Дидактические игры на упражнения в количественном счете
материал
Для детей 5—7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_uprazhneniya_v_kolichestvennom_schete.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на упражнения в количественном счете
Для детей 5—6 лет
«Не зевай!»
Цель: Закреплять в игре счет от 1 до 10. Чтение и запись чисел.
Оборудование: Числовые карточки, фанты.
Игровые задачи: Детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Ведущий (воспитатель, ребенок) рассказывает сказку (читает стихотворение), в тексте которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен быстро ее поднять. Кто не успел быстро вспомнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу шутку, отгадать загадку и др.).
«Сколько?»
Цель: Упражнять детей в счете.
Материал: 6-8 карточек с различным количеством предметов.
Содержание: воспитатель закрепляет на доске 6-8 карточек с различным количеством предметов и говорит: - Тот, кто отгадает загадку, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру, тот получит поощрительную фишку.
Загадываем загадку:
- Сидит девица в темнице, а коса на улице?
Дети отгадывают загадку и пересчитывают морковки на картинке и показывают соответствующую цифру. Кто быстро поднял карточку с цифрой, получает фишку.
«Найди столько же»
Цель. Учить устанавливать равенство предметов при разном их пространственном изображении.
Материал. Карты с двумя полосками (по одной на ребенка). На верхней
пять клеток, в каждой от пяти до десяти кружков. На нижней полоске пустых клеток.
Наборы карточек (по пять штук на каждого ребенка), равных величине клеток. На карточках изображено от пяти до десяти предметов, но расположение их иное по сравнению с кружками на верхней полоске карты.
Содержание. Каждому ребенку дается по одной карте и к ней набор мелких карточек. Ведущий (на занятии – воспитатель) называет число. Играющие находят клетку с соответствующим количеством кружков на карте и на пустую клетку, расположенную под тем же количеством кружков, кладут соответствующую маленькую карточку. Числа можно называть по порядку или вразбивку.
В конце игры дети проверяют, у всех ли на нижней полоске числа расположены по порядку от – 5 до 10.
Правила игры. Класть карточку можно лишь после того, как ведущий назвал число. Выигрывает тот, кто выложил все числа по порядку без ошибок.
«Считай дальше»
Цель: Закреплять количественный и порядковый счет (от 1 до 10). Оборудование: маленький счетный материал, фишки, вымпел победившей команде.
Игровые задания: 1. «Продолжи счет». 2. «Посчитай, сколько яблок в корзине». 3. «Назови свое место в строю» (дети каждой группы становятся друг за другом). 4. «Выполни задание» (ведущий предлагает: «4-й принесет 6 шишек», «7-й сделает 5 прыжков» и т.д.).
«Назови соседей»
Цель: Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал: Карточки с цифрами от 1 до 10. Куб или многогранник с цифрами на гранях.
Содержание: педагог подбрасывает куб и ловит его так, чтобы к детям куб был повернут каждый раз новой цифрой. Вызванный ребенок называет «соседей» данного числа, т.е. числа, стоящие до и после.
Правила игры: стоящий на доске ряд цифр помогает детям выполнять задания. Если дети хорошо знают порядок следования натурального ряда цифры можно не выкладывать. Игра проводится в быстром темпе.
«Отгадай, какое число пропущено»
Цель. Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета). Флажки.
Содержание. Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности чисел натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, воспитатель показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.
Правила игры. Не подсматривать, когда убирают карточку. Кто первый
какое число пропущено, получает флажок.
«Назови соседей»
Цель: Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал: Карточки с цифрами от 1 до 10. Куб или многогранник с цифрами на гранях.
Содержание: педагог подбрасывает куб и ловит его так, чтобы к детям куб был повернут каждый раз новой цифрой. Вызванный ребенок называет «соседей» данного числа, т.е. числа, стоящие до и после.
Правила игры: стоящий на доске ряд цифр помогает детям выполнять задания. Если дети хорошо знают порядок следования натурального ряда цифры можно не выкладывать. Игра проводится в быстром темпе.
Для детей 6 – 7 лет
«Живые числа»
Цель. Упражнение в счете (прямом и обратном) в пределе 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» — они строятся в шеренгу и называют свое число («Один», «Два»), «Три» и т. д.). Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Дети меняются, карточками. Игра продолжается.
Правила игры. Если кто-либо из детей встал не на свое место, он становится водящим. Если водящий ошибся, то он снова, водит. Если водящий ошибся при счете три раза, он выходит из игры.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1.
«Какое число рядом»
Цель. Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал. Мяч.
Содержание. Дети становятся в круг, в центре его – водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит любое число. Поймавший мяч называет последующее или предыдущее число.
Правила игры. Если ребенок ошибся, все хором называют правильное число. Игра продолжается.
Варианты игры.
- Дети заранее договариваются, какое число будут называть: предыдущее или последующее.
- Дети называют не одно, а два числа сразу и предыдущее и последующее.
«Машины»
Цель. Закрепить знания о последовательности чисел в пределе 10; воспитывать организованность, внимание.
Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях «номера машин» - изображение числа кружков от одного до десяти. Три круга того же цвета, что и рули, - для обозначения стоянок машин.
Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули (каждой колонне — одного цвета). По сигналу ведущего (удар в барабан) все бегают по групповой комнате. По сигналу: «Машины! На стоянку!»— все «едут» в свой гараж, т. е. дети с рулями красного цвета — в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров, начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне.
Правила игры. Строиться спокойно, ездить по всей площадке групповой комнаты. Лучшей считается та колонна, которая быстро и правильно построится. Победитель награждается флажком, который прикрепляется к гаражу. При повторном проведении игры в каждой колонне меняется цвет рулей.
«Вставь пропущенные числа»
Цель: Упражнять в прямом счете; закреплять знания детей в четных и нечетных числах; развивать способность к анализу.
Материал: 3 рисунка, на каждом изображена мельница. На крыльях первой мельницы изображены числа от 1 до 6, пропущены цифры: 3,5. На крыльях второй мельницы расположены цифры от 2 до 12, пропущены цифры 4,8,12. На крыльях третьей мельницы нечетные числа от 1 до 11, пропущены 5,9.
Содержание: нужно вставить пропущенные числа на крыльях мельницы и найти отличия, чем отличаются три мельницы друг от друга.
Игры для упражнения в порядковом счете
Для детей 5—6 лет
«Матрешки»
Цель. Упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Материал. Цветные косынки (красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.) - от пяти до десяти штук.
Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд – это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешка, и выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах.
Правила игры. Водящий не должен подсматривать, как меняются местами матрешки. Водящему нельзя подсказывать. Если водящий правильно заметит, как поменялись местами матрешки, то одну из них он назначает водящей, а сам становится матрешкой.
«Встань на свое место»
Цель. Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от двух до десяти.
Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Ведущий (воспитатель) раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и ведущий проверяет, правильно ли они заняли свои места.
Дети меняются карточками. Игра продолжается.
Правила игры. Пуговицы считать только за спиной. Число пуговиц на карточке является порядковым номером ребенка. Если кто-то считает, что его порядковый номер тот, который уже занят, то он становится сзади ребенка, стоящего на этом месте. Тому, кто занял не свое место, предлагают три раза подпрыгнуть, или проскакать четыре шага на одной ноге, или хлопнуть в ладоши пять раз.
Вариант игры. На стулья можно поставить такие же карточки, что и у детей. Играющие должны найти карточку, на которой столько же пуговиц, сколько они сосчитали на ощупь.
«Не ошибись»
Цель. Упражнять детей в количественном и порядковом счете.
Материал. На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на десять квадратов; десять маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружками от одного до десяти.
Содержание игры. Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое-либо число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий порядковый номер квадрата.
Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке.
В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку: от одного до десяти.
Правила игры. Класть карточку можно лишь после того, как ведущий назовет число. Выигрывает тот, кто правильно расположит все карточки по порядку. Победителей приветствуют аплодисментами.
Вариант игры. Вместо называния чисел, ведущий может ударять в бубен.
«Кто следует за тобой»
Цель: развитие памяти, мышления; умения определить прямую и обратную последовательность, место чисел в натуральном ряду; умение ориентироваться в пространстве.
Материал: Карточки – рисунки для каждого ребенка, план групповой комнаты (или игровой площадки на улице).
Содержание: 1 –игра «Кто следует за тобой».
- Жили-были числа. Стояли они друг за другом. Каждый знал, кто за кем следует, кто кому предшествует. Но однажды они разбежались.
Детям предлагается навести порядок, пользуясь стрелками. Стрелка направлена от меньшего числа к большему. Это означает, что число, от которого идет стрелка, меньше того числа, к которому она направлена. Заполнить схему ребенку помогают вопросы:
- О чем говорит эта стрелка?
- На кого она показывает?
- Кому и что она говорит?
Дети обсуждают порядок следования чисел.
Воспитатель делает вывод:
- Числа поняли, что живут они по интересному правилу. Они идут друг за другом так, что каждое следующее больше предыдущего на один, а каждое предыдущее меньше последующего тоже на один.
В постоянстве этого правила дети убеждаются с помощью рисунка, где используются цифры. (Если занятие на улице, то можно рисовать на асфальте или чертить на земле).
Далее занятие усложняется: числа соединяются так, чтобы стрелка была направлена от большого числа к меньшему (б).
«Сосчитай правильно»
Цель. Упражнение в счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами — от двух до десяти.
Содержание. Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли!»— дети передают карточки друг другу слева направо. По сигналу: «Стоп!» — перестают передавать карточки. Затем, ведущий называет числа: «2, З и т. д.», а дети, в руках у которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.
Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой. Игра продолжается.
«Сколько?» (игра со стихами)
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом, упражнять в счете.
Материал: четверостишия, в содержании которых присутствуют числа.
Содержание: воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Вот жаворонок с нивушки
Взвился и полетел.
Вы, слышите, как весело
Он песенку запел?
Три зайца от охотника
Прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики,
В лесу вас не найдут!
Две лодочки по озеру
Широкому плывут;
Гребцы сидят на лавочках
И весело гребут.
Четыре скачут лошади,
Во весь опор летят,
И слышно, как по камешкам
Подковы их стучат.
Воспитатель спрашивает детей: Сколько было жаворонков на нивушке? Сколько зайцев спряталось от охотника? Сколько лодочек плыло по озеру? Сколько скакало лошадей? Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:
- Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то «жаворонка» летящего, «лодочку», «лошадей». Причем «жаворонки» летят по одному, «зайцы» объединяются по трое в одну группу и поскачете как зайчики в лес и т.д.
Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.
Правила игры: Объединяются в пары, в тройки и т.д. только после соответствующих слов стихотворения. Дети имитируют движения зайца, жаворонка, лошадей, гребцов.
Для детей 6-7
«Разговор чисел»
Цель: Закреплять прямой и обратный счет.
Оборудование: карточки с числами.
Игровые задания: Дети – «числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку (число «4» говорит числу «5» «и я меньше тебя на один»). Что же ответило число «5» числу «4»? Что же сказало числу «6» и т.д.
«Считай дальше» (игра с фантами)
Цель: Закреплять прямой и обратный счет. Усвоить последовательность первых 10 натуральных чисел. Развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Оборудование: Карточки с числами, фанты.
Игровые задания: 1. Один ребенок начинает считать, другой продолжает. Кто неправильно назовет число, должен отдать фант (ленточку, игрушку, фишку). 2. В конце игры фанты необходимо выкупить (назвать число, записать его, сосчитать игрушки, решать задачу).
«Считай – не ошибись»
Цель: Упражнять детей в прямом и обратном счете.
Материал: мяч.
Содержание: дети располагаются полукругом, воспитатель бросает мяч любому ребенку показывает число: 4,5,6 и т.д. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет.
Правила игры:
- Игра проводится в быстром темпе, задание повторяется много раз, чтобы охватить как можно больше детей.
- Можно считать в обратном порядке. Воспитатель называет число: 7, а ребенок: 6,5,4,3,2,1,ни одного.
«Живая неделя»
Цель: Закрепить порядковый счет, название дней недели.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 17.
Содержание: 7 детей строятся у доски и пересчитываются по порядку.
1-й ребенок делает шаг вперед и говорит:
«Я – первый день недели – понедельник».
Какой день недели следующий?
«Я - второй день недели – вторник».
Какой день недели следующий? И т.д.
Дети задают вопросы дням недели: «Когда будет выходной?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста
Статья, которая может быть полезной педагогам ДОУ для подготовки выступления....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
«Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста о количестве и счете предметов через дидактические игры и упражнения математического содержания»
В статье представлен опыт работы по формированию у детей пятого года жизни представлений о количестве и счете предметов в процессе дидактических игр и упражнений, в соответствии с требованиями ф...
Игры на упражнения в количественном счете для детей 5—6 лет
Игры на упражнения в количественном счете для детей 5—6 лет...
Игры на упражнения в количественном счете для детей 6 – 7 лет
Игры на упражнения в количественном счете для детей 6 – 7 лет...
Дидактические игры и упражнения на количество и счет
Дидактические игры по математике помогут детям развивать и закреплять количество и счет...
Игры на упражнения в количественном счете
Игры на упражнения в количественном счете...