Авторская сказка - как средство речевого творчества ребенка
материал

Карпунина Юлия Владимировна

     Сочинительство для ребенка – не только школа мышления, но и настоящая арт и библиотерапия. Он проигрывает в текстах свои собственные проблемы. Он учится самому главному - авторской позиции. Мудрой позиции – умению встать над обстоятельствами, на точку зрения другого человека, прожить его жизнь как бы изнутри – и, в то же время, видеть взаимосвязь обстоятельств, чувств, поступков и последствий. Такую установку воспитывают сказки.    

     Сказка - произведение искусства. Как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл авторская сказка22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская сказка – как средство речевого творчества ребенка.

     Речевое творчество – самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций.

     Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

     Ученые подчеркивают, что главным, является умение ребенком различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям. Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе.              

     Сочинительство для ребенка – не только школа мышления, но и настоящая арт и библиотерапия. Он проигрывает в текстах свои собственные проблемы. Он учится самому главному - авторской позиции. Мудрой позиции – умению встать над обстоятельствами, на точку зрения другого человека, прожить его жизнь как бы изнутри – и, в то же время, видеть взаимосвязь обстоятельств, чувств, поступков и последствий. Такую установку воспитывают сказки.    

     Сказка - произведение искусства. Как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

      Развитие речевого творчества детей под влиянием сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.

      Для того чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, воспитателям необходимо научить их записывать схемами придуманный текст. Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. При такой записи схемы, изображенные ребенком, не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку.

      Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:

      1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ);

       2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:

- модель составления сказки с помощью метода «Каталога»;

- модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»;

- модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»;

- модель составления сказки с помощью ТПФ;

- модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

      Метод Каталога выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям. На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа. На основе системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени.

      Сказка морально-этического типа создается на основе приемов ТПФ. В основе конфликтного типа сказки лежит метод «Волшебный треугольник».

      Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, затем подгрупповой, в дальнейшем дети составляют текст, вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

      В ходе занятий по речевому развитию осуществлялись следующие основные виды деятельности детей:

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.

4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).

5. Рисование сказок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).

7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.

      Таким образом, в ходе рассказывания сказок развивается: память, способность пересказывать, развивается связная речь, пополняется активный словарь речи ребенка старинными словами, повышается творческая активность речи, а также закладывается прочный фундамент для детского словесного творчества.

      А самое главное – сказка, живущая внутри каждого ребенка способна развивать сокровища его души.

Список использованных источников

1. Алибекова Е. В. Развитие связной речи старших дошкольников посредством русских народных сказок / Е. В. Алибекова. - М: Академия развития, 2003. - 246с.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М. Алексеева, В. И. Яшина. - М: Академия, 2008. – 400с.

3. Большева Т. В. Учимся по сказке / Т. В. Большева. Учебное - методическое пособие. – СПб: Детство – Пресс. - 2005. – 96с.

4. Морозова И. А. Развитие речевого творчества в дошкольном возрасте /И. А. Морозова //Современная наука. – 2016. - № 3 – 37 – 40с.

5. Сидорчук Т. А, Хомченко Н. Н. Технология развития связной речи / Т. А. Сидорчук, Н.Н. Хомченко. – М: - Академия. – 2004. - 304с.

Приложение

Картотека игр

Игра №1

«Цепочка слов»

Цель: развивать умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов признаков и правильно их согласовывать. Обогащение словаря словами – предметами, признаками действиями, развитие слухового внимания, памяти.

Ход: Детям предлагается составить длинные бусы из слов, каждое слово – бусина. Бусины, как и слова, должны быть соединены между собой, Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Игра №2

«Бывает - не бывает»

Цель: Учить детей связно и логически правильно излагать реальные и фантастические события; активизировать словарь, совершенствовать грамматическую правильность речи; развивать здравый смысл, чувство юмора, творческое воображение детей.

Ход: Педагог предлагает детям представить себе ситуацию, которую он описывает, и сказать, бывает ли на самом деле то, о чем идет речь. Если ребенок ответит правильно, его очередь загадывать загадку, если не правильно – очередь переходит к другому игроку. Для проведения игры используется мяч. Игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает вовсе. Игра пройдет интереснее, если фразы будут разнообразными, неожиданным.(например: «Волк бродит по лесу», «В кастрюле варится каша», «Кошка гуляет по крыше», «Лодка плывет по крыше», « Волк сидит на дереве»).

Игра №3

«Биномин фантазии»

Цель: учить комбинировать слова, устанавливать связи. Составлять предложения, развивать мышление, творческое воображение.

Ход: Выбираются два объекта. Отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно устанавливать отношения между двумя объектами. Предлоги, используемые в игре (в, на, через, около, у). (например: берутся два слова – крокодил и подушка. - крокодил на подушке, - прыгающий крокодил в подушке, при этом педагог задает, наводящие вопросы. Как это случилось?

Игра № 4

«Дразнилка»

Цель: формирование умения выделять функции объекта, развивать творческое воображение, фантазию. Ход: Ведущим называется объект, дети называя его функцию вслух, поддразнивают его с помощью суффиксов – лка - чк - ще и др. например: Кошка – мяукалка, бегалка, мяучище, сонечка. Собака – рычалка, кусалка, сторожилище.

Игра № 5

«Цепочки ассоциации»

Цель: активизация словарного запаса из нескольких ассоциативных полей. Ход: Педагог предлагает детям ассоциации из 2х, 3х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства. Например: - желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок пряжи) - черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, кошка с улицы).

Игра № 6

«Задом наперед»

Цель: Учить детей последовательно и связно излагать свои мысли, предложения, объективно анализировать рассказ товарища. Развивать творческое воображение детей.

Оборудование: десять пар рисунков. Пары картинок должны быть такими:

1) гнездо с яйцом – птичка;

2) мальчик в постели – он же идет с портфелем;

3) гриб маленький – гриб большой;

4) бабушка вяжет носки – уже связанные носки;

5) мальчик грязный – мальчик моется в душе;

6) мама стирает белье – белье сушится на веревке;

7) чистый лист бумаги перед мальчиком – на листе рисунок;

8) мальчик едет на велосипеде – велосипед сломан;

9) дети играют в кубики, в комнате порядок – пустая комната, игрушки разбросаны;

10) у мальчика воздушный шар – мальчик без шара, он в воздухе.

Ход: Педагог говорит: « Я кладу картинки по порядку и рассказываю по ним историю». Выкладывает, первые две картинки рассказывает: «В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Он вырос и стал летать». А теперь я кладу картинки задом наперед. (Картинки меняются местами). Сейчас вы ребята, по этим картинкам расскажите другую историю. Рассказы, придуманные детьми, сравниваются между собой и из них сами же ребята выбирают наиболее удачный по содержанию. За одну игру можно рассмотреть 3 – 4 пары рисунков.

Игра № 7

«Придумай, что может произойти, если….»

Цель: учить находить как можно больше общих признаков для непохожих предметов. Развивать творческое воображение, нестандартное мышление. Например: - Что может произойти, если подует сильный ветер, - Что может произойти, если исчезнет солнце.

Игра № 8

«Чего на свете не бывает»

Цель: совершенствовать умение детей занимательно рассказывать о реальных и фантастических событиях, развивать фразеологическую речь и творческое воображение.

Оборудование: бумага для рисования, краски, цветные карандаши, фломастеры.

Ход: педагог предлагает ребенку пофантазировать и нарисовать то, чего на свете не бывает. После того, как рисунок будет готов, педагог просит ребенка, рассказать, что он нарисовал, и вместе с ним обсудить действительно ли то, что на нем изображено, не встречается в жизни.

Игра № 9

«Про что сочиним»

Цель: учить детей составлять занимательные рассказы по своему замыслу и задуманным правилам, формировать навыки составления законченного рассказа и выполнять правила игры, развивать творческое воображение детей.

Ход: Педагог предлагает детям сочинить сказки, каждому свою. Тематика сказок разнообразна. Дети договариваются между собой по теме выбора сказки. Через 2-3 минуты каждый из детей рассказывает свою сказку, которую обсуждают и оценивают его товарищи. Победителем признается тот, у кого история будет наиболее последовательная и оригинальная.

Игра № 10

«Волшебный лес»

Цель: учить составлять творческие рассказы по собственному замыслу и заданным правилам, развивать творческое воображение детей

Оборудование: Лист бумаги и карандаши для каждого участника. Предварительная работа: на листе, кроме схематичного изображения деревьев, присутствуют незаконченные изображения.

Ход: педагог предлагает детям нарисовать волшебный лес, а потом придумать и рассказать про него интересную историю. Пусть каждый дорисует изображение так, чтобы получилась картина леса. Незаконченные объекты можно превратить во что угодно: цветы, деревья, бабочки, птицы, животных. Затем все вместе рассматривают рисунки. Выигрывает тот, у кого истории будут признаны наиболее полными и оригинальными.

Игра № 11

«Шкатулка со сказками»

Цель: учить составлять творческие рассказы по собственному замыслу и заданным правилам, развивать творческое воображение детей. Оборудование: разноцветные кружочки (8 -10), шкатулка.

Ход: педагог предлагает детям сочинить необычные сказки. Для начала нужно достать из шкатулки цветной кружочек. Дети по очереди вынимают из шкатулки цветные кружочки. Затем детям предлагается соотнести кружочек с тем, кто или что это будет в сказке.

Например: ели ребенку достался зеленый кружок, можно предложить рассказать сказку про кузнеца, огурчик, зеленый листочек и тд. После того как будет рассказана одна сказка. Все кружочки собираются, и можно рассказывать следующую историю.

Правила игры: каждый игрок достает по одному кружочку и говорит два – три предложения. Важно чтобы каждый раз получилась законченная история, и ребенок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумал разные варианты ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы, способствующие развитию речевого творчества ребенка в словесно – дидактической игре (при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)

Методы и приемы, способствующиеразвитию речевого творчества ребенкав словесно – дидактической  игре(при  ознакомлении  со  сказками А.С. Пушкина)Составила старший воспитатель...

Авторские сказки как средство приобщения детей к чтению

В наше время многие педагоги озабочены тем, что дети не хотят слушать художественные произведения, а любят смотреть телевизор, играть на компьютере и т.д. Проблема заключается не только в том, что зри...

Авторские сказки по познавательно - речевому развитию

Эти сказки направлены на речевое и познавательное развитие.  Решение нравственных ситуаций...

Авторская сказка как средство воспитания и формирования у дошкольников моральных норм и нравственных ценностей

Перед педагогами стоит задача сделать жизнь малышей в дошкольном учреждении более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Духовно – нравственные чувства у дошкольников помо...

Самообразование воспитателя по теме "Авторская сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

К.И.Чуковский:"Цель сказочника заключается в том, чтобы какой угодно ценой воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям д...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...