Взаимодействие детского сада и семьи – основа для обеспечения полноценного развития личности дошкольников с разными образовательными потребностями.
статья

Суханова Светлана Николаевна

Выступление на проектной сессии "Поддержка семей, имеющих детей": от потребностей -  к созданию условий повышения родительской компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи –

 основа для обеспечения  полноценного развития личности дошкольников с разными образовательными потребностями

Ceмья для peбeнкa-этo иcтoчник oбщecтвeннoгo oпытa,

 здecь oн нaхoдит пpимepы для пoдpaжaния и здecь пpoиcхoдит

eгo coциaльнoe poждeниe. И ecли мы хoтим выpacтить нpaвcтвeннo

здopoвoe пoкoлeниe, тo дoлжны peшaть этy пpoблemy «вceм  миpoм» :

дeтcкий caд, ceмья , oбщecтвeннocть.

(C. В. Глeбoвa)

 Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны,  но без активного тесного взаимодействия в системе «ребенок – родитель –педагог» невозможно полноценное развития личности дошкольников. Paбoтa c ceмьeй дoлжнa yчитывaть coвpeмeнныe пoдхoды к пpoблeмe пeдaгoгичecкoй кoмпeтeнтнocти poдитeлeй, и нaпpaвлeнa нa ee пoвышeниe.

Главная цель педагогов  ДОУ призвана создать условия для повышения компетентности родителей в вопросах образования, развития и воспитания детей. 

Ставятся задачи взаимодействия ДОУ и семьи:

  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить педагогическую культуру родителей.
  •  Установить партнерские взаимоотношения с семьей каждого воспитанника, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса, через внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

       Цели и задачи семьи и детского сада должны совпадать, так как обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Переход к новым формам отношений, признание приоритета семейного воспитания опирается на такие основополагающие понятия, как «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие- способ организации совместной деятельности, который осуществляется на основании диалога. Работа  детского сада с семьей должна быть направлена на то, чтобы родителей сделать субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнеров.

Основными методами сотрудничества служит обмен информацией, усилиями, знаниями.

1.Обмен информацией. Воспитатели могут совместно с семьей выполнять задачи ДОУ только в том случае, если они знают семейный уклад доверенных им детей. В свою очередь специалисты должны информировать родителей о своей работе, о поведении, социализации  детей с разными образовательными потребностями. Только в диалоге, путем открытого доверительного обмена информацией обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Такой обмен при условии открытого, доверительного, интенсивного сотрудничества обеих сторон является основой для воспитательного партнерства между родителями и педагогами в деле образования и воспитания детей.

2.Обмен знаниями. Как у педагогов, так и у родителей имеются проблемы в знаниях. У одних относительно ситуации в семье и поведения в жизни ребенка вне учреждения, у других- относительно организации воспитательного процесса и развития ребенка в ДОУ.

3. Обмен усилиями. Поощряется родительская семейная самопомощь в воспитании детей, помощь воспитателям со стороны родителей в различных мероприятиях.

     Безусловно, партнерство подразумевает диалог. Диалог охватывает анализ поведения или проблем детей с различными образовательными потребностями, выяснение причин проблем и поиск подходящих возможностей их решения, консультирование родителей в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны детского сада и семьи. Особенно важен диалог в том случае, если у ребенка имеются отклонения в поведении или  какие-либо проблемы в развитии, проблемы со здоровьем. Планирование педагогической работы также основано на диалоге, в котором при наличии разных точек зрения идет совместный поиск и выработка общих согласованных решений.

Партнерство не только принцип взаимодействия воспитателей с родителями, такой принцип должен преобладать во всех видах взаимодействия: в отношениях ребенка с воспитателем и своими родителями, между детьми в группе. Именно благодаря партнерским сотрудническим отношениям у детей формируется правильное поведение, вырабатывается адекватная самооценка, развивается взаимопомощь, сопереживание, коллективизм, умение разрешать конфликты, достигать согласия.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ

заложены следующие принципы партнерства:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов, специалистов ДОУ с родителями.

2.Индивидуальный подход к каждой семье

3.Динамичность (ориентироваться на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей).

4. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).

5. Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы  взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, искреннее желание помочь).

      Система взаимодействия дошкольного учреждения и семьи складывается из  различных форм сотрудничества, цель которых обогатить педагогическими знаниями родителей \законных представителей/.

Какие же формы организации взаимодействия ДОУ и семьи актуальны сегодня?

 А формы могут использоваться  традиционные: ‒ родительские собрания;

‒ индивидуальные консультации по запросам родителей с педагогами и специалистами;  ‒ информационные стенды, где подбирается консультационный материал по интересующим темам;- театрализованные постановки, праздники и развлечения; ‒для которых родители готовят атрибуты и шьют костюмы .  Нетрадиционные формы сотрудничества: ‒ выпуски  внутрисадовских газет, на страницах которых,  родители могут поделиться своим опытом семейного воспитания;   участие в районных и городских семейных конкурсах; - разработка и внедрение детско-родительских проектов ; ‒ выставки семейного творчества; различные мастер-классы с участием родителей; ‒ обобщение лучшего семейного опыта,  организация семейных клубов. - ‒ использование сайта детского сада для информирования родителей о деятельности учреждения, консультирования по различным вопросам, организации обратной связи в группе через соцсети; ‒ совместные праздники, чаепития с родителями и детьми.

    Как показывал опыт, такие формы работы позволяют организовать высокую степень информированности родителей о состоянии дел в детском саду с целью более качественного развития и воспитания детей не только в ДОУ, но и дома, активизировать готовность родителей участвовать во всех сферах деятельности дошкольного учреждения, установить положительный психологический климат в отношениях «родители — дети — педагоги». Но самое главное в организации взаимодействия ДОУ и семьи — отступить от формализма в организации данной деятельности. Необходимо учитывать социальный запрос, организовать «открытость» дошкольного учреждения для родителей.
     Современному педагогу для решения проблем во взаимоотношениях с семьей парой недостает психологической и коммуникативной культуры.

Практика работы в ДОУ иногда выявляет недостаточную психологическую культуру взрослых (родителей и педагогов), некомпетентность в общении, как с детьми, так и друг с другом. Именно ошибки в общении являются причиной многих конфликтов педагогов и родителей.

Существуют сферы недопонимания между педагогами и родителями. Приведу собственный пример: многие родители в подготовительной группе ждут от воспитателей полной подготовки детей к школе (обучение чтению, письму, приобретение конкретных знаний, умений, навыков).

    Через различные формы общения мы доводим до сведения родителей, что быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

В моей практике приходится сталкиваться с проблемой следующего характера- родители  задаются вопросом, стоит ли отдавать ребенка в школу в шесть с половиной лет? Им кажется, что ребенок уже многое знает, умеет, считает, знает буквы и т.д. Мы- педагоги против, чтобы ребенок в этом возрасте шёл в школу.

Приходится убеждать в этом родителей, приводить неоспоримые доводы  психологических исследований, которые  утверждают, что именно семилетний  возраст является оптимальным для поступления в школу.

 • Ведущая деятельность 6 -6,5-летнего ребенка – это игра.

• Отсутствие мотивационной готовности к обучению в школе (нет внутренней позиции школьника, его привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни

• У подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической готовности к обучению в школе (сложно усидеть в течение 40 мин 4 урока, носить тяжелый портфель– что приводит к неправильной осанке и даже к сколиозу).

• Ребенок быстро устаёт. Шестилетним детям нужен дневной сон.

• Низкий уровень эмоционально-волевой готовности к обучению (поведение не всегда произвольно, руководствуются сиюминутными желаниями, капризность, раздражительность, нарушения сна

• Недостаточное развитие психических процессов: внимание, память, мышление (возникают сложности в освоении образовательной программы, низкая успеваемость).

• Не достигнута психологическая зрелость для школы.

-Только к семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга,  как у взрослого человека.

-Анатомически глаз формируется окончательно только к 7 годам, если в этот момент ребёнка подвергать большим зрительным нагрузкам, вероятность потери зрения увеличивается.

         Конечно, родителям решать, отдавать ребенка с 6,5 лет в школу или нет. Но для этого необходимо взвешенно оценить способности и возможности своего ребенка.

     В итоге хочу сказать, что одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей, которая  должна строиться на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для полноценного развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
  • Важным условием преемственности является установление доверительного делового сотрудничества между семьей и детским садом.
  • Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
  • Использование  индивидуально-дифференцированного подхода  к семьям с детьми с разными образовательными потребностями, своевременное оказание им психолого-медико-педагогической помощи.

Ведь только помогая и поддерживая друг другу и во всем, педагоги и родители смогут выполнить главную задачу- воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого, творца-созидателя нашего будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в музыкально-эстетическом развитии дошкольников

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей....

Консультация для родителей и педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития дошкольников»

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно....

Взаимодействие детского сада и семьи – основа повышения эффективности процесса здоровьесбережения в ДОУ

В Федеральном законе об образовании воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования.Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономически...

Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка

В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...

Здоровьесбережение в семье и детском саду как необходимое условие формирования гармонично развитой личности дошкольника

АннотацияВ данной статье раскрываются методы и формы работы воспитателей с родителями и воспитанниками по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. Подчеркивается важность всех а...

Педагогический совет «Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи, как условие ценностного развития личности и успешной реализации стандарта»

Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно доби...