«Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность»
консультация
«Семья для ребенка-это источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность»
«Семья для ребенка-это источник общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
В.А. Сухомлинский
Каждый ребенок сегодня, впрочем, как и всегда, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
За воспитание подрастающего поколения в современном обществе несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Воспитание детей является чрезвычайно сложной задачей, которая стоит перед родителями, педагогами и обществом в целом. Многие даже не задумываются, какие ценности они прививают своему ребенку, ведь воспитательный процесс состоит не только в соблюдении режима сна и бодрствования малыша, его своевременного кормления и подбора одежды в соответствии с погодными условиями, но детьми, даже с самыми маленькими, нужно терпеливо общаться, много рассказывать и отвечать на нескончаемые вопросы.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования приоритетной задачей работы с детьми дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»
Поэтому не случайно в последние годы начали развиваться и внедряться новые формы работы с родителями.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, плохо оборудованная игровая площадки и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества.
Коллектив МБДОУ №4 города Майкопа находится в постоянном поиске новых, современных форм, методов взаимодействия с родителями.
В нашем саду организованна газета детского сада «Жизнь родничка». Ее странички информируют об организации работы дошкольного учреждения, о новых нормативных документах, обо всех ярких событиях, достижениях дошкольного учреждения. «Жизнь родничка»– это возможность сотрудников детского сада быть непосредственным рупором идей совершенствования дошкольного образования – конкурсы, досуги, праздники, новые события, встречи, все это можно увидеть в виде красочных фото сессий, которые вызывают интерес не только у сотрудников дошкольного учреждения, а также так и у представителей наших воспитанников.
Так же у нас имеется сайт дошкольного учреждения. На сайт может зайти любой родитель. Здесь он найдет всю информацию о педагогах и о коллективе в целом. Заочно побывает в каждой группе детского сада, посетит праздники и утренники. Сможет получить консультацию специалистов по интересующим вопросам. Информация сайта регулярно обновляется.
Детский сад «Родничок» всегда открыт и с радостью сотрудничает с филармонией, с общеобразовательной школой, расположенной в микрорайоне. Совместно с сотрудниками полиции устраиваются познавательные встречи не только с детьми, но и с родителями. Дети, сотрудники и родители вовлекаются в районные мероприятия. Например, на праздниках, посвященных Дню города, Дню победы. На 9 мая ребята совместно с воспитателями устраивают концерт, с помощью родителей приглашают на него ветеранов, военнослужащих, проживающих в соседних домах и микрорайонах.
Я работаю воспитателем 6 лет. На данный момент у меня дети 1 младшей группы. Моя группа называется «Дружная семейка».
В своей работе контакт с родителями детей я начала еще до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Заранее продумала содержание и формы работы с родителями. Организовала первичное знакомство с родителями малышей, в форме беседы и анкетирования, изучила условия жизни, состав семей, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т.д. Полученные данные использую в своей работе.
Провела экскурсии по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно продемонстрировала, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома.
Работа с родителями предусматривает и вовлечение их в детсадовское самоуправление это создание родительских комитетов. Родители воспитанников не менее педагогов заинтересованы в успешной работе дошкольного учреждения. Образовав ассоциацию, родители создают свои органы самоуправления и решают некоторые вопросы жизни сада самостоятельно. Совместно с педагогом и под его руководством планируют, готовят и проводят всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей группы. Анализируют, оценивают и подводят итоги сотрудничества сада и семьи. Представители родителей являются постоянными моими помощниками.
Помимо традиционных форм работы, я ищу новые, более эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями моих воспитанников.
Зная, как важна дружеская атмосфера в общении с родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Основательно к нему готовилась, подбирала музыку, подготовила пригласительные билеты. Попыталась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Ведь успех собрания во многом зависел от его подготовки. В свое собрание я включила несколько игр с родителями. Ведь игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным и увлекательным.
Собрание начиналось с разминки. (Приветствия, которые я им предложила.) Все родители приветствовали друг друга по кругу в разных вариантах:
• дружно говорили привет;
• стукались кулачками;
• обнимались;
• мужчины жали друг другу руки.
Беседа продолжилась игрой «Давайте познакомимся и будем дружить». При помощи «волшебного мячика» родители называли свое имя и немного рассказывали о себе. Конечно, сначала все немного смущались, но очень быстро это чувство сменилось интересом и радостью. Такая игра помогла снять напряжение, создала атмосферу доброжелательности и помогла откровенно говорить о себе.
С увлечением родители просмотрели подготовленную презентацию группы на мультимедийном проекторе, фотографии режимных моментов выпустившихся детей. Обсудив некоторые вопросы, была предложена игра «Корзинка вопросов». Ее суть заключалась в том, что родители сочиняли(задавали) нам вопросы-записки. Клали их в корзину и передавали по кругу. В ходе игры мы смогли раскрыть всю интересующую родителей информацию.
Проводя родительские собрания в течении года, я активно использую игровой метод в виде игр: «Корзинка вопросов», «Волшебный карандаш», «Яблоневый сад», «Мой малыш-какой он», «Деловая игра» Он помогает раскрепоститься родителям, открыться для душевной и честной беседы Важным направлением в моей работе является оказание консультативной помощи родителям. Одна из форм работы - индивидуальные консультации, которые зачастую проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, теплой, почти семейной обстановке они чувствуют себя свободнее, легче делятся своими наболевшими проблемами.
Не смотря на очень юный возраст моих воспитанников, особой значимостью остается проведение совместных с родителями досуговых мероприятий. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» тематические праздники-утренники, комплексные открытые занятия.
Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.
Благодаря усовершенствованию техники, с родителями ведется переписка в режиме онлайн. Родителям отправляются фото и видео интересных режимных моментов. Это делается для того, чтобы родители могли быть уверенными за эмоциональное и психологическое состояние своих детей. (Ведь большинство малышей заходят в группу в подавленном состоянии, со слезами на глазах. А родитель, уходящий на работу остается в состоянии волнения за свое чадо.)
Для успешной адаптации детей, я со своей напарницей разработали и реализовали проекты «Я хочу в ясли» и «Будь здоров малыш!», направленные на охрану жизни и укрепления физического и психического здоровья детей.
Доверительные отношения с родителями устанавливаю в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе. Любая помощь обязательно сопровождается выражением благодарности и вручением грамот на собрании. Всегда приятно видеть счастливые глаза похваленных родителей. Таким образом, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами.
Уютная, красивая группа и спальня; яркая красочная игровая площадка; бесконфликтные доверительные отношения с родителями. Все это итоги плодотворной, эффективной и хорошо организованной работы с родителями.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали нашими помощниками, творчески развивались с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это. Что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем. Быть терпеливым и деликатным. И тогда все получится.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.»
В.А.Сухомлинский.
Приложение.
«Деловая игра»
Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?», «В роли воспитателя».
Игра " Мой малыш-какой он?"
Цель: игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:
Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.
Упражнение «Яблоневый сад»
На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зеленые-положительные эмоции и красные-отрицательные эмоции), на которых пишут все ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей встрече?
Затем развешиваются яблоки на дереве с комментариями того, что понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.
В конце своего доклада хочется вспомнить замечательное стихотворение Марины Ширяевой
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет
Семья-это труд, друг о друге забота
Семья-это много домашней заботы!
Семья-это важно! Семья-это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья!
Какая хорошая ваша семья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность
Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...
Формирование положительного отношения к взрослому у детей раннего возраста через игровую деятельность.
Доклад на тему "Формирование положительного отношения ко взрослому". В докладе рассматриваются вопросы особенностей детей раннего возраста, сформированности отдельных когнитивных и эмоциональных проце...
План работы по самообразованию Тема «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через игровую деятельность»
Повысить собственную профессиональную квалификацию....
семинар для воспитателей "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через игровую деятельность"
Для развития познавательных способностей детей выступает важнейший вид деятельности- игра.В своей работе я использую разнообразные игры.Здесь можно узнать какие....
Консультация для родителей "сенсорное воспитание детей раннего возраста через игровую деятельность"
Разъяснение молодым родителям какие игрушки нужны детям раннего возраста...
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность»....
Опыт работы воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3 по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»
Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»...