«Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста о количестве и счете предметов через дидактические игры и упражнения математического содержания»
статья

Зубкова Марина Геннадьевна

В статье представлен опыт работы по формированию у детей пятого года жизни  представлений о количестве и счете предметов в процессе дидактических игр и упражнений, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зубкова Марина Геннадьевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 4»,

г. Нижний Новгород

«Развитие представлений детей среднего дошкольного возраста

о количестве и счете предметов через дидактические игры и упражнения математического содержания»

Аннотация: В статье представлен опыт работы по формированию у детей пятого года жизни  представлений о количестве и счете предметов в процессе дидактических игр и упражнений, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: Дошкольный возраст, количественные представления, число и счет, дидактические игры и упражнения.

   

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения, отражается и на развитии детей дошкольного возраста. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума. В связи с этим при подготовке к школе важно познакомить ребёнка с основами счёта, основными математическими понятиями. В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разные по характеру ситуации, требующие элементарных математических представлений у детей. Чем лучше ребёнок овладевает ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность.

Основным понятием элементарной математики в детском саду и основной количественных представлений дошкольника является понятие числа. Счет - одно из ведущих понятий в математике.

Счет, по определению А.В.Белошистой, это «действие по значению глагола «считать»; вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел».  

Основоположники системы математического образования дошкольников Я.А.Коменский и И.Г.Песталоцци считали, что основы арифметики можно заложить уже на третьем году жизни, когда дети начинают считать до пяти, а впоследствии до десяти.

В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д.Ушинского говорится, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, веточках и т. д. Считать следует учить назад и вперед так, чтобы дети с одинаковой легкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы.

Представления о количестве и счете у дошкольников начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство – неравенство предметов по величине, равенство – неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения «больше», «меньше», «поровну». Только после этого начинается обучение его счету, дается представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

Счетная деятельность, по мнению Т. И. Ерофеевой, – это «действия с конкретными множествами; это установление взаимно однозначного соответствия между числами натурального ряда и элементами множества».

В.В.Данилова, Т.Д.Рихтерман, З.А.Михайлова пишут о том, что «…упорядочение чисел у детей 3 – 4 - летнего возраста происходит следующим образом: увеличивается отрезок запоминания последовательности числительных, дети начинают осознавать, что каждое из слов-числительных всегда занимает свое определенное место, хотя они еще не могут объяснить, почему три всегда следует за двумя, а шесть – за пятью».

Исследователи отмечают, что «в процессе освоения счета и сравнения двух групп предметов по количеству у детей формируется представление о числе как показателе равночисленности множеств на основе выделения общих качественных и количественных признаков. Счет – первая и основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств.

   А.М.Леушина охарактеризовала этап формирования счетной деятельности у детей 5-го года жизни – ознакомление детей с образованием чисел (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по три, четыре и т. д.). Дети на данном этапе учатся считать предметы, пользуясь словами-числительными, сначала в пределах пяти, а уже позднее (5-6 лет) усваивают счет (прямой и обратный) и в пределах 10.

Е.В.Колесникова отмечает, что «в ходе упражнений по количественному сравнению групп предметов педагог показывает детям разные способы обозначения какого-либо количества».

Л.И.Плаксина считает, что обучение детей 5-го года жизни умению отсчитывать, выкладывать или приносить определенное количество предметов надо сначала проводить по образцу, и только затем – по названному числу.

Таким образом, все авторы отмечают важное значение формирования счетной деятельности у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Задачи нашей работы:

- развивать умение сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету),

- формировать умение считать до пяти (на основе наглядности),

- формировать представления о порядковом счете, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»,

- формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета,

- развивать умение отсчитывать предметы из большего количества в пределах пяти.

Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, для реализации поставленными задач мы разработали перспективный план дидактических игр и упражнений.

Для упражнения детей в сравнении двух групп предметов использовали игры «Выложи столько же», «Овощи на тарелках», «Мухоморы», «Кубики в коробке».

Для развития у детей умения считать  в пределах пяти - дидактические игры «Варим варенье», «Осенние листочки», «Арбузное настроение», «Угадай сколько?», «Игрушки на ёлку», «Посчитай звуки», «Чудесный мешочек», «Пуговки», «Ходилочка».

Для упражнения в понимании порядкового значения числа – дидактические игры «Который по счету?», «На котором месте?»,  «Поезд», «Магазин игрушек», «Солдаты», «Матрешки», «Парковка», «Самолеты».

Проведенные игры способствовали не только повышению эффективности работы по формированию количественных представлений у наших воспитанников, но и развитию интереса детей к математике, счетной деятельности.  Приобретенные представления дошкольники использовали в самостоятельной деятельности: в процессе сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Путешествие», «Почта», двигательной деятельности «Самый меткий», «Кегельбан», «Прыгалки», в самостоятельной художественной  деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании (отсчет нужного количества деталей) и т.п.

Список литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 2001.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. - М., 2004.
  3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников.- М., 2002.
  4. Леушина А.М. Формирование количественных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М., 1998.
  5. Михайлова З.В. Занимательные задачи для дошкольников.- СПб., 2002.
  6. Сербина Е.В. Математика для малышей.- М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии представлений детей среднего дошкольного возраста о гендерной принадлежности.Для начала хотелось бы напомнить что же такое гендерная принадлежность. Многие люди пр...

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»

Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...

Система по развитию логического мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе дидактических игр и упражнений

Задачи: - развивать у детей умения сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать их по разным основаниям, - развивать у детей умения обобщать; кла...

"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Количество и счет»

Одной из наиболее актуальных и важных задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Большое влияние на этот процесс ока...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...

ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

ПЛАН  по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения...