«Современные взгляды на конструирование РППС: идеи Монтессори в ДС»
материал
Система Монтессори позволяет максимально развить те способности и индивидуальные особенности ребенка, которые заложены в нем природой и семейным воспитанием в раннем детстве. Дети легче адаптируются к школе, они более самодостаточны и менее тревожны, находят контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками, их размышления более самостоятельны и креативны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Современные взгляды на конструирование РППС:
идеи Монтессори в ДС»
Специально подготовленная среда помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. То есть специальным образом подготовленное окружение детей – это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается.
Взрослый – педагог – становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства своими собственными руками.
Монтессори – среда должна:
- соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка
- предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;
- быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;
- предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;
- предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;
- обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости - уединения и релаксации;
- предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;
- предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;
- способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;
- обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка
Принципы построения предметно-развивающей среды:
- зонирование,
- расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка,
- доступность любого материала для каждого ребенка,
- наличие только одного дидактического материала в среде, недопущение пресыщения среды.
Необходимо организовать пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.
В построении подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами: групповых, подгрупповых и индивидуальных.
Среда насыщена материалами. Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств.
Это – автодидактические материалы.
После показа педагогом алгоритма работы с ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка.
Все дидактические Монтессори – материалы распределены по зонам:
1. Сенсорная зона, в которой расположены материалы по развитию чувств;
2. Математическая зона, содержащая материалы по развитию математических способностей;
3. Речевая зона, включающая в себя материалы по развитию речи, а также материалы по космическому воспитанию, центральная идея которого, познание человека во всем многообразии и сложности;
4. Хозяйственная зона, содержащая материалы необходимые для упражнений в практической жизни.
Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определенную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.
Дидактические материалы в каждой из зон должны соответствовать следующим требованиям:
- - соответствие возрасту, силе, росту ребенка;
- - эстетичность материалов;
- - притягательность (материал должен вызывать интерес, побуждать к действиям с ним);
- - все оборудование, к одному упражнению, находится в цветовом соответствии, выполнено в одной цветовой гамме.
Все материалы представленные в Монтессори – группе детского сада должны быть представлены в единичном экземпляре. Если у нескольких детей возникло желание работать с одним и тем же материалом, необходимо подождать, пока он освободится. У детей, в подобной ситуации развивается умение договариваться, терпеливо дожидаться своей очереди, занимаясь с другим материалом.
Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место, они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ.
Такая среда способствует повышению уровня самостоятельности у детей, они умеют определиться с тем, чем бы они хотели заниматься, организовать рабочее место, сами овладеть алгоритмом работы с материалом, который изображен схематично на карточке к материалу, а в трудном случае попросить старшего показать целесообразность его использования.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Все дидактические материалы имею контроль ошибок, это развивает в ребенке чувство независимости от взрослого.
Система Монтессори позволяет максимально развить те способности и индивидуальные особенности ребенка, которые заложены в нем природой и семейным воспитанием в раннем детстве. Дети легче адаптируются к школе, они более самодостаточны и менее тревожны, находят контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками, их размышления более самостоятельны и креативны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современный взгляд на проблему повышения квалификации педагогов ДОУ».
Конспект выступления на круглом столе руководителей ДОУ Кольчугинского района Владимирской области, апрель, 2011 год....
Доклад на тему: "Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"
" Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"...
Современный взгляд на решение проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии творчества детей (консультация для воспитателей
Существует много форм организации взаимодействия, тесного сотрудничества детского сада и семьи. В статье приводятся примеры наиболее эффективных....
Современный взгляд на использование устного народного творчества в развитии речи дошкольника.
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все знают и много говорят. Он решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на ра...
Статья на тему: «Основные педагогические идеи Монтессори»
Содержание статьи раскрывает основные педагогические идеи Марии Монтессори....
Авторский взгляд на моделирование РППС в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста
Авторский взгляд на моделирование РППС в условия ДО с учетом ФГОС и ФОП для детей дошкольного возраста: создание в группе оптимальных условий для формирования позитивных, дружеских д...
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»етодические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»...