: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему
: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_yanvar_2016.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила: Ишимникова Г.В
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(От 7.10 2013.№115).Программа ДОУ должна обеспечивать одно из направлений, которое обозначено как речевое развитие. Что решает речевое развитие?:
-речь, как средство общения
-обогащения словаря
-развития связной, грамматической правильной речи.
-развитие речевого творчества
-звуковая культура речи
-предпосылки к обучении грамоте.
В основе решений задач лежит комплексный подход, при котором на одном материале решаются разные речевые задачи (звуковая культура и словарная работа, формирование грамматического строя и навыки связной речи)
В современной практике считается, что сочетание задач необходимо, а единое содержание не обязательно.
Важность принципа единого содержания состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, поэтому переход к построению связного высказывания становится не трудным. Развитие связной речи предполагает решение воспитательных задач ,предусмотрены физминутки.
Решение задач по воспитанию звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя-это все предпосылки развития связной речи.
Во 2 младшей группе детей подводят к перессказыванию литературных произведений, формируют умения воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа, сначала по вопросам, а затем без них.
Взрослый должен начать предложение, а ребенок закончить его (эта… лиса… она…).
При описании предметов сначала называют, затем рассказывают о качестве,свойстве,назначении,цвет,форма,особенности и характерные признаки.
Обучая рассказыванию надо развивать у детей умение видеть структуру рассказа (начала,середина,конец).
Сначала упражняем строить совместно со взрослым рассказ из высказываний из трех предложений(пошел зайчик… там он встретил…они стали…).
Затем число увеличить. В совместном рассказе функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему, а ребенок её заполняет содержанием. Самое лучшее упражнение для этого игры драматизации. Детям с довольно высоким уровнем общения можно предлагать короткие, но довольно сложные по содержанию схемы (Наступила… ребята… они стали… и тогда… как та раз… дело было… однажды…) Навыки связной речи требует большой подготовительной работы. Следует иметь в виду, что накопление словаря предполагает не только правильное называние, но их качества, свойства, действия. Следует ставить вопрос, какой мяч? Какого цвета? А это какой? (маленький). Можно сравнивать предметы, называя разные качества важно, чтобы ребенок, накопленный материал использовал в речи.
Рекомендуется игрушки картинки, образец речи воспитателя, дидактические игры : («Чей голос?» «Оденем Машу на прогулку», «Чего не стало»,»Чудесный мешочек» «Кто у кого?»), использовать фланелеграф, настольный театр,
У детей младшего дошкольного возраста уровень связной речи зависит от умения строить отдельные предложения и соединять в их текст с помощью цепной связи(Это кошка она любит молоко. Это котенок Пушок он играет.)
Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и считаю важным содействовать этому. Главная цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал , но и слышал, понимал, о чем ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками. Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно? Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей младшего возраста развивается полноценно? У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге. Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития? Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.). Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений. Из этих общих задач вытекают конкретные задачи: Словарная задача – обогащение, уточнение и активизация словаря. Они указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений: Из этих общих задач вытекают конкретные задачи: Словарная задача – обогащение, уточнение и активизация словаря. Они указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений: - может понимать значение слова, но не использовать его в своей речи; - узнает и называет предмет (действие, качество и др.) лишь в привычных для него словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»); - понимает и правильно использует слова в любых, доступных для него связях и отношений Характерные особенности развития речи в младших группах существенный фактор – создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого должны быть замеченными. Полноценное развитие речи младших дошкольников предполагает: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации.
ПЕРСПЕКТИВА:
-Осознавать структуру рассказа(начала,серидина,конец)
-Использовать разные типы предложения
-Коллективное составление рассказов
-Рекомендуется:
Пересказ литературных текстов, составление рассказов по картинке, описание игрушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
как развить связную речь у детей четвертого года жизни...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у сказки «Репка»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Нужно еще больше общаться ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Правда, и возможностей для развития у маленького человека тоже становится больше. Одно-два объяснения или показа и р...
Статья РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СтатьяРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Мнемотехника как нетрадиционная технология развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна &ndash...
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.
Развитие связной речи с использованием метода мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста....
Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова) Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни) Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова)Младший дошкольный возраст(четвертый год жизни)Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возра...