Адаптированная образовательная программа в области физического развития для ребенка-инвалида с диагнозом «бронхиальная астма» на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белек» села Тээли муниципального района
«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Заведующий детского сада
педагогического совета Чамбый Ч.О. Приказ №____
Протокол № ________ _______________________
от «___»__________2020г. «___»____________2020г
______________________ (подпись)
(подпись)
Адаптированная образовательная программа в области физического развития для ребенка-инвалида с диагнозом «бронхиальная астма»
на 2020-2021 учебный год
Программу составили:
Торе-Монге Рада Викторовна
Аранчал Сайымаа Эрес-ооловна
Тээли-2020
Содержание
I Целевой раздел ………………………………………………………………..3
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………3
1.2 Цели и задачи…………………………………………………………………4
1.3 Принципы и подходы…………………………………………………………4
1.4 Индивидуальные особенности………………………………………………. 5
1.5 Планируемые результаты……………………………………………………...6
II Содержательный раздел………………………………………………………6
2.1 Работа педагогов с детьми и их родителями…………………………………6
III Организационной раздел…………………………………………………… 6
3.1 Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов………………………………………………………...7
Приложение
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В широком смысле слова Адаптация (от средневекового лат . adaptatio — приспособление), в биологии — совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания. Социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальной средой.
Адаптивная физическая культура — это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Частью адаптивной физической культуры является дыхательная гимнастика.
При составлении адаптированной образовательной программы в образовательной области физическое развитие учитываются рекомендации специалистов.
Нашу группу посещает ребенок-инвалид с бронхиальной астмой. Других ограничений по состоянию здоровья не имеет. Поэтому нами составлена адаптированная программа по укреплению органов дыхания. Роль адаптивной физкультуры при адаптации к жизни у ребенка-астматика достаточно велика. С течением времени организм больного привыкнет к тренировкам, станет более крепким и выносливым.
Дыхание ребенка станет более редким и устойчивым к различным факторам, провоцирующим приступы болезни: к физическим и эмоциональным нагрузкам, температурным колебаниям. Больной получит возможность вести достаточно активный образ жизни, не отвлекаясь на дискомфорт в грудной клетке, затруднения в дыхании и сухой кашель.
Наибольшую роль играет дыхательная гимнастика.
С помощью дыхания можно помочь организму справляться со многими болезнями, улучшить настроение, привести в гармонию свой разум и укрепить здоровье в целом. Чтобы кислород «правильно» насыщал важными элементами каждую клеточку тела, необходимо следить за своим дыханием. В этом может помочь дыхательная гимнастика.
1.2 Цель программы: обеспечение коррекции нарушений развития ребенка-инвалида.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к себе;
- повышение сопротивляемости, закаленности и устойчивости организма к простудным заболеваниям;
- сформировать способность к эмоционально-деловому контакту со взрослыми и детьми;
- профилактика синуситов, болезней бронхов (бронхиальной астмы, обструктивного и хронического бронхита);
-развитие и укрепление дыхательной системы, иммунитета.
-оказание консультативной и методической помощи родителям.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Реализация Программы осуществляется на основе принципов и подходов:
Принципа гуманизма – предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребенка;
Принципа системности– предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с ребенком - инвалидом, имеющим трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство диагностики, коррекции развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка – инвалида. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
Принципа непрерывности – гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;
1.4. Индивидуальные особенности ребенка – инвалида
Ребенок - инвалид посещает группу общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.
Категория «ребенок – инвалид» установлена до 01.02.2021 г
При разработке адаптированной Программы для ребенка – инвалида учитывались возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка.
Сроки реализации адаптированной образовательной программы 1 год.
Адаптированная образовательная программа в области физического развития предусматривает постепенное развитие дыхательной системы с учётом состояния здоровья и возрастных периодов развития детей.
Адаптированная образовательная программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Продолжительность занятий:
- не более 10 минут-для детей 5-6 лет.
Методы организации занятий: игровые, система определенных физических упражнений.
Формы организации занятий: индивидуальные.
1.5 Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- укрепить здоровье детей и развивать правильное отношение к здоровому образу жизни;
II. Содержательный раздел адаптированной образовательной программы.
2.1 Работа педагогов с детьми и родителями.
Воспитатели создают для ребенка-инвалида комфортные во всех отношениях условия развития, воспитания и обучения. Учитывают возрастные, индивидуальные особенности развития ребенка при проведении занятий и индивидуальной работы. Определяют ведущие направления в работе с ребенком-инвалидом. Обеспечивают проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, формирование навыков самообслуживания, участие ребенка-инвалида в совместных мероприятиях с детьми и взрослыми. Повышают психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей.
III. Организационный раздел Программы
3.1. Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов
Для коррекционной работы по инклюзивному образованию педагоги используют следующие специальные методы:
Наглядные методы - практическая деятельность на индивидуальных занятиях организованна на основе наглядного показа, демонстрация изображений, картинок, просмотр слайдов, видеофильмов.
Словесные методы – словесная инструкция, объяснение.
Игровые методы – дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием, создание игровой ситуации.
Практические методы – упражнение (подражательно-исполнительского характера).
Используются различные методические пособия:
Е. В. Харламов “Дыхательная гимнастика”, М.: Ростов на дону – 2004.
В. Г. Алямовская “Как воспитывать здорового ребенка”, М. – 2007.
Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС – М.: Мозайка-синтез Москва, 2014 г.
Семаго Н.Я. «Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов», М..ТЦ Сфера, 2012
Ткач Р.М. «Сказкатерпия детских проблем». СПб Москва Сфера 2008;
Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. Тропинка в мир музыки: учеб.нагляд.пособие. – Минск: Нац.ин-т образования, 2009г.;
Картушена М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.;
Мероприятия с детьми
Комплексы дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика | Содержание |
1 Подготовитель-е упражнение
2 Упражнение «Воздушный шарик».
3 Упражнение «Окно и дверь»
4 Упр «Часы»
5 Упражнение «Веселый петушок»
6 Упражнение «Обдуваем плечи»
7 Упражнение «Насос»
8 Упражнение «Потягушечки»
9 Упражнение «Едет-едет паровоз»
10 Упражнение «Горнист»
11 Упражнение «Дерево на ветру»
12 Упражнение «Бегемотики»
13 Упражнение «Каша кипит»
14 Упражнение «Гуси летят»
15 Упражнение «Чудо-нос»
16 Упражнение «Ворона»
17 Упражнение «Бабочки полетели»
18 Упражнение «Подуй на одуванчик»
19 Упражнение «Бросим мяч»
20 Упражнение «Ножницы»
21 Упражнение «Волна»
22 Упражнение «Хомячок»
24 Упражнение «Косим траву»
25 Упражнение «Регулировщик»
26 Упражнение «Ветерок»
27 Упражнение «Сердитый ежик»
28 Упражнение «Сова»
29 Упражнение «Самолётик»
30 Упражнение «Мышка и Мишка»
31 Упражнение «Пчёлка»
32 Упражнение «Ушки»
33 « Весенние листочки»
34Упражнение « Подуй на одуванчик»
35 Упражнение «Загони мяч в ворота»
36 Упражнение «кошка»
| Сентябрь Исходное положение. Стоя, сидя или лежа. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер или на живот. Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ффф». Упражнение выполняем 6-10 раз. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. Можно использовать стихи: Надуваем быстро шарик, Он становится большой. Шарик лопнул, Воздух вышел. Стал он тонкий и худой! Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться. Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами. Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч. Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз. Октябрь Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела. Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Педагог в это время произносит слова: «Подуем на плечо, Подуем на другое, На солнце горячо Пекло дневной порой». Выполняем упражнение 5-10 раз.
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз. Ноябрь
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Выполняем 20-30 сек.
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн. Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.
Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках. Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем,туловище при этом немного наклоняется.
Исходное положение. Лежа на спине закрыв глаза, положив руки на живот. Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем через нос, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться словами: Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох, То животик опускается (выдох). Декабрь Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повтор 3—4 р.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание. Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо – Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание. Раз, два, три, четыре – Снова дышим: Глубже, шире.
И. п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. Январь Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
И. п.: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
И. п.: стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
И. п.: сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук. Февраль
И. п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Зу-зу, зу-зу, Косим мы траву. Зу-зу, зу-зу, И налево взмахну. Зу-зу, зу-зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу-зу, зу-зу. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Март
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторить три-пять раз. Говорим скороговорки Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Например: На пригорке возле горки Жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф». Апрель Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: Самолётик – самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу- жу -жу (делает поворот вправо) Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево) Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повтор 2-3 раза
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш--ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повтор 3 – 4 р. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повтор 5 р. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха. Это надо проделать 12 раз по 8 вдохов-движений.
Май
Текст произносит только воспитатель. Дует легкий ветерок И качает так листок. (Выдох спокойный, ненапряженный.) 2. Дует сильный ветерок И качает так листок. (Сила выдоха постепенно увеличивается.) Весенние листочки на веточке сидят, Весенние листочки детям говорят: Осиновый – А-А-А, Рябиновый – И-И-И, Березовый – О-О-О, Дубовый – У-У-У. (Пропевание гласных.)
Дети 3-4 раза дуют на руки-«одуванчики», не раздувая щек.
1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота). 2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами. Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.
|
План работы с родителями
мероприятия | Форма организаций | Время проведения |
1 Ознакомление родителей с комплексом дыхательной гимнастики (ежемесячно). 2 «Что такое бронхиальная астма и почему дети болеют» 3 «Наиболее распространенные аллергены» 4 «Факторы вызывающие обострение бронхиальной астмы» 5 «Дренажный массаж»
|
Консультация
Буклет
Беседа
консультация | сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь |
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_aop.docx | 41.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белек» села Тээли муниципального района
«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Заведующий детского сада
педагогического совета Чамбый Ч.О. Приказ №____
Протокол № ________ _______________________
от «___»__________2020г. «___»____________2020г
______________________ (подпись)
(подпись)
Адаптированная образовательная программа в области физического развития для ребенка-инвалида с диагнозом «бронхиальная астма»
на 2020-2021 учебный год
Программу составили:
Торе-Монге Рада Викторовна
Аранчал Сайымаа Эрес-ооловна
Тээли-2020
Содержание
I Целевой раздел ………………………………………………………………..3
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………3
1.2 Цели и задачи…………………………………………………………………4
1.3 Принципы и подходы…………………………………………………………4
1.4 Индивидуальные особенности………………………………………………. 5
1.5 Планируемые результаты……………………………………………………...6
II Содержательный раздел………………………………………………………6
2.1 Работа педагогов с детьми и их родителями…………………………………6
III Организационной раздел…………………………………………………… 6
3.1 Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов………………………………………………………...7
Приложение
Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В широком смысле слова Адаптация (от средневекового лат . adaptatio — приспособление), в биологии — совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания. Социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальной средой.
Адаптивная физическая культура — это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Частью адаптивной физической культуры является дыхательная гимнастика.
При составлении адаптированной образовательной программы в образовательной области физическое развитие учитываются рекомендации специалистов.
Нашу группу посещает ребенок-инвалид с бронхиальной астмой. Других ограничений по состоянию здоровья не имеет. Поэтому нами составлена адаптированная программа по укреплению органов дыхания. Роль адаптивной физкультуры при адаптации к жизни у ребенка-астматика достаточно велика. С течением времени организм больного привыкнет к тренировкам, станет более крепким и выносливым.
Дыхание ребенка станет более редким и устойчивым к различным факторам, провоцирующим приступы болезни: к физическим и эмоциональным нагрузкам, температурным колебаниям. Больной получит возможность вести достаточно активный образ жизни, не отвлекаясь на дискомфорт в грудной клетке, затруднения в дыхании и сухой кашель.
Наибольшую роль играет дыхательная гимнастика.
С помощью дыхания можно помочь организму справляться со многими болезнями, улучшить настроение, привести в гармонию свой разум и укрепить здоровье в целом. Чтобы кислород «правильно» насыщал важными элементами каждую клеточку тела, необходимо следить за своим дыханием. В этом может помочь дыхательная гимнастика.
1.2 Цель программы: обеспечение коррекции нарушений развития ребенка-инвалида.
Задачи:
- сформировать положительное отношение к себе;
- повышение сопротивляемости, закаленности и устойчивости организма к простудным заболеваниям;
- сформировать способность к эмоционально-деловому контакту со взрослыми и детьми;
- профилактика синуситов, болезней бронхов (бронхиальной астмы, обструктивного и хронического бронхита);
-развитие и укрепление дыхательной системы, иммунитета.
-оказание консультативной и методической помощи родителям.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Реализация Программы осуществляется на основе принципов и подходов:
Принципа гуманизма – предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребенка;
Принципа системности– предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с ребенком - инвалидом, имеющим трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка. Единство диагностики, коррекции развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка – инвалида. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
Принципа непрерывности – гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению;
1.4. Индивидуальные особенности ребенка – инвалида
Ребенок - инвалид посещает группу общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.
Категория «ребенок – инвалид» установлена до 01.02.2021 г
При разработке адаптированной Программы для ребенка – инвалида учитывались возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка.
Сроки реализации адаптированной образовательной программы 1 год.
Адаптированная образовательная программа в области физического развития предусматривает постепенное развитие дыхательной системы с учётом состояния здоровья и возрастных периодов развития детей.
Адаптированная образовательная программа рассчитана на детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Продолжительность занятий:
- не более 10 минут-для детей 5-6 лет.
Методы организации занятий: игровые, система определенных физических упражнений.
Формы организации занятий: индивидуальные.
1.5 Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- укрепить здоровье детей и развивать правильное отношение к здоровому образу жизни;
II. Содержательный раздел адаптированной образовательной программы.
2.1 Работа педагогов с детьми и родителями.
Воспитатели создают для ребенка-инвалида комфортные во всех отношениях условия развития, воспитания и обучения. Учитывают возрастные, индивидуальные особенности развития ребенка при проведении занятий и индивидуальной работы. Определяют ведущие направления в работе с ребенком-инвалидом. Обеспечивают проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, формирование навыков самообслуживания, участие ребенка-инвалида в совместных мероприятиях с детьми и взрослыми. Повышают психолого-педагогическую культуру и воспитательную компетентность родителей.
III. Организационный раздел Программы
3.1. Описание используемых специальных методов, методических пособий и дидактических материалов
Для коррекционной работы по инклюзивному образованию педагоги используют следующие специальные методы:
Наглядные методы - практическая деятельность на индивидуальных занятиях организованна на основе наглядного показа, демонстрация изображений, картинок, просмотр слайдов, видеофильмов.
Словесные методы – словесная инструкция, объяснение.
Игровые методы – дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием, создание игровой ситуации.
Практические методы – упражнение (подражательно-исполнительского характера).
Используются различные методические пособия:
Е. В. Харламов “Дыхательная гимнастика”, М.: Ростов на дону – 2004.
В. Г. Алямовская “Как воспитывать здорового ребенка”, М. – 2007.
Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС – М.: Мозайка-синтез Москва, 2014 г.
Семаго Н.Я. «Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов», М..ТЦ Сфера, 2012
Ткач Р.М. «Сказкатерпия детских проблем». СПб Москва Сфера 2008;
Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. Тропинка в мир музыки: учеб.нагляд.пособие. – Минск: Нац.ин-т образования, 2009г.;
Картушена М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.;
Мероприятия с детьми
Комплексы дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика | Содержание |
1 Подготовитель-е упражнение 2 Упражнение «Воздушный шарик». 3 Упражнение «Окно и дверь» 4 Упр «Часы» 5 Упражнение «Веселый петушок» 6 Упражнение «Обдуваем плечи» 7 Упражнение «Насос» 8 Упражнение «Потягушечки» 9 Упражнение «Едет-едет паровоз» 10 Упражнение «Горнист» 11 Упражнение «Дерево на ветру» 12 Упражнение «Бегемотики» 13 Упражнение «Каша кипит» 14 Упражнение «Гуси летят» 15 Упражнение «Чудо-нос» 16 Упражнение «Ворона» 17 Упражнение «Бабочки полетели» 18 Упражнение «Подуй на одуванчик» 19 Упражнение «Бросим мяч» 20 Упражнение «Ножницы» 21 Упражнение «Волна» 22 Упражнение «Хомячок» 24 Упражнение «Косим траву» 25 Упражнение «Регулировщик» 26 Упражнение «Ветерок» 27 Упражнение «Сердитый ежик» 28 Упражнение «Сова» 29 Упражнение «Самолётик» 30 Упражнение «Мышка и Мишка» 31 Упражнение «Пчёлка» 32 Упражнение «Ушки» 33 « Весенние листочки» 34Упражнение « Подуй на одуванчик» 35 Упражнение «Загони мяч в ворота» 36 Упражнение «кошка» | Сентябрь Исходное положение. Стоя, сидя или лежа. Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз. Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер или на живот. Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ффф». Упражнение выполняем 6-10 раз. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. Можно использовать стихи: Надуваем быстро шарик, Он становится большой. Шарик лопнул, Воздух вышел. Стал он тонкий и худой! Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться. Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами. Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч. Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз. Октябрь Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела. Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз. Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Педагог в это время произносит слова: «Подуем на плечо, Подуем на другое, На солнце горячо Пекло дневной порой». Выполняем упражнение 5-10 раз. Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону. Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз. Ноябрь Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Выполняем 20-30 сек. Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн. Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз. Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках. Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем,туловище при этом немного наклоняется. Исходное положение. Лежа на спине закрыв глаза, положив руки на живот. Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем через нос, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться словами: Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох, То животик опускается (выдох). Декабрь Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повтор 3—4 р. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание. Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо – Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание. Раз, два, три, четыре – Снова дышим: Глубже, шире. И. п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р]. Январь Сидя за стол, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. И. п.: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. И. п.: стоя, руки с мячом поднять вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз. И. п.: сидя за столом или сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук. Февраль И. п.: сидя или лежа на полу, ноги вместе, руки вниз. На вдохе руки поднимаются над головой, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Зу-зу, зу-зу, Косим мы траву. Зу-зу, зу-зу, И налево взмахну. Зу-зу, зу-зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу-зу, зу-зу. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза. Март Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз. Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторить три-пять раз. Говорим скороговорки Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Например: На пригорке возле горки Жили тридцать три Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка. День - ребёнок стоит и медленно поворачивает голову вправо и влево, ночь - смотрит вперёд и взмахивает руками-крыльями, опуская их вниз, произносит «у-уффф». Апрель Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: Самолётик – самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) Отправляется в полёт (задерживает дыхание) Жу- жу -жу (делает поворот вправо) Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) Я налево полечу (поднимает голову, вдох) Жу – жу – жу (делает поворот влево) Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). Повтор 2-3 раза Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш--ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повтор 3 – 4 р. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место). Повтор 5 р. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое. Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу — шумный, короткий вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу — тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как будто кому-то мысленно говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!» Смотреть нужно прямо перед собой. Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха. Это надо проделать 12 раз по 8 вдохов-движений. Май Текст произносит только воспитатель. Дует легкий ветерок И качает так листок. (Выдох спокойный, ненапряженный.) 2. Дует сильный ветерок И качает так листок. (Сила выдоха постепенно увеличивается.) Весенние листочки на веточке сидят, Весенние листочки детям говорят: Осиновый – А-А-А, Рябиновый – И-И-И, Березовый – О-О-О, Дубовый – У-У-У. (Пропевание гласных.) Дети 3-4 раза дуют на руки-«одуванчики», не раздувая щек. 1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота). 2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами. Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов. |
План работы с родителями
мероприятия | Форма организаций | Время проведения |
1 Ознакомление родителей с комплексом дыхательной гимнастики (ежемесячно). 2 «Что такое бронхиальная астма и почему дети болеют» 3 «Наиболее распространенные аллергены» 4 «Факторы вызывающие обострение бронхиальной астмы» 5 «Дренажный массаж» | Консультация Буклет Беседа консультация | сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида»
Требования Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ФЗ 273 от 29.12.2012 части 1 статьи 79 гласят: «… содержание образования и условия...
Особенности проведения мониторинга освоения детьми в ДОУ основной образовательной программы в области "Физическое развитие"
Презентация, которая включает в себя развернутый план мониторингка освоения детьми в ДОУ программы по физическому воспитанию...
Дополнительная образовательная программа образовательной услуги «Проведение занятий по развитию художественных - творческих способностей у детей: «Пластилиновая страна» на 2020-2021 учебный год
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необ...
Рабочая программа по платной дополнительной образовательной услуге в кружке по развитию речи "Говорушки" для детей 5-6 лет на 2020 - 2021 учебный год.
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамот...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками образовательных программ в старшей группе № 6 «Белочки» по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками образовательных программв старшей группе № 6 «Белочки»по итогам диагностики на начало и конец2020-2021 учебного года...
2021г. Адаптированная образовательная программа в области физического развития детей с ОВЗ.
Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в соответствии с требованиями...
Рабочая адаптированная образовательная программа инструктора по физической культуре для детей 5-7 лет с нарушениями речи на 2022- 2023 учебный год
Данная рабочая программа дошкольного образования по физической культуре для детей с ОНР, посещающих логопедическую группу – стратегия психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и...