождество и на Новый год наряжают елку? Послушайте рассказ…
Когда родился Христос, не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зеленая ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу и поднесем ему наши дары», - сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты - колючие иглы да липкую смолу?» - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», - сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг - пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты - доброе деревце, и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться».
Воспитатель: Давайте послушаем рассказ о рождественских обычаях и традициях .
- Сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин - «вечеря». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества (слайд).
- Рождественская свеча. В рождественский сочельник в домах принято зажигать свечу. Ведь свет в окне как бы притягивает добро в дом. А верующие люди еще и демонстрируют свою готовность принять у себя Спасителя, который родился во время, когда мир был погружен во тьму (слайд).
- Рождественский венок. Во многих странах для украшения дома в канун Рождества используется рождественский венок. В него вплетают четыре свечи, символизирующие четыре стороны света и земной шар. В центре венка – свеча побольше, которая является символом Иисуса, света и надежды. Свечи начинают жечь за 4 недели до праздника. В каждое воскресенье зажигают на одну свечу больше: в первую неделю – одну и дают сгореть на четверть, во вторую – две и т. д. Это действие символизирует то, что с каждой неделей мир становится светлей. В сочельник настаёт черёд большой свечи. Свеча горит всю ночь, символизируя Вифлеемскую звезду, освещавшую путь волхвам к месту, где родился младенец Иисус (слайд).
- Колядование. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги (слайд).
- Елка. Ёлка доставляет детям весёлое препровождение времени. Она была известна в Москве с половины XVII века; откуда перешла в Петербург в царствование Петра Великого (слайд). Воспитатель: Зимой, на новогодние и рождественские дни, молодежь и дети ходят колядовать. Рождественские колядки для детей – это такие обрядовые песни, в которых колядующие прославляют хозяев дома, желают им счастья и добра. Смысл его – не собирать конфеты и угощения, а желать хозяевам здоровья, доброго года, удачи и прибыли в семье. За такие пожелания, песни и стихи хозяева одаривали детей подарками и конфетами.
А кто знает, на какой праздник поют шуточные песни-колядки?
Дети: На Святки.
Воспитатель: Правильно, ребята. Когда на Руси наступало самое веселое время – Святки, люди наряжались, шутили, пели, гадали. Молодежь учила колядки, ходили по домам, пели шуточные песни, желали счастья и здоровья хозяевам, а хозяева одаривали их подарками. К кому из вас приходили такие гости? ( Дети рассказывают).
Ребята, мы с вами учили колядки. Кто хочет почитать их?
1-й ребенок «Матушка-зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!»
2-й ребенок «С Рождеством святые люди!
Мир да лад у вас пусть будет!
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!»
3-й ребенок «Коляда, коляда
Отворяй ворота,
Открывай сундучки,
Подавай пятачки,
Не жалейте ничего,
Накануне Рождество!» А еще, на Рождественские праздники молодежь устраивала гуляния, которые называли посиделками. Молодежь собирались вместе, веселились: пели песни, гадали, загадывали загадки, играли. Давайте и мы с вами в поиграем в игры . Игра «Пирог»
(под русскую народную музыку)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его , да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».
Игра «Валенки».
Для игры нужны двое детей. Перед елкой ставят валенки большого размера. По сигналу игроки обегают елку с разных сторон и стараются одеть валенки. Выигрывает тот, кто прибежит первым и наденет валенки. Воспитатель: А теперь, ребята отгадайте
Рождественские загадки Зовем ее мы путеводной,
И в самом деле, неспроста,
Волхвов вела она к Младенцу.
Известно, то была... (Звезда)
Летят снежинки за окном,
И праздник к нам приходит в дом
Особым светлым торжеством.
Зовем тот день мы... ( Рождество ) Как всегда под Рождество
В каждом доме — торжество.
Угощений много сладких,
Ходят дети на .... ( Колядки ) Перед самым Рождеством
До звезды не ели,
Этот день с тобой зовём
Праздничный... ( Сочельник ) Он задорно щиплет щёки,
Красным делает твой нос,
От него танцуют ноги,
Что же это? Да,... (Мороз )
Воспитатель: Ребята, а еще на Рождественские праздники гадали. Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал. Например, девушке тайком ночью нужно было войти в дровяной сарай и в темноте взять в руки первое попавшееся полено. Если полено гладкое, то и муж будет ласковый; если с сучками, то и муж будет злой да вредный. Ставили зеркало. Перед ним графин с водой. Вокруг графина зажигали свечи. Смотрели в зеркало сквозь графин: что кому привидится, то и сбудется. Или поджигали в темноте на блюде лист бумаги. Девушка становилась между горящим пламенем и стеной. Кто что на стене увидит, то и сбудется.
Все это проходило интересно и весело. Сегодня мы с вами узнали много интересного о рождественских праздниках. Рождество – это праздник подарков сюрпризов , волшебства.
С новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были
Много лет жили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».
В ходе занятия дети расширяют и закрепляют знания о главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...
конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста " в гости к Старичку - Лесовичку"
- систематизировать знания детей о родном крае- добиться усвоения знаний о лекарственных растениях, животных - санитарах леса- расширять словарный запас дошкольников- обеспечить развития умения сопост...
Конспект по познавательному развитию детей старшей группы по теме: «Традиции россиян (русские народные праздники)».
Цель: обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений, через приобщение дошкольников к истокам русского народа, его праздникам и традициям.Пр. сод.: Познакомить с традиционными ...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего возраста «Магазин одежды»
Цель: закрепить знания детей об одежде и обуви.Программные задачи:1 Уточнить функции и назначение разной одежды (для защиты, удобства и красоты; для головы, рук, ног и тела).2.Познакомить...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Увлекательное путешествие капельки. Круговорот воды в природе».
Программные задачи:Закрепить представления о твердых, жидких и газообразных веществах. Продолжать знакомить детей с состоянием воды (твердая, жидкая, газообразная). Закрепить представления ...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: Народная культура и традиции русского народа.
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возрастаТема: Народная культура и традиции русского народа.Образовательные задачи: совершенствовать знания о культуре и традиция...