Формирование положительного отношения к взрослому у детей раннего возраста через игровую деятельность.
консультация (младшая группа) по теме

Дикун Татьяна Васильевна

Доклад на тему "Формирование положительного отношения ко взрослому". В докладе рассматриваются вопросы особенностей детей раннего возраста, сформированности отдельных когнитивных и эмоциональных процессов, привыкание к новому коллективу, к воспитателю. Предлогаются правила личностно-ориентированного взаимодействия, стратегия обогащения игрового опыта и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igr_vzaimodeystvie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование положительного отношения к взрослому у детей раннего возраста через игровую деятельность.

Доклад на методобъединении «Игровая деятельность как средство формирования положительного отношения к взрослым в период адаптации у детей раннего возраста»

Ученые считают, что ранний возраст является самоценным возрастным этапом. Не следует рассматривать его как подготовку к дошкольному детству.

Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека.

Третий год существования ребенка особо насыщенный период во всех отношениях.

В возрасте с 2 до 3 лет: рост замедляется, тело малыша становится более пропорциональным и появляется стройность «пупсика», которая придает особое очарование детям этого возраста.

Самое важное приобретение: осознание ребенка себя как личности, а проявление личности – борьба за самостоятельность.

Речь – мощное универсальное средство общения (из слушающего ребенок превращается в говорящего и общающегося, учится вместе с взрослым жить в этом мире)

Малыш уже менее зависим от взрослого: он ходит, одевается, раздевается, умывается и т.п. Повышается его самооценка и как только ребенок осознает это, он начинает отстаивать свои  права доступными ему средствами.

Первые контакты между детьми и воспитателями осложняются тем, что ребенок находится в стрессовой ситуации, адаптируясь к новым условиям.

Возникающие сложные ситуации общения необходимо разрешать мягко, предлагая позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на др.виды деятельности:

- отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями;

- организовать совместную игру с игрушкой, принесенной из дома;

- помочь детям установить доверительное отношение к педагогу.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил:

  • Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («прекрати плакать», «Играйте вместе»);
  • Не унижать ребенка («Плакса», «Злюка»);
  • Использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказывать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что ты скучаешь по маме? Я тебя понимаю»);
  • Тактично интерпретировать переживания ребенка, помогая детям лучше понять свое состояние («Я думаю, Галя расстроена. Как же теперь быть?»)

Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с 3-хлетними детьми заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Несколько советов:

  • Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
  • Не оценивать личность ребенка отрицательно, это больно ранит его самолюбие, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность;
  • В случае неудачи подбодрить, внушить уверенность в своих силах («Ты так много уже умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»)
  • Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
  • Не вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;
  • Чаще давать право самому выбирать, что именно и как он будет делать;
  • Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать и выразить словами состояние.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую воспитатель ставит перед собой, должна быть цель: проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому (“я вас всех спрячу от дождя” - подвижная игра “Солнышко и дождик”). Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если варится каша для детей, то угощая их, воспитатель обязательно должен найти приветливое слово, выражающее расположение к ребенку (“Я так старалась сделать тебе вкусную кашу. А это, Костя, тебе кашка”).

Играя с детьми, воспитатель ставит не только простые, известные малышам игровые цели. Дети могут вместе с воспитателем собирать цветы, ехать на паровозе… По возможности необходимо предложить детям одинаковые предметы. Одинаковость показывает им, что взрослый никого не выделяет, и ко всем относится одинаково хорошо.

Не надо беспокоиться по поводу того, что игры со взрослыми не дают ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к ее проявлению в первые недели пребывания в детском саду. Зато, благодаря этим играм, воспитатель доказывает свое добросердечное отношение к детям, становится для них интересным партнером, способствует накоплению у малышей игрового опыта. Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу.

Игровые приемы для обогащения игрового опыта детей:

  • Поддержка игровой инициативы ребенка: воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, Светочка, как хорошо ты кормишь дочку! Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Т.о.взрослый помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно;
  • Увеличение числа персонажей игры, поощрение речевого общения с ними. Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, зверушками – это разнообразит игровые действия, пополняет возможности игры;
  • Расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек. С их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей, игра становится более содержательной и увлекательной;
  • Обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также способствует усложнению игры, делает ее интереснее. Представляя в игре житейские ситуации, ребенок выполняет более сложные роли, отображает разнообразные взаимоотношения игровых персонажей. Реализация сюжетов требует привлечения новых атрибутов, предметов, подражания действиям взрослых;
  • Выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны, персонажи вступают в разные взаимоотношения. Ему становятся понятны последовательные игровые действия, которые нужно сопровождать словесными рассуждениями: варим кашу, накладываем её на тарелочку; кормим ложечкой куклу Машу, вкусная каша, поела Маша. Теперь будем ее укладывать спать.
  • Введение в игру предметов-заместителей. Это расширяет ее содержание, делает более творческой. Воспитатель помогает превратить камешки в пирожки, палочки – в градусник, носовой платочек – в одеяльце. Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями. Взрослому бывает достаточно косвенно стимулировать игровых действий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...

Презентация «Методы и приемы формирования положительного отношения к взрослым у детей раннего возраста»

В презентации рассматриваются методы и приемы личностно-ориентированного подхода к детям раннего возраста в период адаптации к детскому саду....

Формирование положительного отношения к труду у детей раннего возраста

Раскрываются особенности организации трудовой деятельности с детьми раннего возраста...

семинар для воспитателей "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через игровую деятельность"

Для развития познавательных способностей детей выступает важнейший вид деятельности- игра.В своей работе я использую разнообразные игры.Здесь можно узнать какие....

Презентация.Адаптация детей раннего возраста через игровую деятельность.

Адаптация  детей  раннего  возраста  через  игровую деятельность....