Технологии социализации
консультация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Они развиты, любознательны, умны, эрудированны, раскрепощены , свободны, импульсивны, капризны, плаксивы, драчливы, агрессивны, педагогически запущены , воспитываемые телевизором Современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми Дети хорошо информированы Для игры и общения постоянно не хватает времени Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием ", вскормленным рекламой и музыкальными роликами У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки.
Цель - заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства, воспитать умеющего думать, совершать нравственные поступки и занимать активную позицию в жизни человека Задача - сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других Цель и задачи ДОО
Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников (в период с 3 до 7 лет) является социализация Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе. Индивидуализация образовательного процесса, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования Эти два понятие тесно связаны между собой (индивидуализация и социализация ) ФГОС дошкольного образования
Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева - это технология эффективной социализации дошкольников.
Клубный час Ежедневный рефлексивный круг Ситуация месяца Проблемная педагогическая ситуация Социальная акция Дети – волонтёры Волшебный телефон Развивающее общение Коллективный проект Система социализации включает девять технологий:
Цели: Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность Учить ориентироваться в пространстве Воспитывать дружеские отношения Формировать умение проявлять инициативу и планировать свои действия Учить вежливо выражать свою просьбу и благодарить Формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты Поощрять попытки ребёнка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями « Клубны й час»
Проводится ежедневно перед завтраком (младшие группы 5-10 мин., подготовительные (10 – 20 мин.) и по необходимости Примерные темы для ежедневного круга: «Чем сегодня мы будем заниматься?» «Почему мы выбираем именно эту тему?» «Что интересного произошло у нас в группе?» «Кого мы можем назвать справедливым?» «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?» «Что делать, если хочется подраться?» «Рефлексивный круг»
«Рефлексивный круг» по ситуации месяца «Мой дом – детский сад» Есть ли у тебя друзья? Кого можно считать другом? Как можно утешить друга? Как можно помириться, если поссорился? Какие правила есть у нас в группе? Какие из них ты выполняешь с лёгкостью, а какие нарушаешь? Зачем людям нужны правила? Как поступить с тем, кто нарушает правила?
Её проживают дети всех возрастных групп в течение одного месяца Ребёнок начиная с ГКП проходит каждую ситуацию на определённом уровне сложности несколько раз за своё дошкольное детство По завершении проводится заключительный праздник В праздник включена «Проблемная педагогическая ситуация», что позволяет оценить, чему действительно научились дети «Ситуация месяца» объединяет в себе изучение программного материала, «Клубный час», «Рефлексивный круг», «Проблемную ситуацию» «Ситуация месяца»
Цель проведения – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения Этапы: - подготовительный (планирование ситуации, определение целей, разработка сценария) - создание ситуации, максимально приближенной к жизни «Проблемная педагогическая ситуация»
Предварительный опрос детей и родителей (как они видят заданную проблему, как решают) Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённого возраста Может проводиться без присутствия воспитателя (он наблюдает или слушает из укромного места) Чтобы дети усвоили «урок» ситуацию повторяют 3-4 раза, но моделируя сюжет «Проблемная педагогическая ситуация»
Цель – развитие гражданской позиции дошкольников, реальное включение родителей в жизнь детского сада Проводится ежемесячно и чаще всего за пределами детского сада Связана с ситуацией месяца тематически и методически Соблюдаются принципы добровольности участия и доступности смысла «Социальной акции» для ребёнка Предварительный опрос родителей по поводу их участия «Социальная акция»
Ситуация месяца Социальная акция «Мой дом – детский сад» Разработка детьми и родителями сюжетных уголков в группе и их реализация «Я - житель земного шара» Дети вместе с родителями решили переписываться с детьми из других стран «Рождественский подарок» Сбор и отправка игрушек в детский дом, поездка туда детей вместе с родителями «Моя семья – мои корни» Дети и взрослые писали письма родственникам, ходили к ним в гости, делали газету – поздравление в своём подъезде «Я живу в Москве» Дети высаживали выращенные из желудей дубки в ближайшем парке «Мы живём в России» Дети приглашали ветеранов, показывали концерт, выезжали в дом престарелых вместе с родителями, рисовали открытки с поздравлениями ветеранам Примеры «Социальных акций»
Задачи: - развитие навыков общения в разновозрастном коллективе - развитие самостоятельности и ответственности - создание ситуации, где формирование и передача игрового опыта происходит в естественной среде Заключается в предоставлении старшим детям возможности помочь и научить младших Используется в любом из режимных моментов, в том числе и в ходе «Клубного часа» «Дети – волонтеры»
Составление ежедневного и еженедельного плана посещения старшими детьми младших Выделить группу детей, желающих играть с малышами Организовать школу волонтёров для старших детей по темам: «Научим малышей играть» «Научим разрешать конфликты» «Научим одеваться» «Знаем, как помочь в проведении рисования, лепки, аппликации и т.д.» «Дети – волонтеры»
Это телефон доверия для детей, которые могут рассказать сказочному персонажу то, что не доверили бы взрослым Решает задачи: - развивать у детей умение выражать свои чувства - понять, что глубинно волнует ребёнка - определить степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии - дать от имени сказочного персонажа позитивную инструкцию поведения «Волшебный телефон»
Ребёнок говорит со сказочным персонажем в «Уголке уединения» Можно говорить по групповому телефону или принести специально украшенный «волшебный телефон» Предварительно выясняется, какие герои наиболее популярны у ребёнка Намечается примерный перечень вопросов, которые может задать персонаж Определяется цель общения с конкретным ребёнком (диагностика проблем, обратная связь по «Ситуации месяца» или «Клубному часу») «Волшебный телефон»
Позволяет ребёнку самому решать свои проблемы, найти решение в конфликтных ситуациях Шаги: Опишите, что вы видите или попросите детей рассказать, что происходит Опишите чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок Примите чувства ребёнка (посочувствуйте одному и другому) Попросите детей озвучить свои позиции друг другу Если этого недостаточно, напомните правила в группе Оставьте детей одних, пусть обсудят проблему друг с другом. Ключевые слова «вместе» и «устроит обоих» «Развивающее общение»
Если в группе произошла ситуация с нарушением правил, то на ближайшем рефлексивном кругу: Спросить у детей, не участвовавшие в нарушении, что они думают об этом Обратить внимание нарушителя на реакцию и чувства других детей Предложить детям правило и сделать его правилом недели (напоминать, рисовать его, повесить в группе) Спросить детей, что делать в следующий раз, если кто-то нарушит правило (кресло размышлений) Рефлексивный круг через «Развивающее общение»
Проводятся ежемесячно по желанию детей Связаны с ситуацией месяца Используются для развития навыков коллективной деятельности Имеют различные формы, используют изодеятельность , театральную деятельность и т.д. «Коллективные проекты»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками
Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками...
«Клубный час» - как современная технология социализации дошкольников.
Выступление на Р.М.О....
Семинар для педагогов ДОУ "Технологии социализации"
В представленной методической разработке рассказывается о современных технологиях социализации в ДОУ....
Разновозрастное общение в рамках работы по технологии социализации дошкольников Н.П. Гришаевой
Раскрываются особенности разновозрастного общения дошкольников. Работа в рамках технологии социализации....
Современные технологии социализации дошкольников
В презентации представлен обзор современных технологий позитивной и эффективной социализации детей дошкольного возраста....
Педагогическая технология социализации дошкольника
Клубный час - это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая уже 15 лет в Москве . Педагогическая технология его заключается в том, что дети могут в течение одного часа перем...